«Патриотическое воспитание дошкольников через народную культуру, фольклор»
статья на тему

Эта статья пригодится для выступлений на педсоветах и консультаций для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание дошкольников через народную культуру, фольклор»

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Очень важно в этот период заложить в детях любовь к своей Родине. Это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картинки, образы». Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к родным близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, детскому саду, городу. Приоритетами в патриотическом воспитании считаю следующее:

  • Окружающие предметы должны быть национальными, что поможет детям с раннего возраста понять, что они тоже часть великого русского народа.
  • Использование различных видов фольклора – сказок, песен, пословиц, поговорок, хороводов и т. д. В устном народном творчестве присутствуют особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, смелости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность. Таким образом, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Проведение народных праздников и укрепление традиций.

Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам.

Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции. Главное назначение малых форм фольклора, с которыми знакомятся дети раннего возраста – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной педагогики, нравственного и эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т.д.).

В более старшем возрасте на музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками. Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, которые потешают детей. Сопровождаются они определенными игровыми действиями, например, «Петушок».

В среднем дошкольном возрасте можно знакомить детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы), другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми.

Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаем детям творчески импровизировать в движениях – “как душа просит”. Дети всегда с радостью подхватывают это.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку они учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ложках и др. Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребенок впитывает в себя представления о красоте человеческой души. Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни: “Любишь кататься, люби и саночки возить”, “Делу – время, потехе – час”. Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности. (Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кошка).

Еще одним важным жанром фольклора является игра. Детская игра – одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь.

Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Ребенок живет чувствами, что эмоционально окрашивает его жизнь. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других, эстетические вкусы, предпочтения.

Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. В дошкольном учреждении должны иметь место народные игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества.

В результате своей работы мы видим, что дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 144 с.
  2. “Народная культура и традиции” Косарева В.Н., Волгоград, издательство “Учитель”, 2011.
  3. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. -2002.-№ 2. - 150 c.
  4. “Русский детский фольклор”, М.Н. Мельников, “Рус.яз. и лит.” - М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

Данный материал поможет сформировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя, научит понимать , что  у людей и у вещей есть сво...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры

В статье рассмотрено понятие патриотизма и нравственно-патриотического воспитания в контексте дошкольной педагогики. Выявлен педагогический потенциал музея народного быта как образовательного простран...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры и быта.

Данная работа ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, занимающихся нравственно-патриотическим воспитанием. В ней представлены материалы из опыта работы по приобщению детей к ...

Патриотическое воспитание дошкольников через народное декоративно - прикладное творчество

В статье описывается актуальность, задачи, формы работы по воспитанию нравтсвенно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста....