УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Старшинова Евгения Александровна

 Статья раскрывает необходимые условия для продуктивной работы по формированию у старших дошкольников с нарушением зрения навыков словообразования и словоизменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Е.А. Старшинова  г. Рязань

В последнее время значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые в дальнейшем могут привести к слепоте, слабовидению, большой потере зрения.

Нарушение зрения у детей ведёт к нарушению зрительного восприятия, развитие которого неотделимо от овладения речью и от познания окружающего ребёнка мира.

Л.С. Волкова указывает, что среди слабовидящих детей с нарушением речи наиболее часто встречается системное недоразвитие речи, являющееся вторичным дефектом, разнообразным по своей структуре, и значительно чаще встречающееся, чем у их зрячих сверстников.[1] К основным проявлениям системного недоразвития речи относятся:

 - нарушение семантической стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета (вербализм)[2];

- использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе;

- эхолалии,

- неупотребляемость развернутых высказываний из-за отсутствия зрительных впечатлений.

 Грамматический строй речи формируется лишь на основе определенного уровня развития у ребенка всех психических функций (когнитивного развития). Дети с нарушениями зрения и с сохранным интеллектом, как и их сверстники без патологии зрения, в начале осваивают более простые грамматические формы, постепенно переходя к более сложным. Развитие и усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. Одной из особенностей речевых нарушений у слабовидящих детей 6-7 лет является несформированность лексико-грамматического строя, в частности навыков словообразования и словоизменения.

Проводя логопедическое обследование грамматического строя речи старших дошкольников (возраст 6-7 лет) с нарушением зрения мы исследовали навыки словообразования и словоизменения, так как, на наш взгляд, в овладения данными навыками развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах.[3] Анализ данных логопедического исследования поможет выявить тех детей, у которых нарушение зрительного восприятия обусловливает существенные пробелы в сфере словообразования и словоизменения в устной речи, что в дальнейшем способствует затруднениям на письме и возникновению оптической дисграфии. С целью проведения исследования нами была взята тестовая методика изучения речи  разработанная Т.А. Фотековой.[4]

 При использовании данной методики, мы учитывали требования к методическому и демонстрационному материалу, которые заключаются в том, что, пропорции изображений, предъявляемых ребёнком должны быть соотнесены с реальными объектами;  цвет изображения должен быть соотнесён с реальным цветом объектов и иметь высокий цветовой контраст; ближний, средний и дальний планы должны быть чётко выделены. При индивидуальной работе с ребёнком материал предъявляется с расстояния не более чем 30—35 см от глаз ребенка. Материал на фронтальном занятии предъявляется не далее 1 м от глаз с дополнительным индивидуальным показом, картинки — на определенном фоне под углом 5—45° относительно линии взора. Сюжетные картинки со сложным фоном должны быть свободны от лишних деталей. В цветовой гамме должны преобладать желтые, красные, оранжевые и зеленые тона т.к. для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.[5]

При подборе и предъявлении дидактического материала рекомендуется учитывать зрительные возможности детей и типы зрительных нагрузок.

В ходе проведённой работы мы установили что, грамматический строй речи, в частности, навыки словообразования и словоизменения, у детей 6-7 лет с нарушением зрения имеет ряд особенностей, а именно: трудности в преобразование единственного числа имен существительных в множественное число именительного падежа (морфологический аграмматизм). Имеются ошибки на образование форм множественного числа родительного падежа (морфологический аграмматизм). Усвоение навыков словоизменения у обследуемых затруднено, а навыки словообразования оказались еще более не сформированы, чем навыки словоизменения.

В ходе исследования навыков словообразования и словоизменения мы выявили, что средний процент успешности выполнения по всем группам проб у детей со зрительными диагнозами составил 43 %, что значительно ниже установленной методикой нормы и это говорит о стойкости речевого дефекта и необходимости целенаправленной комплексной коррекционно-логопедической помощи. Анализ индивидуальных речевых профилей показал нам, что тяжесть зрительного диагноза оказывает непосредственное влияние на  формирование навыков словоизменения и словообразования и,

впоследствии эти данные позволят нам составить для каждого ребёнка индивидуальную коррекционно-логопедическую программу по формированию грамматического строя в соответствии с его особенностями зрительного восприятия и уровнем успешности выполнения заданий при исследовании. Подгрупповые занятия по коррекции грамматического строя речи в области навыков словообразования и словоизменения мы предлагаем проводить, объединив детей в подгруппы по сложности зрительного диагноза для получения наиболее эффективного результата коррекционно-логопедической работы.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
  2. Выготский, Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности / Л. С. Выготский, А. Г. Литвак. - М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
  3. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. Издательство Секачев В., 2010
  4. Фотекова Т.А.  Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / -М.:  Айрис-пресс, 2007. -96 с.
  5. Лапп Е.А.Развитие связной речи у детей 5 — 7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Статья посвещена характерным особенностям зрительного восприятия детей с различной зрительной патологией....

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...

Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»

Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...

Особенности зрительного восприятия сюжетных изображений детьми с нарушением зрения.

В презентации даны краткие рекомендации для взрослых по организации с ребенком, имеющим нарушение зрения,  ракссматривания картин, сюжетов, предметов....