Особенности организации образовательной детельности с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Сборник посвящен проблеме организации обучения детей дошкольного возраста на современном этапе в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. В нем представлены особенности организации образовательной деятельности в т.ч. проведения непрерывной  образовательной деятельности (далее – НОД) с детьми дошкольного возраста. Даны принципы, обеспечивающие реализацию  деятельностного подхода, которые необходимо учитывать при организации НОД; мотивация детей в ходе НОД; примерные формы организации образовательной деятельности во время занятия; сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС. Достаточно подробно рассмотрена структура и компоненты непрерывной образовательной деятельности.

Адресуется воспитателям и старшим воспитателям образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Кургана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Кургана

«Детский сад общеразвивающего вида № 61 «Радужный»

ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Подготовили воспитатели:

Гревцева М.А, Сафронова Т.М.

Курган, 2016

Сборник посвящен проблеме организации обучения детей дошкольного возраста на современном этапе в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. В нем представлены особенности организации образовательной деятельности в т.ч. проведения непрерывной  образовательной деятельности (далее – НОД) с детьми дошкольного возраста. Даны принципы, обеспечивающие реализацию  деятельностного подхода, которые необходимо учитывать при организации НОД; мотивация детей в ходе НОД; примерные формы организации образовательной деятельности во время занятия; сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС. Достаточно подробно рассмотрена структура и компоненты непрерывной образовательной деятельности.

Адресуется воспитателям и старшим воспитателям образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Уважаемые коллеги!

Долгое время основной формой организации обучения в детском саду считалось учебное занятие, строящееся по типу школьного урока. Вооружение детей, знаниями, умениями и навыками, привитие послушания рассматривались как главная цель образовательной деятельности.  Активность самих детей подавлялась в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Содержание занятия жестко регламентировалось методическим пособием реализуемой программы. Содержание отдельного предметного занятия не было взаимосвязано с содержанием другого вида занятия.

         В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 ноября 2013 г. N 1155) образовательную деятельность следует осуществлять в процессе организации детских видов деятельности, как в совместной деятельности взрослого с детьми, так  и в самостоятельной деятельности детей. Главная цель - содействие становлению ребенка как личности. Это предполагает развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования; развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Занятие не рассматривается как основная форма образовательной деятельности.

Это тревожит: трудно отказаться от привычного стиля работы, найти и освоить наиболее адекватные потребностям детей и возможностям педагога формы работы. Много вопросов возникает о том, останутся ли  занятия, как спланированная и целенаправленно организованная,  регламентированная по длительности форма совместной  деятельности педагога и детей в дошкольной практике. Как их называть, как их организовывать.

 Многим педагогам психологически трудно отойти от сложившихся стереотипов (например, «вкладывать» в ребенка как можно больше информации), сменить ценностные ориентиры, осознанно прийти к собственной рефлексии и быть готовым к принятию принципиально иной педагогической позиции. 

Время перемен и законы развития заставляют нас учиться,

переучиваться и повышать квалификацию,

изучать, сравнивать, оценивать и выбирать.

Давайте делать это вместе!

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 1. Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС

Характеристика

Традиционное образование

Образование  в соответствии с ФГОС ДО

Ценностная ориентация

Система ценностей конкретного общества и государства.

Общечеловеческие ценности.

Целевая направленность

Формирование определенных знаний, умений и навыков.

Формирование личности.

Доминирующая составляющая

Обучение, которое ведёт за собой развитие ребёнка.

Развитие. Не всякое обучение ведёт за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития

Ориентация

На «среднего» ребёнка.

Личностная, учитывающая индивидуальные способности каждого ребёнка.

Позиции участников

Взрослый – субъект процесса образования, ребёнок – объект его педагогических воздействия, исполнитель планов.

Взрослый и ребёнок – субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству).

Активность участников

Взрослый занимает более активную позицию. Он – обучающий (ведущий); ребёнок – обучающийся (ведомый).

Активны и взрослый, и ребёнок как участники совместной деятельности.

Основная деятельность

Учебная.

Специфические детские виды деятельности.

Обязательность участия детей

Обязательно для всех детей: у них нет выбора.

Желательно, но не обязательно. Есть выбор: участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другой деятельностью.

Основные мотивы участия детей

Авторитет взрослого.

Интерес ребёнка, удивление.

Стиль поведения взрослого

Руководящий, назидательный (дети – «подчинённые).

Демократический, уважительный (дети – собеседники и партнёры).

Необходимое поведение детей

Дисциплинированность, ответственность, исполнительность

Творчество.

Познавательная активность.

Речь участников

Монолог взрослого

Диалог взрослого и детей

Продолжение табл. 1

Характеристика

Традиционное образование

Образование  в соответствии с ФГОС ДО

Модель организации

Аналог классно – урочной деятельности, школьной.

Совместная деятельность взрослого и детей.

Основа содержания образования

Информационная

Деятельностная

Основной принцип реализации содержания

Дифференциация: содержание дошкольного образования расчленено на отдельные учебные предметы (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика, рисование и т.д.)  

Интеграция: содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности  

Основное средство реализации содержания

Набор предписаний, требующих точного исполнения

Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса

Тип обучения

Прямой

Непрямой

Опорная зона

Актуального развития

Ближайшего развития

Преобладающие методы

Словесные, объяснительные, носящие репродуктивный характер

Поискового, проблемного характера

Основной путь и характер образования

Многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам

Преобладает развитие мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение

Основные формы образования

Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения,  и др. Структура занятия: орг. момент (вводная часть), основная часть, заключительная часть, подведение итогов.

Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др., как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей.

Основные формы организации детей

Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными

Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными

Степень   регламентирован-ности

Очень высокая: образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса.

Низкая. Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество взрослого в построении планов, конспектов и т.д. в соответствии с потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса.

Продолжение табл. 1

Характеристика

Традиционное образование

Образование  в соответствии с ФГОС ДО

Организация пространства

Взрослый над детьми и (или) напротив них: занимает типично «учительское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, мало перемещаются в пространстве в целях поддержания дисциплины.

Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется ее характером. Может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнер. Дети могут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределяться).

        Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  показывает  необходимость овладения педагогом   принципиально новой технологией развивающего образования, в основе которой лежит деятельностный подход.

         

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана с определением ведущей роли деятельности в развитии личности ребенка. Деятельность – это способ самореализоваться, раскрыть свои качества и таланты.

В психологии под деятельностью понимается активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат.

Развивает ребенка не столько сама деятельность, а та позиция, которую человек занимает, т.е. его субъективная внутренняя позиция. Субъективная позиция осваивается и связана с такими компонентами, как:

  • целеполагание (в младшем возрасте ребёнок принимает цель взрослого, а в старшем – самостоятельно ставит цель);
  • владение способом деятельности;
  • способность получить результат;
  • самоконтроль и самооценка.

В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотивации, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоением ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя.

Чтобы  ребенок мог освоить позицию субъекта деятельности, необходима специальная педагогическая технология. Основа этой технологии заключается в построении развивающей образовательной среды, создании таких педагогических условий, где ребенок мог бы освоить позицию субъекта в разных видах деятельности.

Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики в общем контексте его жизнедеятельности.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности способного превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результат.

То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной деятельности рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

      В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

  • создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребёнком мотивированным;
  • учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения;
  • помогать ребёнку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.  

     

Суть обучения с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подаёт готовые образцы нравственной и духовной культуры, создаёт, вырабатывает их вместе с детьми, т.е. ребёнок учится осуществлять деятельность.  Ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной мотивированной целенаправленной  деятельности. Воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания.

Принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного подхода:

принцип субъектности – это активная позиция ребенка, целенаправленное активное восприятие ребенком изучаемых явлений, в их осмыслении, переработке и применении.

Ребёнок учится ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Он хозяин своей жизни, внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику. Он способен к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию;

принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены  - определенному возрасту соответствует вид деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

 В раннем возрасте (1 год - 3 года):

  • предметная деятельность;
  • игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

       Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет):

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка;

принцип учета сензитивных периодов развития -  в определенном возрасте возникают наиболее благоприятные возможности для развития определенных психических функций (восприятия, речи, памяти и др.). Необходимо учитывать повышенную «чувствительность» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий в каждой возрастной группе.

Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания;

принцип организации совместной деятельности детей и взрослых  с учетом зоны ближайшего развития детей – совместная деятельность в большей степени предназначена для  помощи детям в решении задач,  в данный момент находящихся за пределами их индивидуальных возможностей. Педагог, хорошо ориентируясь в возможностях ребенка, зная, что он может сделать самостоятельно, а где ему нужна поддержка взрослого, осознанно отбирает содержание для совместной деятельности.

Зона актуального развития в большей степени задействуется через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности,  организацию обучающегося детского сообщества.

Объектами оценки индивидуального развития ребенка должны быть и зона актуального и зона ближайшего развития. Л.С. Выготский отмечал, что  « … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»;

принцип обогащения, усиления, углубления детского развития – это не искусственное ускорение, а обогащение содержания детского развития наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности,  организация интересной, содержательной деятельности, наполненной позитивными для ребенка эмоциональными переживаниями, радостью созидания и самовыражения.

При подготовке детей к школе надо ориентироваться не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие;

принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности – содержание педагогического процесса наполняется  ситуациями, создающими условия не только для освоения  ребенком культурных способов деятельности, но и формирования основ ценностных отношений к действительности, к миру природы к миру человека. Так в  технологии Т.И. Гризик  лейтмотивом  познавательного развития выступает формирование следующего ценностного отношения к миру:

  • познавательного (мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать),
  • бережного (мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить),
  •  созидательного (мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту);

принцип высокой мотивированности любых видов деятельности -  активная позиция ребенка в деятельности обеспечивается его интересом к деятельности, внутренней потребностью в нее включиться. Используются различные типы мотивации: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности (см. Приложение ).

 • принцип обязательной результативности и  рефлективности каждого вида деятельности - главный стимул любой деятельности это ее результативность. Необходимо приучать ребенка, доводить задуманное до конца, оценивать соответствие достигнутого результата поставленной цели деятельности.  У детей формируется опыт осмысления и оценивания своей деятельности по достижению «детской цели». Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», что понравилась, что хотелось бы изменить, или, наоборот, повторить,  какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и т.п.)

Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении предпосылок  учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельность – позиция педагога «рядом», мнение педагога – одно из многих, каждый из участников занимает позицию равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

    Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова):

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Педагог должен уметь:

• правильно отобрать содержание деятельности детей;

• вовлечь ребенка в активную деятельность;

• соблюдать пропорциональное соотношение усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности;

 • обеспечить психологическую комфортность для каждого ребенка:

  • создать ситуацию успеха,
  •  понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить,
  • использовать на практике методы психологической поддержки.

   

 

Итак, золотые правила деятельностного подхода:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному.

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

• Учи анализировать каждый этап работы.

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

3. НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Примерные формы организации образовательной деятельности

Таблица 1.

Примерные формы организации образовательной деятельности во время занятия

Приоритетный вид детской деятельности

Примерные формы

Двигательная

  • Подвижные игры с правилами
  • Подвижные дидактические игры
  • Игровые упражнения
  • Соревнования
  • Игровые ситуации
  • Ритмика
  • Спортивные игры и упражнения
  • Гимнастика

Продуктивная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  • Реализация проекта
  • Детский дизайн
  • Опытно-экспериментальная деятельность

Познавательно-исследовательская

  • Наблюдение, экскурсия
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование, исследование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры (сюжетные, с правилами)
  • Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи, шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
  • Конструирование

Коммуникативная деятельность

  • Беседа
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление и отгадывание загадок
  • Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные)
  • Игровые ситуации
  • Этюды и постановки
  • Логоритмика
  • Игровые упражнения
  • Артикуляционные упражнения

Чтение художественной литературы

  • Чтение и обсуждение
  • Заучивание, рассказывание
  • Театрализованная деятельность
  • Самостоятельная художественная речевая деятельность
  • Викторина, КВН
  • Выставки в книжном уголке

3.2. Характеристика содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе занятия:

  1. Подготовительный – введение в ситуацию

      На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность с помощью мотивации: игровой, проблемно-бытовой, познавательной, сказочной, информационной, семантической (обозначающей), соревновательной, а также мотивации общения, достижения успеха, личной заинтересованности. В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие.

  • В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек.
  • В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи (может осуществляться проверка готовности к занятию).
  1. Организационный

     В ходе включения в деятельность, дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемая «детская цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу  позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

     Ключевыми фразами завершения этапа служат вопросы: «Хотите?» «Сможете?» Важно понимать, что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»).

  • Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своим личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть).
  • Старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л.С. Выготский, для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

     Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, обязательно смогу». «Я верю в свои силы». «Я все сумею, все преодолею, все смогу!» Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества, как любознательность, активность.

     На этапе введения в образовательную ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.

  1.   Деятельностный

     На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

     Данный этап ключевой, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.

      В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов: «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

     Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать не страшно, страшно – не узнать».

      Поскольку затруднение личностно значимо для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской цели»), у него возникает внутренняя потребность в его преодолении, т.е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

  • В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…».
  • На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок к УУД вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом оно проговаривается ими во внешней речи.

Затруднение в моделируемой ситуации

1.  Появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи.

2.  Выявление причин затруднения.

     Поиск причин затруднения, выстраивание логической цепочки, которая приведет к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог – метод, соответствующий возрастным особенностям детей.

3.   Фиксация детских вопросов.

4.   Формулирование темы занятия или главного вопроса.

5.   Целеполагание на основе детских вопросов.

     Четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» абсолютно конкретно и понятно детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

      Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решение учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитие общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать), привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

  1.  Этап осуществления самостоятельной работы детей

      На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.

      С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

  • В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.
  • В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги), воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

     Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее. При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

  1.  Рефлексивный

      Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель  помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели». А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что  что-то узнали, чему-то научились, т.е. сводит «детскую» и учебную цели  («Вам удалось…потому что вы узнали (научились).

  • В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели».
  • В старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.
  •     В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей.
  • Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала.
  •      В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

     Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и т.п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

     На этом этапе ребенок начинает радоваться хорошо сделанному делу: у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь,  повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства и образа «Я» (Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен!)

3.3. Критерии самооценки педагогом проведенного занятия

  1. Конкретность и реалистичность цели НОД (с точки зрения достаточности времени  на ее выполнение, соответствия подготовленности детей к ее решению, возможностям и способностям детей).
  2.  Полнота и обоснованность целей и задач, прогнозирование результата.
  3. Решение в ходе НОД комплекса задач (обучающие, воспитательные и развивающие).
  4. Реализация интегративного подхода (устанавливаются связи между образовательными областями на основе принципа интеграции).
  5. Реализация комплексно-тематического принципа (тема НОД выбрана в контексте изучаемой общей темы).
  6. Организация совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей которой является взаимодействие.
  7.  Содержание НОД для реализации поставленных задач определяется с учетом принципов: необходимости и достаточности (поставленные задачи решаются на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму); принципа систематичности и последовательности (обоснованность логической  последовательности действий детей).
  8. Контролируемость НОД (возможность оценить промежуточные и конечные результаты реализации плана НОД благодаря конкретизации запланированных в нем действий).
  9. Чувствительность плана к возможным сбоям и наличие возможности для коррекции НОД в случае их возникновения.
  10. Обоснованность выбора наиболее рациональных (адекватных, эффективных) методов, приемов, средств обучения; использование активных форм работы; ненасильственные приемы обучения.
  11. Разумное сочетание форм организации деятельности в ходе НОД (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной).
  12. Направленность НОД на развитие субъектности детей (педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъектности; педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей).
  13. Реализация в ходе НОД принципа индивидуализации и дифференциации: педагог учитывает особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние; уровень развития психических процессов, темперамента; «видит каждого ребенка: помогает, стимулирует, поощряет; предлагает разноуровневые задания (с учетом способностей детей).
  14.  Обеспечение в ходе НОД психологически комфортной обстановка (позитивный эмоциональный фон, возможность свободного общения, передвижения детей).
  15.  Получение конкретного результата, подведение итогов НОД: результативность НОД по отношению к каждому ребенку; анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы; рефлексивный момент (педагог побуждает ребенка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности).
  16. Выполнение необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 «МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ В ХОДЕ НОД»

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

Типы мотивации дошкольников

1) Игровая мотивация – «ПОМОГИ ИГРУШКЕ», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Создание этой мотивации строится по данной схеме:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

 По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

2) Помощь взрослому – «ПОМОГИ МНЕ». 

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

  Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

 Каждому ребёнку даётся посильное задание.

 В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

2.1.) Помощь взрослому – «НАУЧИ МЕНЯ» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

 Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

3) «СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТОВ СВОИМИ РУКАМИ ДЛЯ СЕБЯ» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

 Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

 Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. 

Игрушки или игровые персонажи:

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

- игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Создание проблемной ситуации

1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.).

3. Приходит кто-то в гости или игрушка.

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...).

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др.).

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; музыкальный руководитель обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»).

10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям.

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

 - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

 - обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

 - обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

 - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект) Москва «Просвещение», 2014 г. - 256 с. 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // "Российская газета" - Федеральный выпуск № 6241 от 25 ноября 2013 г.

3. «Мотивация в ходе НОД». Юдина Т.М. Консультация для малоопытных педагогов структурного подразделения. (Электронный ресурс). Режим доступа:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwi07YDX6vfMAhUB_ywKHTnkDIsQFghMMAg&url=http%3A%2F%2Fsch1018.mskobr.ru%2Fusers_files%2Fdou2093%2Ffiles%2Fmotivaciya_detej_v_hode_nod.docx&usg=AFQjCNEMJXaXsbL5uIstGJo0qWxbYdCxPA&sig2=gO8JbJVQM4WVPBg3z3b0bQ

4. «Особенности организации и проведения непосредственно образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении». Методические рекомендации. Бестелесная Л. А, Раева В. В. (Электронный ресурс). Режим доступа:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjOr-GlhfjMAhWCCywKHVqxCAgQFghIMAg&url=http%3A%2F%2Fwww.eduportal44.ru%2FKostroma_EDU%2Fmdou35%2FDocLib9%2F%25D0%259C%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8%2F%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.docx&usg=AFQjCNEY80aoQBZOKw_WO-EnFUUq4Oz_zw&sig2=FcUDY8cDAHiUFEPEZ-fhjQ

5.  Примерные формы организации образовательной деятельности в ДОУ. Плешакова И. П. (Электронный ресурс). Режим доступа:

http://pleshakova.tom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22&Itemid=24

6. Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://sdou2.ru/index.php?id=306

7. Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС ДО. (Электронный ресурс). Режим доступа:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjP7M2G_ffMAhUlOJoKHZBzDMIQFggnMAI&url=http%3A%2F%2Fgolubok.tvoysadik.ru%2Ffile%2Fdownload%2F1850&usg=AFQjCNGqG7Lb3f3Tu1AWs3zBntfUIs4X3Q&sig2=n8g8Y3yttdOTOpOabveNyw&bvm=bv.122852650,d.bGs

8. Принципы  как составная часть реализации деятельностного подхода.  (Электронный ресурс). Режим доступа:

https://infourok.ru/principy_kak_sostavlyayuschaya__chast_deyatelnostnogo_podhoda.-126569.htm

9. Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками. (Электронный ресурс). Режим доступа: 

http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/deyatelnostnyi-podkhod-v-obrazovatelnoi-deyatelnosti-s-doshkolnikami

10. Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании. (Электронный ресурс). Режим доступа:  http://mdou36-nsk.ucoz.ru/publ/teoreticheskie_osnovy_razvivajushhego_obuchenij/1-1-0-3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

С.3

1. Характеристика образовательных отношений в контексте ФГОС дошкольного образования

С.4

2. Деятельностный подход - основа образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

С.7

3. Непрерывная образовательная деятельность

С.12

3.1. Примерные формы организации образовательной деятельности

С.12

3.2. Характеристика содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе занятия

С.13

3.3. Критерии самооценки педагогом проведенного занятия

С.17.

Приложение  «Мотивация детей в ходе НОД»

С.18

Литература

С.21