Итоговая работа "Воспитание у детей любви к родному городу"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Жебровская Наталья Владимировна

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия. Наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx73.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Воспитание у детей любви к родному городу

(исследовательская работа)

Исполнитель:

Жебровская Наталья Владимировна,

воспитатель МАДОУ Детский сад № 15 «Журавушка», г. Берёзовский

                                                                                       Консультант:

                                                                                       Дорн Марина Викторовна,

                                                                                       К.п.н., заведующая кафедрой

                                                                                       ДО КРИПКиПРО

Кемерово 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ГОРОДУ        

1.1.        СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        

1.2.        МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ        

2.        ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МАДОУ «ЖУРАВУШКА» ГОРОДА БЕРЁЗОВСКИЙ)        

2.1.        АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ У ДОШКОЛЬНИКОВ В МАДОУ «ЖУРАВУШКА»        

3.        ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ГОРОДУ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

ПРИЛОЖЕНИЯ        


ВВЕДЕНИЕ

Идеи патриотического и гражданского воспитания чрезвычайно актуально в настоящее время, особенно в условиях поликультурного общества, когда возрастают проявления бездуховности, безнравственности, непринятия родной культуры, Родины, потребности в межкультурном общении, сохранения и развития национальных культур и языков, возрождения народных традиций, что в свою очередь приводит к потере целых поколений людей, оторванных от понятий «Родина» и «патриотизм». Поэтому в последнее время значительное место отводится вопросам воспитания патриотизма подрастающего поколения в системе образования.

Дошкольное детство – важнейший этап развития человека. В этом возрасте ребенок начинает открывать для себя город или поселок, в котором живет и который становиться для него необходимой средой существования. Сегодня система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, уважающих права и свободы личности, обладающих высшей нравственностью и проявляющих национальную и духовную терпимость[1].

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, родному краю, своей малой Родине. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному краю, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Целью воспитательного процесса в учреждениях дошкольного образования должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

В связи с вышеперечисленным определилась тема нашего исследования.

Цель исследования: определить возможности ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к городу

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к городу.
  2. Проанализировать опыт работы МАДОУ «Журавушка» города Берёзовский по формированию у дошкольников знаний о родном городе.
  3. Предложить пути совершенствования работы по ознакомлению дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к городу.

Объект исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Журавушка» г.Берёзовский.

Предмет исследования: воспитание любви к родному городу у детей дошкольного возраста в МАДОУ «Журавушка»

Для решения поставленных задач использованы  следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и иных источников информации; изучение и обобщение опыта, наблюдение, сравнение.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ГОРОДУ

  1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Термин социокультурный        состоит из двух основ: социо и культурный. Социо значит «общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутри него, его развитию». Культурный - «относящийся к культуре». Таким образом, понятие социокультурный предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры[2]. Это особенно важно учитывать при ознакомлении детей с ближайшим окружающим миром – родным краем, и прежде всего с культурным обликом города, его достопримечательностями, историческим прошлым, т.е. культурой в широком смысле слова.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», основанная на знании культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умений понимать и правильно использовать их  в процессе общения.

Сегодня для педагога важно творчески подойти к проблеме развития социокультурной компетентности детей. Чтобы сформировать у ребенка целостное представление об окружающем мире, необходим культурологический подход к изучению стран и регионов: следует уделять внимание сведениям исторического характера, подчеркивая связь прошлого, настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, экономическому и историческому изучению природы, населения, экономическому и культурному развитию областей и мира в целом.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Начиная уже с педагогической теории Яна Амоса Коменского икончая современной педагогикой, менялось отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам. Коменского Я.А. в своѐм труде «Мир чувственных вещей в картинках»[3] воплотил свою концепцию ознакомления ребѐнка с окружающиммиром. Его труд – своеобразная концепция для детей, в которой мир представлен ребѐнку во всѐм многообразии и на уровне развития науки тоговремени. Из картинок и коротких рассказов к ним малыш мог узнать о первых занятиях человека на земле – садоводстве, земледелии, скотоводстве.Ещѐ Я.А. Коменский в своей «Материнской школе»[4] указывал: до шестилет ребѐнок должен познать «место, где он родился и где живѐт: деревню,город, крепость или замок» и овладеть «началом какого-либо ремесла или труда». Прогрессивные деятели того времени К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстойсчитали, что воспитание ребѐнка должно быть насыщено содержанием жизнивзрослых людей, что рано приобщать детей к культуре и быту своего народа,к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался навведение ребѐнка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать ребѐнку ощущение полного слияния со своим народом.

Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития[5].

Воспитание в социальном смысле понимается как уникальное явление,функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни[6].

Дело в том, что в отличие от взрослых, уже много знающих и понимающих, всегда стремящихся в будущее или сожалеющих о прошлом, имеющихцель каждого конкретного действия и деятельности и видящих иногда только ее, ребенок действительно воспринимает мир как макрокосм. Он обживает, осваивает мир, воспринимает его не просто на другой стадии развитиямышления, «магически»: он «врастает» в него, создавая свой микрокосм поаналогии, подражая реальности или опровергая ее, т.е. действуя, решая внастоящем порой самые невероятные философские проблемы смысла жизни и смерти, борьбы добра и зла[7].

Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края - важный и актуальныйсоциокультурный аспект. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Любой край, где бы человек нежил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Любой город имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наши города преобразились: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Важным для нашей работы явилось определение тех принципов, на которых должна строиться работа с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом. Эта проблема рассматривается педагогами С.А.Козловой,М.Д.Маханёвой , Л.Е.Никоновой.

Одним из главных принципов отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению. Ребята легче усваивают материал жизненно близкий, понятный, который они могут непосредственно воспринимать. Материал о родном городе, живущих в нём людях, природе родного края является основой формирования более абстрактных понятий о республике, стране, других республиках и городах Родины. Обращение к близкому материалу при ознакомлении дошкольников с Родиной не имеет ничего общего с «местным квасным патриотизмом». Воспитание любви к родному, близкому не самоцель, а лишь совершенно необходимый педагогический приём формирования у дошкольников таких сложных понятий, как «республика», «страна», «родина», воспитания на этой основе высших нравственных чувств.

Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несфо-рмированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

Принцип гуманизации предпологает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Принцип «позитивногоцентризма» заключается в отборе знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.

Педагоги также выделяют принцип рациональногосочетания разных видов деятельности,адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Не менее важную роль играют принцип деятельностного подхода и принцип развивающего обучения, основанный на детской активности.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту (И.А.Колесникова, И.К.Рыбакова)[8].

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна.

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы. Прилегающих к ней улиц; историю возникновения названий, основные достопримечательности и т.п. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура и т.д. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета коже и вероисповедания.

Знакомя детей с историческим прошлым своего края, особый акцент необходимо сделать на культурном облике родного города, показывая его как результат огромной созидательной деятельности всех предшествующих поколений.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Таким образом, целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Ознакомление дошкольников с родным городом является частью проблемы приобщения детей к социальной действительности. В этой связи для нас большой интерес представляет исследование вопросов методики приобщения детей к социальной действительности, осуществлённое российским учёным С. А. Козловой[9].

Для решения задач ознакомления дошкольников с социальной действительностью автор предлагает четыре группы методов:

  1. Методы повышающие познавательную активность;
  2. Методы, повышающие эмоциональную активность;
  3. Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
  4. Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

К первой группе относятся следующие методы:

  • элементарный и каузальный анализ. В процессе элементарного анализа дети уясняют внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые составляющие. Каузальный анализ позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе;
  • синтез как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом;
  • сравнение по контрасту и по подобию;
  • метод моделирования и конструирования. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребёнка с социальным миром. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители;
  • метод постановки вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы,грамотно и чётко их формулировать;
  • метод повторения. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём;
  • решение логических задач. Может выступать и в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности.

Ко второй группе методов и приёмов, повышающих эмоциональную активность детей в процессе ознакомления с социальной действительностью, относятся:

  • игровые приёмы (воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации);
  • сюрпризные моменты и элементы новизны.

В третью группу методов и приёмов входит:

  • приём предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности;
  • перспективное планирование. Суть его состоит в том, что детям предлагают продумать, где, зачем и как могут пригодиться то или иное умение, те или иные знания;
  • обогащение настоящей деятельности через другую «Вы не знаете, как можно играть в путешествие по городу? Сегодня мы отправимся на экскурсию по городу, а затем вы сможете играть в такую интересную игру»;
  • беседа с детьми о том, как можно «в это» играть, что можно сделать из рисунков.

Четвёртую группу методов - коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире - можно условно разделить на два больших блока: уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребёнка, уточнение и коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах, непосредственно касающихся жизни ребёнка и его личностного развития.

В результате изучения теоретических аспектов ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю можно сделать следующие выводы:

  1. Ознакомление дошкольников с историей родного края - важный и актуальный социокультурный аспект. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
  2. Целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
  3. Выявлены принципы, методы, формы, условия успешной организации работы по воспитанию у дошкольников любви к родному городу.


  1. ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИК РОДНОМУ ГОРОДУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МАДОУ «ЖУРАВУШКА» ГОРОДА БЕРЁЗОВСКИЙ)

  1. АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ У ДОШКОЛЬНИКОВ В МАДОУ «ЖУРАВУШКА»

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом спецификисубъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

В ходе исследования было выявлено, что в соответствии со своим статусом МАДОУ «Журавушка» реализует основную образовательную программу дошкольного учреждения. Кроме того, детский сад реализует две дополнительные общеразвивающие программы:

  • группы кратковременного пребывания детей раннего возраста КРОХА;
  • для детей старшего дошкольного возраста БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК.

Основная образовательная программа   МАДОУ  Детский сад №15 «Журавушка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативное развитие, познавательно развитие,  речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Основная образовательная программа  МАДОУ разработана на основе ФГОС и состоит из двух частей:

Основная часть программы составлена с учетом примерной программы общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморовой,М.А.Васильевой.

Вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса,  составлена с учетом  парциальной  программы  Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеев, Н.П. Кочетова  Программа «Кроха». Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н.Князева О.Л. «Безопасность», И.А.Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений», В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», дополнительная коррекционно – развивающая   программа  для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый язычок»,   Т.С.Комарова  А.В. Антонова, М.Б. Зацепина «Красота. Радость. Творчество» А.В.Щёткина «Программа театральных занятий с детьми 5-6 лет» Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», С.Н.Николаева «Живая экология».

В непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментах педагоги дают детям краеведческие сведения о родном городе, Кемеровской области, об истории его возникновения, о его достопримечательностях (в приложении1 указаны компоненты патриотического воспитания в образовательной области «Познавательное развитие»). Они воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. В работе используются разнообразные методы и формы  организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки,  наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

В ДОУ специально создан музей для решения данных задач.

Цельюданной работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи:

  1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  3. Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.
  4. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  5. Познакомить с культурой и традициями  Кемеровской области.
  6. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды[10].

В приложении2 «Примерное планирование работы для детей старшего возраста» указаны виды деятельности педагога для реализации регионального компонента второй части основной образовательной программы МАДОУ «Журавушка».

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении существует и реализуется региональный компонент, целью которогоявляется развитие духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. То есть воспитание любви к родному городу,хотя и проводится, но осуществляется бессистемно, нецеленаправленно. Педагоги часто не дифференцируют занятия по ознакомлению с окружающим и занятия по развитию речи, перегружают содержание занятий, не придерживаются принципа от близкого к далёкому при ознакомлении дошкольников с окружающим, затрудняются в формулировке задач в таких занятиях. Вместе с тем в годовом плане работы детского сада ставится задача воспитания у детей чувства национального самосознания путём приобщения к культурным ценностям своей страны и педагогами планируются занятия, направленные на ознакомление детей с народными промыслами, фольклором. В группах имеются этноуголки, где хранятся оформленные папки с информацией о народных промыслах, природе нашего края, о городах области, столице области и городе. Вместе с тем, эти уголки, как показало наблюдение, не вызывают особого интереса у детей.

Наблюдения свидетельствуют, что в отношении некоторых воспитателей к работе по ознакомлению дошкольников с родным городом отмечается формализм. Занятия проводятся, потому что они запланированы, но заинтересованности со стороны воспитателей не наблюдается, что сказывается на детях.

Беседа с заведующей и заместителем заведующего по основной деятельности показала, что администрация детского сада озабочена состоянием проблемы патриотического воспитания дошкольников, понимает необходимость поднятия её на новый уровень.

Вывод: исследование позволило выявить и обосновать педагогические причины низкой эффективности исследуемого процесса. В их числе:

  • воспитательный процесс детского сада слабо ориентирован на патриотическое воспитание дошкольников;
  • имеющийся опыт отличается эпизодичностью, отсутствием целенаправленности и систематичности;
  • в педагогическом коллективе недостаточное внимание уделяется образованию самого педагога, умению транслировать детям своё отношение к окружающему миру;
  • отсутствие сотрудничества между детским садом и семьёй по формированию у дошкольников начал патриотизма.

Всё это свидетельствует о необходимости организации специальной работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом.


  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ГОРОДУ

Результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что социализация осуществляется в системе.

С целью ознакомления воспитателей с современным состоянием и проблемами воспитания любви к родному городу дошкольников в психолого-педагогической литературе и путями её решения в педагогической практике провести ряд мероприятий:

  • консультации «Актуальность проблемы. Пути, методы и средства воспитания любви к родному городу у дошкольников»;
  • организовать экскурсии по городу;
  • составить информационные листки, в которых содержалась бы информация о возникновении города, историческом прошлом области, достопримечательностях города.

С целью систематической и целенаправленной работы над воспитанием любви к родному городу создать рабочую группу, разработать и утвердить «дорожную карту» по обеспечению введения краеведческой работы в образовательном учреждении.

Разработать и внедрить дополнительную образовательную программу или проект, основной целью которого должно быть воспитание гражданина и патриота своей страны, а также формирование нравственных ценностей, создание среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию, ориентирование родителей воспитанников на патриотическоевоспитание детей в семье.

В данном продукте необходимо предусмотреть объём информации о родном городе, который необходимо сообщить старшим дошкольникам, а также объём знаний, которые должны быть сформированы у них в процессе ознакомления с родным городом. Это должно придать определённую направленность занятиям, способствовать формированию ясных представлений о том, чего мы должны добиться в результате своей работы. При отборе содержания информации, которую необходимо сообщить детям, а также знаний, которыми дошкольники должны овладеть, необходимо исходили из требований научности знаний, доступности, учитыватьвозрастные возможности ребёнка.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами, поэтому рекомендуем спланировать систему работы по модулям. Это разделение условное и в течение всего учебного года идет интеграция этих модулей. Каждый модуль должен иметь свою цель, задачи, предварительную работу и итоговые мероприятия.

Организовать внешнее взаимодействие:

  1. Необходимо при работе с родителями  по  проблеме  ознакомления  детей с родным  краем  предусматривать  следующие  этапы:
  • Выявление  родительских  пожеланий  и  заинтересованности  в  получении  детьми  знаний о родном  крае.
  • Предложение родителям  задачи  ознакомления  дошкольников  с  историей,  культурой  и  природой  родного  края,  как  приоритетного  направления  деятельности  ДОУ.
  • Повышение уровня  знаний  и  педагогической  компетентности  родителей  в  вопросах  ознакомления детей  с  родным  краем.
  • Организация  совместной деятельности родителей  и  учреждения.Создание  коллектива  единомышленников.
  • Консультации,  рекомендации,  советы  родителям  по  ознакомлению  ребёнка  с  родным  городом  дать  в  индивидуальных  беседах,  на  родительских  собраниях,  поместить  в родительские  уголки.

Родители так же могут привлекаться к  работе  над  проблемой  воспитания  у  детей  любви  к  родному  городу,  посредством  выполнения   с  ними  домашних  заданий,  которые будут  предусмотрены в содержании  занятий.

  1. Взаимодействие с социумом:
  • участие в муниципальных и областных конкурсах и других мероприятиях;
  • сотрудничество с администрацией города; музеем; библиотекой; городским центром творчества и досуга и другими организациями города.

Таким образом, эффективное формирование представлений об окружающей социальной действительности возможно при соблюдении следующих условий:

  • осуществляется акцентуация внимания педагогического коллектива на проблеме патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом, особенностях и технологии этой работы с детьми;
  • познавательный материал должен быть отобран с учётом психологических и возрастных особенностей, с опорой на краеведческий материал, что обеспечит постепенный переход от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому;
  • в ходе работы необходимо формировать у детей интерес к знаниям, эмоционально-положительное отношение к полученным сведениям, чтообеспечит личностное отношение к фактам, событиям, явлениям жизни города, создаст условия для активного приобщения детей к социальной действительности;
  • при ознакомлении дошкольников с родным городом, введение детей в социальную действительность должны быть использованы доступные формы работы, соответствующие конкретно-образному характеру мышления дошкольников и учитывающие их интересы (экскурсии, прогулки, дидактические игры);
  • осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и др.).

Вывод: На основании выявленных причин низкой эффективности исследуемого вопроса предложены следующие пути совершенствования работы по ознакомлению дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к городу:

  1. Ознакомление воспитателей с современным состоянием и проблемами воспитания любви к родному городу дошкольников.
  2. Разработать и внедрить дополнительную образовательную программу или проект, основной целью которого должно быть воспитание гражданина и патриота своей страны, а также формирование нравственных ценностей, создание среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию, ориентирование родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
  3. Организовать внешнее взаимодействие: работа с родителями; участие в муниципальных и областных конкурсах и других мероприятиях; сотрудничество с администрацией города; музеем; библиотекой; городским центром творчества и досуга и другими организациями города.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приобщение детей к культуре и традициям своего края является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что в последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному городу.

