Коллективное творчество дошкольников
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дёмина Ольга Николаевна

В своей статье раскрываю актуальность темы, выделяю основные формы совместной деятельности детей, правила сотрудничества, девиз, делюсь опытом работы по организации коллективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnoe_tvorchestvo.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное творчество дошкольников

                                                                                             ВСЕ в тысячу раз интересней

                                                                                         Когда мы все делаем вместе …

 Развитие у детей  умения творчески работать в коллективе- одна из важнейших задач современного образования. Большие успехи в наше время редко достигается кем-то индивидуально. Для мощных социальных, научных, технических, художественных прорывов требуются одновременно творческие усилия многих людей . И чтобы это произошло, этим людям надо: во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в коллективе, и в –третьих, быть способными все это сочетать-творить во  взаимодействии с другими. Поэтому одним из эффективных средств решения многих воспитательных и дидактических задач можно по праву считать коллективную деятельность.

Ведь коллективная форма организации не только дает возможность формировать у детей умения и навыки работать вместе, строить общение, но и развивать привычку к взаимопомощи, создает почву для формирования общественно ценных мотивов, активно воздействует на  формирование сознания личности в целом.

Достоинства эти очевидны, но ,как  организовать коллективную деятельность детей , чтобы она приносила им  радость  от совместного творчества?

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и  определенный  настрой ребенка. В связи: с этим –создается благоприятный эмоциональный климат и условия для совместной изобразительной  деятельности детей, обучающие их правилам и средствам общения.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей стремящихся к совместной деятельности, является «День детских интересов». В этот день дети занимаются своими  любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтение художественных  произведений, показа мультфильмов, видео-презентаций и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения , учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. Познакомила детей  с правилами сотрудничества:

- когда мы занимаемся вместе, нужно уметь слушать друг друга.

-умей договариваться с партнером

-другому трудно- помогай

- спрашивай, не робей, и помощь к тебе придет быстрее

-знаешь больше, не гордись, чем умеешь- поделись.

Также дети узнали , что коллективная форма обучения имеет такой девиз: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех» В коллективной форме обучение идет методом погружения, суть которого заключается в том, что каждый выступает в роли учителя и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника.

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей  :

« совместно - индивидуальная», « совместно- последовательная» и «совместно-взаимодействующая»

а) «Совместно-индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности  в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

б) « Совместно - последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) « Совместно - взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях  по художественному- эстетическому развитию практикую все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач , которые ставятся на занятии перед  детьми.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Интересными для детей являются и такие формы коллективных композиций, в которых вместе с ними работают воспитатели. Последние выполняют ту часть работы, которая не по силам детям.  Например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Веселая карусель», заранее вырезает и наклеивает изображение карусели, а детям предлагается вырезать и наклеивать дымковские игрушки, но лучше ,если дети принимают участие , пусть даже пассивное, в подготовке такого изображения.

В процессе работы  взрослые и дети объединены одной целью , заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, ее ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога происходит более свободно, ребенок имеет  возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого.

Для работы детей в паре практикую использование карточек –схем. Приведу пример: «Сейчас я  раздам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».

Для работы детей  старшего дошкольного возраста в группах, выделяю  в каждой подгруппе «главного художника», который будет объединять детей , помогать планировать работу, руководить процессом создания композиций, декораций. Коллективные картины могут создаваться и в течение нескольких занятий, либо основное содержание выполняется на занятии, а затем в свободное время композиция обогащается, расширятся, дополняется. В окончательной доработке могут принять участие не все дети. А только те, кто захочет, однако обсуждаем проделанную работу сообща.  И это вызывает  желание создавать новые коллективные композиции .В центре изобразительного творчества оборудована место для размещения коллективных работ.

По завершению выполнения коллективной работы акцентирую внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркиваю, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможно.

Стараюсь  проводить занятия интереснее путем внесения разнообразия в их организацию. С недавнего времени стали с ребятами создавать «Лэпбук». Дети с увлечением и интересом создают книжку с кармашками и подвижными деталями. Совместно обговариваем тему будущего «Лэпбука»,  его оформление, содержание, рисуем эскиз0 будущей книги. Все это помогает систематизировать, обобщить  и закрепить полученные знания и умения детей и вырабатывать навык совместного творчества.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми , в которых родители совместно со своими детьми создают коллективные картины. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и горд тем, что может чему-то научить их.

Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей. У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками . Дети легко усваивают нравственные нормы , правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коллективное творчество дошкольников"

Это так важно научиться работать всем вместе, в колективе. Вот несколько советов, как занять детей....

Консультация для воспитателей «Коллективное творчество дошкольников»

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всесторонне...

Консультация «Коллективное творчество дошкольников»

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всесторонне...

Консультация для педагогов «Коллективное творчество дошкольников»

Консультация для педагогов «Коллективное творчество дошкольников»...

Консультация «Коллективное творчество дошкольников как средство формирования творческой личности»

Детское творчество – это неотъемлемая часть сущности ребёнка и считается   уникальным явлением. Все едины во мнении и психологи и педагоги, о том что большую значимость имеют занятия художес...

Коллективное творчество дошкольников в изо деятельности

Это так важно научиться работать всем вместе, в коллективе. Вот несколько советов, как занять детей....

Коллективное творчество дошкольников

Методические рекомендации для педагогов...