Главные вкладки

    « Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
    методическая разработка на тему

    Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_regionalnyy_seminar.docx923.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

    исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

    «  Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

    выступление из опыта работы

     на республиканском семинаре

    «Обновление содержания обучения и воспитания,

    форм дошкольного образования  дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида в условиях федеральных государственных требований»

    Гумерова Оксана Александровна

    воспитателя второй квалификационной категории,

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 11»

    г. Нижнекамск,

    2011г.

    Воспитатель Гумерова Оксана Александровна МБДОУ №11г.Нижнекамск.

    Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

    «Даже мгновенное

     озарение

    может стать той первой искрой,

     из которой рано или поздно

    возгорится пламя

     творческого поиска»

                                            В. Шаталов

    Мнемотехника- это технология развития памяти.

    • Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
    • Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
    • Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
    •  Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам.
    • Сейчас дети уже с удовольствием сами рисуют схемы, записывая свои рассказы в символах-картинках.

    Мнемотаблица это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

    • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
    • кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
    • перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
    • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

    Методы и приёмы мнемотехники

    Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.

    • Во-вторых, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.

    В-третьих, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:

    • метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок);
    • метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
    • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
    • метод трансформации (превращения).
    • Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

    Когда начинать заниматься мнемотехникой?

    Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

    Например:

    Составление рассказов-описаний
    по теме « Игрушки».

    Моя самая любимая игрушка - это машинка.

    Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные.

    Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

    • 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
    • 2. Форма. (Какой она формы?)
    • 3. Мячи. (Какого размера игрушка?)
    • 4. Детали машины. (Назови ее детали.)
    • 5.  Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
    • 6.  Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

    SWScan00_0

    А также можно использовать: см. опыт работы.

    • Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.
    • Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).
    • Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам,пословицам, сказкам.

    Загадки для рисования мнемодорожки

    • Голубой платок,

            Красный колобок,

            По платку катается,

            Людям улыбается.

            (Небо и солнце)

    • В густом лесу под ёлками,

            Осыпанный листвой,

            Лежит клубок с иголками,

            Колючий и живой.         (Ёж)

    • Стоят два дуба.

            На дубах – бочка,

            На бочке – кочка,

            На кочке – лес. (Человек)

     Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики»

    Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке  к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций - владение устной коммуникацией, так необходимой  для адаптации их в современном информационном обществе.

    Составление рассказа по графической схеме

    C:\Users\радик\Desktop\фото группа\S5005064.JPG

    F:\фото группа\раб. по схемам.jpg

    Литература

    • Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;

            №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

    •  Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».

            Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

    • Кирьянова. Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.Спб.Каро 2002
    • Колодяжная Т.П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель.2003
    • Наглядно-дидактическое пособие  Ткаченко Т.А.
    • «Составление описательных рассказов по опорным схемам»

            Метод.руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

    • Наглядно-дидактическое пособие  «Открой для себя мир». Августин. Германия
    • Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
    • Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

    •Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. «Составление описательного рассказа с помощью настольно - печатных игр о военной технике».

    Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по развитию речи по теме: "Составление описательного рассказа с помощью настольно - печатных игр о военной технике"....

    Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

    «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...

    Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

    Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемотехники дл...

    Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

    Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...

    Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Составление описательного рассказа по игрушке»

    Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Составление описательного рассказа по игрушке». Конспект будет интересентвоспитателям средней группы. Конспект содержит интересные физми...

    «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

    laquo;Обучение дошкольниковсоставлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...