Цель нашего исследования заключалась в определении возможности ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к городу.

В связи с этим были решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к городу; проанализирован опыт работы МАДОУ «Журавушка» города Берёзовский по формированию у дошкольников знаний о родном городе; предложены пути совершенствования работы по ознакомлению дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к городу.

В ходе данной работы сделаны следующие выводы:

Во-первых,  ознакомление дошкольников с историей родного города - важный и актуальный социокультурный аспект. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

Целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Выявлены принципы, методы, формы, условия успешной организации работы по воспитанию у дошкольников любви к родному городу.

Во-вторых, исследование позволило выявить и обосновать педагогические причины низкой эффективности исследуемого процесса в МАДОУ «Журавушка». В их числе:

  • воспитательный процесс детского сада слабо ориентирован на патриотическое воспитание дошкольников;
  • имеющийся опыт отличается эпизодичностью, отсутствием целенаправленности и систематичности;
  • в педагогическом коллективе недостаточное внимание уделяется образованию самого педагога, умению транслировать детям своё отношение к окружающему миру;
  • отсутствие сотрудничества между детским садом и семьёй по формированию у дошкольников начал патриотизма.

Всё это свидетельствует о необходимости организации специальной работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом.

В- третьих, на основании выявленных причин низкой эффективности исследуемого вопроса предложены следующие пути совершенствования работы по ознакомлению дошкольников сродным городом как средство воспитания любви к городу:

  1. Ознакомление воспитателей с современным состоянием и проблемами воспитания любви к родному городу дошкольников.
  2. Разработать и внедрить дополнительную образовательную программу или проект, основной целью которого должно быть воспитание гражданина и патриота своей страны, а также формирование нравственных ценностей, создание среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию, ориентирование родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
  3. Организовать внешнее взаимодействие: работа с родителями; участие в муниципальных и областных конкурсах и других мероприятиях; сотрудничество с администрацией города; музеем; библиотекой; городским центром творчества и досуга и другими организациями города.

Таким образом, у детей дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному городу в результате ознакомления с городом, если правильно осуществить работу по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия. Наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веснина, Т. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края / Т. В. Веснина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения . 2013. №33-2. С.77-81.
  2. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, об учащихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ ред. Н.В. Микляевой. - Москва :Юрайт, 2013. - 510 С.
  3. Горохова, Н. А. Краеведческий аспект как фактор социализации детей дошкольного возраста / Н. А. Горохова, Е. Г.Араканова// Обучение и воспитание: методики и практика . 2015. №18. С.195-200.
  4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос.акад. образования. – Москва : Просвещение, 2009. – 29 С.
  5. Итова, Ф. М. Формирование элементарных представлений и интереса к истории своего родного края / Ф. М Итова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения . 2012. №28. С.196-199.
  6. Казаева, Е. А. Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста / Е. А. Казаева // МНКО . 2014. №4 (47). С.187-190.
  7. Козлова, С. А.Дошкольная педагогика : учебник длястудентов учреждений среднегопрофессионального образования поспециальности "Дошкольное образование" /Козлова Светлана Акимовна ; КуликоваТатьяна Абрамовна. - 5-е издание,стереотипное. - Москва : Академия, 2007, 36 С.
  8. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений / С.А.Козлова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 С.
  9. Коменский, Я.А. Материнская школа / Коменский Ян Амос // История дошкольной зарубежной педагогики. – Москва : Просвещение.
  10. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках / Коменский Ян Амос // История дошкольной зарубежной педагогики. – Москва : Просвещение.
  11. Негина, Т.А. Приобщение дошкольников к родной культуре / Т. А. Негина // Обучение и воспитание: методики и практика . 2015. №18. С.218-223.
  12. Основная образовательная программа дошкольного учреждения МАДОУ Детский сад №15 «Журавушка» [Электронный ресурс] / Березовский, 2015. – Режим доступа :http://jurav.ru/index.php/o-sadike/obrazovanie, свободный (дата обращения 31.03.2016. – Загл. с экрана).
  13. Ушакова, К. В. Патриотизм как важный элемент формирования личности / К.В. Ушакова, С. С. Касимова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2012. №8. С.288-292.
  14. Хилобок, З.Г., Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / З. Г. Хилобок,Н. В. Каракулина, Н. В. Кранина// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2015. №11-4. С.28-30.
  15. Шестакова, Л. А. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Шестакова Л. А.,Бадгудинова В.Р., Сорокина Г.В., Леонова Н.Ф.// Обучение и воспитание: методики и практика . 2015. №23. С. 74-78.
  16. Ясева, Н. Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Ясева Наталья Юрьевна // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология . 2011. №3. С.346-348.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Приложение 2

Примерное планирование работы

для детей старшего возраста

Сроки

Тема

Цели

Форма проведения

сентябрь

1. «Знаешь ли ты свой город?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

2. «Угадай, где я нахожусь?»

Закрепить знания детей о достоприм-ностях родного посёлка

Дидактическая игра

3. «Где я отдыхал летом?»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Рисование

октябрь

«История возникновения родного города»

Познакомить детей с историей возникновениягорода, его постройками. Воспитывать интерес к истории

Занятие в мини-музее

«Центральная улица города»

Сравнить улицу первоначальную  (увиденную на фото) и современную

Дидактическая игра

«Улицы родного города»

Учить передавать красоту родного  города

Изобразительная деятельность

Вечер народных песен

Знакомство с песенным наследием

«Музыкальная гостиная»

           Ноябрь

«Достопримечательности родного города»

Закрепить знания детей о достоприм. города Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города  

Занятие в мини-музее

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного города

Дидактическая игра

«Русская изба в Сибири»

Знакомить детей с историей строительства домов

Изготовление мини-музея в группах.

«Придумай названия будущим улицам посёлка»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

               Декабрь

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии города от профессий села.

Дидактические игры

«Все профессии важны»…

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

Встреча со знаменитыми людьми района

«Делу – время, потехе – час»

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок в мини-музее

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции

Занятие с использованием мультимедийного проектора

               Январь

«Флора и фауна Кемеровской обл.»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире Кемеровской области

Экскурсия в мини-музей

«Кто живет в Поволжской степи?»

Вечер загадок

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе области

Акция

«Птицы Кемеровской обл.

Формирование знаний о птицах Кемеровской обл, поиск необходимой информации совместно с родителями.

Изготовление альбома

«Знай и люби родную природу»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Занятие, поход в зимний лес (совместно с родителями)

                 Февраль

«Откуда хлеб пришел?»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Оформление альбома

«Узнай на вкус»

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий

Игра

«Булочная»

Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

Сюжетно – ролевая игра

Экскурсия в хлебный магазин

Вечер знакомства с фольклором Кемеровской обл.

Знакомство с песенным наследием

«Музыкальный калейдоскоп» с использованием проектора

                 Март

«Полезные привычки»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа

«Веселые старты»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивные соревнования

«Атлант»

Дать детям знания о спортивном комплексе

Видео-экскурсия на стадионы

                     Апрель

«Крестьянская изба»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Экскурсия в музеи

«Что лишнее?»

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города и села.

Дидактическая игра

Сделаем наш город чище

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Моя Родина – моя область»

Обобщить знания о флоре и фауне ; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок

Защита проекта

   Май

«Этих дней не смолкнет слава!»

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ, формировать представления о празднике День Победы,

Встреча с ветеранами

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия на мемориал

«Спортивные состязания»

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!»

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Диагностика


[1]Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос.акад. образования. – Москва : Просвещение, 2009. – 29 С.

[2]Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, об учащихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ ред. Н.В. Микляевой. - Москва :Юрайт, 2013. - 510 С.

[3]Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках / Коменский Ян Амос // История дошкольной зарубежной педагогики. – Москва : Просвещение.

[4]Коменский, Я.А. Материнская школа / Коменский Ян Амос // История дошкольной зарубежной педагогики. – Москва : Просвещение.

[5]Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование" / Козлова Светлана Акимовна ; Куликова Татьяна Абрамовна. - 5-е издание, стереотипное. - Москва : Академия, 2007, 36 С.

[6] Тот же

[7]Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, об учащихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ ред. Н.В. Микляевой. - Москва :Юрайт, 2013. - 510 С.

[8]Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений / С.А.Козлова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 С.

[9]Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений /С.А.Козлова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 С.

[10]Основная образовательная программа дошкольного учреждения МАДОУ Детский сад №15 «Журавушка» [Электронный ресурс] / Березовский, 2015. – Режим доступа : http://jurav.ru/index.php/o-sadike/obrazovanie, свободный (дата обращения 31.03.2016. – Загл. с экрана).