«Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
консультация на тему

Цель: Познакомить педагогов с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями.

Задачи:

·         Познакомить педагогов с  техниками речевого общения: «Я-высказывания», техники постановки вопросов в  стиле «адвокат» и «прокурор»;

·         Отработать навыки сообщения негативной информации  родителям;

·         Активизировать знания педагогов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

«Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

 

Цель: Познакомить педагогов с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с  техниками речевого общения: «Я-высказывания», техники постановки вопросов в  стиле «адвокат» и «прокурор»;
  • Отработать навыки сообщения негативной информации  родителям;
  • Активизировать знания педагогов по данной теме.

Ход  работы:

1.Приветствие. 
Цель: снятие эмоционального напряжения ,объединения  участников.
Все участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Здравствуйте.  Я сегодня вот такая!» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Все участники  говорят: «Здравствуй.  …. сегодня вот такая» (повторяет жесты и мимику …). Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»
Ведущий называет тему круглого стола.

2. Мини лекция «Вербальные средства общения». 
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними  информацией познавательного или  аффективно- оценочного характера»  (Психологический словарь, 1997, с. 232).  В процессе взаимодействия человек пользуется разными средствами общения, к ним относятся:  вербальные, невербальные, паралингвистические. Сегодня мы поговорим о вербальных средствах общения.  
К вербальным средствам общения относятся слова, которые мы произносим при взаимодействии с  людьми. Существуют принципы построения речевой коммуникации- это принцип кооперации (сообщение должно соответствовать цели и предмету разговора), принцип вежливости (тактичность, согласие, скромность, благожелательность и т.д.).  Для того, чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае, если педагог испытывает волнение перед разговором. Не стоит начинать с замечаний или критики- лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой. 
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести, как к непониманию  партнерами др.др., так и к открытому конфликту.
В сложных (конфликтных) ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я- высказывание» (предложен Томасом Гордоном в 1975г.) 
«Я-высказывание»    в отличие от «Ты-посланий»   не содержит негативной оценки, обвинения другого человека. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями использование «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и способствует развитию взаимопониманию. Вместо того, что бы обвинять партнера говорящий выражает проблему,  чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант приемлемого разрешения конфликта. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях. Что обеспечивает его автоматическое включение в напряженных обстоятельствах, (слайд «Алгоритм построения «Я- высказывания»)
Алгоритм построения «Я-высказывания»:

  • Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»).
  • Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь  не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
  • Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо».
  • Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с  Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство, потому что показывает вашу заинтересованность в конструктивных методах  решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие  трудности) положительное отношение к ребенку, а так же делание совместной работы с родителями.

3. Упражнение  «Скажи правильно» 
Цель: отработка навыка использования «Я- высказываний».
Участники делятся на пары: родитель-воспитатель. «Воспитателям» раздаются карточки с проблемным поведением ребенка (см.  приложение 1), задача: сообщить родителям информацию используя «Я- высказывания», затем «Ты- сообщения». По окончании упражнения «родители» высказываются о том, какое сообщение вызвали меньше отрицательных эмоций.

  • Мини лекция «Стили «адвоката» и «прокурора».

Еще  одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Педагоги со стажем  часто жалуются на то, что у них  появляется  особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется категоричность. Эта категоричность не способствует формированию  доброжелательной атмосферы и взаимопонимания. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь, одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя.
Стиль «адвокат» рекомендуется использовать  в общении с родителями когда:

  • Родители просят  совета педагога, обращаются за помощью. Делятся своими проблемами, интересуются поведением ребенка;
  • Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиции «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиции его защитника- человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат»- не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в  повествовательной форме, задавать вопросы гораздо труднее. Мы задаем вопросы. Что бы помочь, а не что бы обвинять.
Позиция «адвокат»:

  • Какой бы серьезной  ни была ситуация мы попытаемся найти выход;
  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит  существуют какие-то причины. Мы разрешим данную ситуацию.

Позиция «прокурор»:

  • В сложившейся ситуации есть доля вашей вины;
  • Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.
  • Упражнение «Пойми меня правильно».

Цель: отработка навыка постановки вопросов в стиле «адвокат». 
Содержание: Перед началом упражнения психолог сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике. 
Психолог разбирает одну-две ситуации вместе с участниками. Например, родитель приходит к  воспитателю и жалуется: «Мой ребенок часто жалуется на то, что его обижает Саша». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что ваш сын сам в этом виноват» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что это не справедливо. Как вы думаете, в чем причина? Мы попробуем разрешить эту ситуацию вместе. Хорошо, что вы пришли с этой проблемой. и т.д.». Затем ведущий предлагает участникам придумать свои ответы.
После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен в приложении 2.
Обсуждение: В процессе обсуждения психолог предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?
Методические рекомендации:
При выполнении упражнения некоторые слушатели замечают, что иногда бывает легче ответить собеседнику в повествовательной форме, чем сформулировать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной).
На семинаре предлагается  отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

  • Информационная справка.

Психолог знакомит педагогов с принципами  техники « сэндвича». 
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить 
позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).
Начать с хорошего.
Продолжить сложным и неприятным.
         Закончить хорошим.
 
8.Упражнение « Общение с родителем – это…» 
Цель: обобщить знания.
Участники делятся на две команды, и в течение 10 мин. Каждая подгруппа выполняет следующее задание. Первая –перечисляет критерии эффективного общения с родителями используя буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Вторая - первые буквы второго слова. Затем команды по очереди зачитывают составленные ими критерии.
9. Подведение итогов.

Приложение 1

Ребенка поздно забирают из детского сада.

Саша и Витя подрались.

Ребенок беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу, невзирая на  замечания.

Ребенок обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает. 

Ребенку сломали игрушку, с которой он пришел из дома.

Ребенок не  хочет заниматься.

Ребенок обманывает.

Ребенок материться.

Ребенок часто при ходит с не выполненным домашним заданием.

Ребенок часто приходит в детский сад  в грязной одежде.

 

 

Приложение 2 
"-------------------------------------------------------------------------
(ребенка поздно забирают из детского сада) 
Мой ребенок  не слушается бабушку, поэтому она не может забирать его из детского сада.
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок очень способный, я считаю, что он плохо учится, потому что учителя не понимают его.
"-------------------------------------------------------------------------
Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать.
"-------------------------------------------------------------------------
Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое?
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок очень стеснительный. Поэтому он не поднимает руку на занятии, я боюсь, что вы считают, что он ничего не знает.
"-------------------------------------------------------------------------
Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не нравится Васина семья.
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть?
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят.
"-------------------------------------------------------------------------
Я считаю, что некоторые педагоги постоянно кричат на моего ребенка, но он не говорит об этом.
"-------------------------------------------------------------------------
Моя дочь — талантлива. Наташа  замечательно  рассказывает стихи, почему  она не выступает на утренниках?
"-------------------------------------------------------------------------
Мой сын, ему уже 4 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее.
"-------------------------------------------------------------------------
Почему вы не берете моего ребенка на открытые занятия?

 

Информационный лист педагогам.
«Эффективное взаимодействие с родителями» 
Алгоритм построения «Я-высказывания»:

  • Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»).
  • Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь  не обвинять ни родителей ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
  • Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о дом, что обижать друг друга нехорошо».
  • Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с  Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».

Стиль «адвокат» рекомендуется использовать  в общении с родителями когда:

  • Родители просят совета педагога, обращаются за помощью. Делятся своими проблемами, интересуются поведением ребенка;
  • Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиции «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиции его защитника- человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат»- не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в  повествовательной форме, задавать вопросы гораздо труднее. Мы задаем вопросы. Что бы помочь, а не что бы обвинять.
Позиция «адвокат»:

  • Какой бы серьезной  ни была ситуация мы попытаемся найти выход;
  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит  существуют какие-то причины. Мы разрешим данную ситуацию.

Позиция «прокурор»:

  • В сложившейся ситуации есть доля вашей вины;
  • Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).

  • Начать с хорошего.
  • Продолжить сложным и неприятным.
  •  Закончить хорошим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения(по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду ...

Семинар для педагогов «Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»

Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информац...

Практический семинар для педагогов ДОУ. Эффективное взаимодействия педагогов с родителями посредством общения.

Развитие коммуникативной компетенции педагога - залог эффективного взаимодействия с родителями дошкольников....

Семинар с элементами тренинга для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар с элементами тренинга«Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»Идея:  «Для того  чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь ...