Проект "Инновационный потенциал игр, направленных на художественно-эстетическое развитие дошкольников"
проект на тему

Кондратьева Елена Анатольевна

Проект включает в себя инновационный потенциал игровых технологий в настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_innovats.poten_._igr.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: Инновационный потенциал игр, направленных

 на художественно-эстетическое развитие дошкольников.

                                                             Авторы проекта:

Кондратьева Елена Анатольевна воспитатель

МАДОУ«Детскийсад№395комбинированного вида»Московского района г. Казани ,

Карташева Светлана Ивановна  воспитатель МАДОУ «Детский сад №395комбинированного вида» Московского района г. Казани

Галимзянова Диляра Фаридовна воспитатель

МАДОУ «Детский сад №317комбинированного вида»г.Казани

Зарипова Райса Исмагиловна,воспитатель1 кв.категории

МАДОУ№399 комбинированного вида»

_____________________«______» 2016 

Казань 2016год

Содержание

Оглавление

стр

Краткое описание проекта

3-4

Введение

5

Актуальность проекта

6

Цель и задачи проекта

7

Ожидаемый результат

8

Участники проекта. Проектное решение

9

Программа проектных мероприятий

10

Риски реализации проекта

11

 Основные критерии эффективности проекта

12

Заключение

13

Список литературы и интернет источников

14


Краткое описание проекта

Наименование инновационного проекта

Инновационный потенциал игр, направленных

 на художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Основная идея инновационного проекта

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношение к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через игровые технологии.

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту

Данная проблема не полностью изучена в системе дошкольного образования.

Обоснование значимости инновационного проекта для развития системы образования в РТ

Основная значимость инновационного проекта для развития системы образования в Республике Татарстан_ реализовать основные напрвления стандарта дошкольного образования, формирование национальной культуры, реализация национального регионального компонента в контексте стандартизации дошкольного образования.

Цели и задачи инновационного проекта

Ввести в практику инновационные игровые технологии в ДОУ для приобщения к  художественно-эстетическому развитию дошкольников через создание эстетической развивающей среды.

Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа.

Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МАДОУ. 1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2. Определить и разработать структуру  эстетической развивающей среды,  игровых технологий в организации работы по формированию художественно-эстетического развития воспитанников, механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ с помощью инноваций.

3. Апробировать созданные модели в ДОУ.

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сроки реализации проекта

4 года

Предполагаемая эффективность проекта

Повысить качество дошкольного образования в области художественно-эстетического развития, реализовать основные показатели развития ребёнка в форме целевых ориентиров (подготовка к школе)

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта

Результаты инновационного проекта предлагаются всем воспитателям, работающим в детских садах и педагогам дополнительного образования.

Результаты проекта

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию, всестороннее развитие деией в области художественно-эстетического развития.

Введение

   Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического воспитания и художественного образования. Технология развивающего обучения опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала.

  В результате комплексного подхода реализуется свобода самовыражения, раскрепощение личности и ее право на индивидуально-эмоциональное видение и переживание произведений искусства. Организовать образовательный процесс помогает игра. Игра является естественным процессом развития и познания, органичным природе ребенка. Игра как творчески активный процесс развития и есть механизм творчества. Игра помогает педагогу уйти от авторитарности и стать с детьми партнерами. Партнерство дает ребенку возможность перейти от пассивного обучения к активному самостоятельному поиску, где знания не даются, а добываются.

  Внедрение инновационных игровых технологий  творчества предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, даёт возможность сформировать культуру взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Актуальность проекта

обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (17. 11. 2013 г. №1155), в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Сегодня, когда широко и фундаментально  решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольной образовательной организации (ДОО), очень важной остается задача приобщения детей к художественно- эстетическому развитию через игровые практики.

Цели и задачи проекта

Цель: Ввести в практику инновационные игровые технологии в ДОУ для приобщения к  художественно-эстетическому развитию дошкольников через создание эстетической развивающей среды.

Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа.

Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МАДОУ. 

Задачи:

1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2. Определить и разработать структуру  эстетической развивающей среды,  игровых технологий в организации работы по формированию художественно-эстетического развития воспитанников, механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ с помощью инноваций.

3. Апробировать созданные модели в ДОУ.

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат:

1. Создание развивающей современной инновационной среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей статусу ДОУ.

2. Создание научно-методической и материально-технической базы в ДОУ.

3. Повышение профессиональной компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении.

4. Повышение уровня художественно-эстетического развития детей.

5. Повышение рейтинга ДОУ в районе.

6. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.

7. Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

8. Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.

Особенностью проекта является то, что для реализации вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей. Поэтому так важно ввести в практику управления ДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников и формировать профессиональную компетентность педагогов в данной области.

Проект обеспечивает круг потребителей в лице педагогов ДОУ разных типов, где есть материальная база в полном объеме или в усеченном варианте.

Участники проекта

Дети младшего дошкольного возраста с2 до 5 лет.

Дети старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет

Воспитатели ДОУ, родители воспитанников.

Вид проекта: художественно- эстетический, познавательный, игровой.

Проектное решение

Основная идея проекта -изучение современных подходов к проблемам игровой деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Сроки, этапы реализации проекта.

Проект является долгосрочным, охватывает младший и старший дошкольный возраст.

Подготовительный этап:

1.обеспечение программно-дидактическим материалом;

2.изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;

3.разработка новых игровых технологий помогающих ребёнку в развитии художественно-эстетического воспитания;

4.Разработка календарно-тематического планирования.

Основной этап

1.создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;

2.Реализация проекта в виде мероприятий по основным художественно-эстетическим видам деятельности: ИЗО деятельность, лепка и аппликация, музыкальное развитие, театральная деятельность.

3.определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.

4. В младшем дошкольном возрасте планирование следующих мероприятий:

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Способствовать развитию певческих навыков;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;                                                                                 

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

 В старшем дошкольном возрасте планирование следующих мероприятий:

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

• Формировать основы художественной культуры;

• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

1.Импровизации музыкальных движений и образов под музыку

2. Разговоры и беседы

3. Прослушивание классических произведений

4. Вовлечение ребенка в сюжетно-ролевые игры

5. Использование фольклора

6. Элементы театрализованной деятельности

7. Игры-упражнения, игры-инсценировки

8. Создание детских альбомов с рисунками «Музыкальная фантазия»

Заключительный этап

1.Диагностика

2.Выводы

Программа проектных мероприятий:

Комплекс мер

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

- выбор программы и методики (совместно с педколлективом); - определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

 участие в диагностике детей и анализе её результатов;

 проведение методических семинаров для членов коллектива;Педсовет на тему: «Красота- это то, что создано руками»

 участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

 участие в распространении опыта работы ДОУ;

 координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой).

 закрепление содержания занятий художественно эстетического цикла в рисовании, аппликации;

 оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам;

 совместное проведение занятий с музыкальным руководителем;

 подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций;

 закрепление содержания занятий художественно

эстетического цикла в рисовании, аппликации;

 участие в создании выставок детских работ по темам : «Нетрадиционные техники рисования», «Живопись в стихах»,

 использование элементов фольклора в целях художественно эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

 подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций;

разработка инновационных игр по музыкальному, театральному развитию

  использование элементов фольклора в целях художественно эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);

 включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества;

 участие в конкурсах детского художественного творчества на уровне ДОО, на уровне района, с выходом на Российские конкурсы.

 создание условий для художественно эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;

11- работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;  участие в диагностике;

1- оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Проведение мастер-классов для педагогов

Методы работы:

 Теоретические – это изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию;

 Экспериментальные (подготовка и проведение занятий с использованием новых игровых технологий);

 Эмпирические (наблюдения, беседы, оценка результатов игр, занятий, деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса)

Риски реализации проекта

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Нежелание родителей участвовать в проекте

Организовать индивидуальные консультации, беседы, с целью заинтересовать родителей для участия в проекте

Организованные

Введение в ДОУ карантийного режима или проведение незапланированного мероприятия районного или городского масштаба в ДОУ

Перенос материала на другие сроки

Формы сотрудничества с семьями воспитанников по художественно- эстетическому развитию

Начиная с младшего дошкольного возраста и до старшего дошкольного возраста:

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических опросов «Почтовый ящик»,Индивидуальные блокноты.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрасными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары- практикумы, тренинги,мини-собрания,игры и т.д.

Досуговые

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей: аьманахи, журналы и газеты,стенгазеты, мини-библиотеки;открытые мероприятия.

Ожидаемый результат проекта :

 повышение эффективности педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Расширение необходимого ресурсного обеспечения, т.е. информационно-методического средства, которое ведет всех участников образовательного процесса: «ДОО – ребенок – родитель» на качественный новый уровень компетентности.

Основные критерии эффективности проекта

обеспечение программно-дидактическим материалом;

создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;

разработка новых игровых технологий помогающих ребёнку в развитии художественно-эстетического воспитания;

изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;

13

определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.

9.Заключение

Проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены:

при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса;

повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

В условиях ФГОС  игровые технологии -  это реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении, а инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников»

15

Список использованной литературы и интернет- ресурсы

  1. . Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru 
  2.  Закон об образовании в Российской Федерации.
  3. Зацепина, М.Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru 
  4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия,  2013.
  5. Концепция дошкольного воспитания.
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  7. ФГОС. – М.-  Центр педагогического образования 2014.
  8. Шакурова, М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru 

Интернет-ресурсы

  1. Н.Комардина «Театрализованная деятельность в детском саду» : http//www.maam.ru/detskijsad
  2. «Формы организации театрализованной деятельности»: http//www.dramateshka.ru/index.ph
  3. «Театр детям»:  http//www.teatrbaby.ru
  4. Cайт для музыкальных руководителей дошкольных учреждений - http://muzruk.net/
  5. Сайт для воспитателей детских садов и родителей - http://doshkolata.ru/

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»

Цели:ü    Образовательные:·     Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»

Цели:ü    Образовательные:·     Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» (художественная гостиная)

Данный конспект можно использовать для закрепления в конце года пройденного материала по художественно-эстетическому развитию. Вспомнить с детьми жанры живописи, холодные и теплые оттенки, способы сме...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленный на художественно-эстетическое развитие (конструирование из природного материала) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет Тема: «Лесные жители»

1. Учить придавать образу выразительность с помощью характерных поз, признаков и особенностей внешности (шерсть, иголки, мех), украшать изделие с помощью вспомогательных материалов: бусинки, горошинки...