Коллективное творчество дошкольников
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В своей статье раскрываю актуальность темы, выделяю основные формы совместной деятельности детей, правила сотрудничества, девиз, делюсь опытом работы по организации коллективной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективное творчество дошкольников
ВСЕ в тысячу раз интересней
Когда мы все делаем вместе …
Развитие у детей умения творчески работать в коллективе- одна из важнейших задач современного образования. Большие успехи в наше время редко достигается кем-то индивидуально. Для мощных социальных, научных, технических, художественных прорывов требуются одновременно творческие усилия многих людей . И чтобы это произошло, этим людям надо: во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в коллективе, и в –третьих, быть способными все это сочетать-творить во взаимодействии с другими. Поэтому одним из эффективных средств решения многих воспитательных и дидактических задач можно по праву считать коллективную деятельность.
Ведь коллективная форма организации не только дает возможность формировать у детей умения и навыки работать вместе, строить общение, но и развивать привычку к взаимопомощи, создает почву для формирования общественно ценных мотивов, активно воздействует на формирование сознания личности в целом.
Достоинства эти очевидны, но ,как организовать коллективную деятельность детей , чтобы она приносила им радость от совместного творчества?
Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. В связи: с этим –создается благоприятный эмоциональный климат и условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучающие их правилам и средствам общения.
Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей стремящихся к совместной деятельности, является «День детских интересов». В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.
С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтение художественных произведений, показа мультфильмов, видео-презентаций и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения , учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. Познакомила детей с правилами сотрудничества:
- когда мы занимаемся вместе, нужно уметь слушать друг друга.
-умей договариваться с партнером
-другому трудно- помогай
- спрашивай, не робей, и помощь к тебе придет быстрее
-знаешь больше, не гордись, чем умеешь- поделись.
Также дети узнали , что коллективная форма обучения имеет такой девиз: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех» В коллективной форме обучение идет методом погружения, суть которого заключается в том, что каждый выступает в роли учителя и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника.
Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :
« совместно - индивидуальная», « совместно- последовательная» и «совместно-взаимодействующая»
а) «Совместно-индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
б) « Совместно - последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) « Совместно - взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
На занятиях по художественному- эстетическому развитию практикую все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач , которые ставятся на занятии перед детьми.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.
Интересными для детей являются и такие формы коллективных композиций, в которых вместе с ними работают воспитатели. Последние выполняют ту часть работы, которая не по силам детям. Например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Веселая карусель», заранее вырезает и наклеивает изображение карусели, а детям предлагается вырезать и наклеивать дымковские игрушки, но лучше ,если дети принимают участие , пусть даже пассивное, в подготовке такого изображения.
В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью , заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, ее ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого.
Для работы детей в паре практикую использование карточек –схем. Приведу пример: «Сейчас я раздам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».
Для работы детей старшего дошкольного возраста в группах, выделяю в каждой подгруппе «главного художника», который будет объединять детей , помогать планировать работу, руководить процессом создания композиций, декораций. Коллективные картины могут создаваться и в течение нескольких занятий, либо основное содержание выполняется на занятии, а затем в свободное время композиция обогащается, расширятся, дополняется. В окончательной доработке могут принять участие не все дети. А только те, кто захочет, однако обсуждаем проделанную работу сообща. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .В центре изобразительного творчества оборудована место для размещения коллективных работ.
По завершению выполнения коллективной работы акцентирую внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркиваю, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможно.
Стараюсь проводить занятия интереснее путем внесения разнообразия в их организацию. С недавнего времени стали с ребятами создавать «Лэпбук». Дети с увлечением и интересом создают книжку с кармашками и подвижными деталями. Совместно обговариваем тему будущего «Лэпбука», его оформление, содержание, рисуем эскиз0 будущей книги. Все это помогает систематизировать, обобщить и закрепить полученные знания и умения детей и вырабатывать навык совместного творчества.
Для родителей организуются совместные занятия с детьми , в которых родители совместно со своими детьми создают коллективные картины. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и горд тем, что может чему-то научить их.
Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей. У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками . Дети легко усваивают нравственные нормы , правила поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-311579-1381265275.jpg)
"Коллективное творчество дошкольников"
Это так важно научиться работать всем вместе, в колективе. Вот несколько советов, как занять детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-478667-1410258686.jpg)
Консультация для воспитателей «Коллективное творчество дошкольников»
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всесторонне...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-487467-1411720041.jpg)
Консультация «Коллективное творчество дошкольников»
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всесторонне...
Консультация для педагогов «Коллективное творчество дошкольников»
Консультация для педагогов «Коллективное творчество дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-315087-1637937551.jpg)
Консультация «Коллективное творчество дошкольников как средство формирования творческой личности»
Детское творчество – это неотъемлемая часть сущности ребёнка и считается уникальным явлением. Все едины во мнении и психологи и педагоги, о том что большую значимость имеют занятия художес...
Коллективное творчество дошкольников в изо деятельности
Это так важно научиться работать всем вместе, в коллективе. Вот несколько советов, как занять детей....