"Развивающие и адаптационые игры для ребёнка раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Макарова Марина Фиогнеевна
Семинар для родителей "Развивающие и адаптационые игры для ребёнка раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей «Развивающие и адаптивные игры

для ребёнка раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей.

Задачи:

  1. Способствовать стабилизации и коррекции психоэмоционального состояния, снижению тревожности.
  2. Стимулировать сенсорное развитие через тренировку зрительных, слуховых, кинестетических рецепторов.
  3. Стимулировать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.
  4. Обучать приемам релаксации.
  5. Создавать условия для формирования позитивных отношений в детско-родительских парах.

Необходимые материалы: перчаточные куклы, поднос с манной крупой, кисточки, губка, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики, прищепки, счетные палочки, пуговицы, шарики с фасолью, гречкой, пшеном, крахмалом, таз с теплой водой, миска с фасолью, бусинки, монетки, баночки, варежка.

Примечания

На подготовительном этапе оформляется красочное объявление для родителей, приглашающее на семинар, а также изготавливаются именные бейджики.

В связи с повышенной аллергичностью эфирных масел перед их использованием в играх с малышом необходимо проконсультироваться с врачом.

Ход семинара

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашем семинаре. Для того чтобы наше общение и взаимодействие были более эффективными, я предлагаю познакомиться. Пусть каждый из вас представится, назовет имя своего ребёнка и расскажет немного о малыше. Если возволите, я начну. Меня зовут Марина. У меня есть доченька Соня, она очень активная и любознательная, любит рисовать. Теперь представьтесь вы.

Родители по кругу представляются.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Мы разные, но чем-то схожи. Есть что-то, что нас объединяет: интересы, привычки, жизненные обстоятельства. Нас объединяет и то, что дети пошли в детский сад. Кажется, ещё только недавно родился ребёнок, пролетел первый беспокойный месяц его жизни, появился первый зуб, первый шаг, первое слово… И вот вы уже ведете малыша за ручку в детский садик? Вспомните свои игры и любимую игрушку. Поделитесь своими воспоминаниями.

Родители рассказывают о своем детском саде.

Воспитатель: Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребёнок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Помочь ребёнку в этот период могут близкие ему люди. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, - на игру. Как вы думаете, что дает ребёнку игра?

Ответы родителей.

Комментарий: удовольствие, знакомство с нормами и правилами жизни общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, внутреннюю свободу (играю с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Игра называется «Солнышко светит на тех…» Например, я скажу: «Солнышко светит на тех, у кого малыш пошел в садик», то встанут и поменяются местами те, кого касаются мои слова.

Итак, солнышко светит на тех…

- у кого сейчас хорошее настроение;

- кто читает своему ребёнку сказки на ночь;

- кто может стать для ребёнка Карлсоном, который живёт на крыше;

- кто читает книги по воспитанию и развитию детей;

- кто уделяет общению с ребёнком интересные игры;

- кто любит рисовать;

- кто любит поваляться, повозиться с ребёнком.

Игра-возня – это игра, необходимая для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча-мала», учит детей взаимодействовать друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «помериться с ними силой». Ребёнок от подобного общения придет в восторг, а кроме того, научится принимать и победу, и поражение. Доволен будет и папа. В раннем возрасте у детей формируется образ «телесного Я»: они начинают осознавать своё тело, учатся управлять. Пусть ребёнок знакомится с окружающем миром -  кувыркается, смотрит, щупает.

Посмотрите: у меня есть четыре воздушных шарика основных цветов: красный, желтый, зелёный, синий. В красный шарик я насыпала немного крупной фасоли, а синий – гречневой крупы, в желтый – пшена, в зелёный – крахмал. Яркие шарики привлекают внимание ребёнка, при разминании они мягко массируют ладошки малыша.

Можно играть с массажным мячиком-«ёжиком». Аккуратно кладите шарик на ладонь ребёнка, прокатывайте «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживайтесь на подушечках каждого пальчика. Все движения нужно выполнять в направлении от периферии к центру, лучше – сопровождая стихотворными текстами.

Каждый из нас помнит хотя бы одно стихотворение из детства. Чем больше в нем действий, тем лучше. Проводите занятия перед сном. Лягте рядом с малышом, возьмите его за ручку (какую ему удобнее), погладьте, предложите «сделать курочку», и если ребёнок не вырывает руку, начните рассказывать стишок, обыгрывая каждое действие.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы,

Полные корытце.

Т.Волгина

«Шагаем» своими пальцами по ладошке ребенка.

Пощипываем большим и указательным пальцами.

Гладим ладошку, растопыривая пальчики ребёнка.

Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребёнка.

Водим пальцами от пальчиков к запястью.

Подушечками пальцев скребем по ладошке малыша.

Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребёнка.

Сгибаем пальцы ребёнка в кулачок.

Произносим медленно, разгибая и поглаживая каждый пальчик.

Дуем на ладошку.

Складываем ладошку лодочкой.

Воспитатель: Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек. Посмотрите, что я вам принесла. У меня есть кусочек меха, листок наждачной бумаги, шишка, грецкий орех, ребристый карандаш, гладкий камешек. Рассмотрите, потрогайте, опишите их. Например: мех – мягкий, пушистый, а камешек – гладкий, холодный. Затем закройте глаза, протяните ладонь, отгадайте, какой предмет я положила. (Родители по очереди отгадывают предметы.) А теперь усложним задачу: попробуйте определить предмет, надев на руку варежку. Молодцы, у вас хорошо получается! Попробуйте поиграть в такую игру со своим ребёнком.

Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

Активизировать речевое развитие можно лепкой из пластилина, цветного солёного теста, играми с предметами-заместителями: спичками, счетными палочками, прищепками. Например, начав выкладывать из счетных палочек заборчик, предложите ребенку продолжить его в правильной цветовой последовательности. Выложите из палочек (спичек) узоры «дорожка», «лестница», «снежинка». Если ребенок справиться, предложите узоры посложнее – «машина», «ёлка» и т.п.

Вырежьте из картона солнышко (паровозик, платочек) и предложите ребёнку «подарить ему лучики-прищепки» (вагончики, бахрому).

Детские игры очень разнообразны. С чем ассоциируется у вас слово «детство»? (Ответы родителей) У меня слово «детство» вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Весной по улицам бегут веселые журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминаешь детство и первые игрушки – ведерко, совочек и формочки. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики и пирожки! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно – всё понятно и близко.

Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок» - манную кругу. Вместо манки можно использовать мелкую соль или молотый кофе (его насыпают а поднос светлого «цвета). Манку можно насыпать горкой или разровнять. Пусть ребёнок «пройдется» по крупе пальчиками: сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять и создавать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат – мышке или слонику! А ещё можно порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой, и лучше двумя руками одновременно.

Как вы думаете, почему дети любят играть в песок?

Ответы родителей.

Комментарий: Да песок помогает расслабиться, он завораживает ребёнка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Играя, ребенок строит новый мир на песке, чувствует себя волшебником, он не боится  изменений и радуется им.

Воспитатель: Песок очень похож на воду. Вода расслабляет и успокаивает. Если малыш расшалился,         пригласите его поиграть с водой. Налейте в таз немного теплой воды, добавьте 1-2 капли лавандового или ромашкового масла. Предложите ребёнку взять в качестве игрушек губку, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики. Как здорово пускать из наполненной пластиковой бутылки фонтан, сделать «дождь» из губки или измерить, сколько ложек воды умещается в стаканчике! Интересно, что камешек тонет, а пемза – плавает. Подуйте вместе через трубочки на кораблики. Такие игры непродолжительны – до тех пора, пока не остынет вода. Закончив игру, хорошенько разотрите кисти рук малыша.

Сколько интересных игр можно придумать с водой! Попробуйте с малышом поэкспериментировать с её твердой формой – льдом. Заморозьте воду в контейнере для пищевого льда или в формочках для игры в песок. Можно замораживать окрашенную воду – желтую, красную, синюю. зимой окрашенными кристалликами льда украсьте ледяную горку, снеговика, сугробы возле подъезда. При заморозке положите воду листочек, орешек, пуговку. А можно заморозить несколько маленьких фигурок из киндер –сюрпризов» и представить, что их «заколдовала» Снежная королева. Затем вместе с малышом придумать разные способы, чтобы «расколдовать» фигурки.

Как вы думаете, чем можно заменить воду?

Ответы родителей.

Воспитатель: Создавайте дома «сухой» бассейн. Наполните неглубокую миску фасолью, спрячьте в ней шарики или разноцветные бусины. Предложите ребенку собрать одной рукой фасолинки, другой – бусинки и разложить их по баночкам. Полезно и просто помогать маме собирать фасоль с пола после игры.  

Чем можно заменить содержимое «сухого» бассейна?

Ответы родителей.

Воспитатель: Содержимое «сухого» бассейна можно заменить крышками от пластиковых бутылок, пуговицами. Пуговицы – сами по себе очень интересный материал. Как вы думаете, в какие игры с пуговицами можно поиграть?(Ответы родителей) Составляйте из пуговиц узоры, придумывайте изображения на пластилине или соленом тесте, выкладывайте мозаичные картинки, нанизывает пуговичные бусы. Можно придумать историю о пуговице-папе, пуговице –маме и пуговке-ребёнке.

Только н не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом. Познавая окружающий мир, ребенок многое пробует на вкус. К сожалению, встречаются случаи попадания мелкие предметов в дыхательные пути и пищеварительную систему. Поэтому так важно присутствие взрослого во время игр ребенка с мелкими и сыпучими материалами.

Языковые, или речевые, игры (эксперименты со словами, звуками) очень нравятся ребятам: иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая например добавить несколько рифмующихся слов. А можно спеть ребенку распевочку:

Су-су-су-су,

Я подарочек несу.

Ке-ке-ке

Своей доченьке.

Ту-ту-ту-ту

Кошечку пушистую.

Лю-лю-лю-лю,

Доченьку свою люблю.

А.Лобачева

Такие распевочки развивают мышление, тренируют мимику, ведь малыш стремится повторять за мамой, следит за движениями ее губ и выражением лица. Распевочки, выражающие любовь и заботу, - словно живая вода для малышей.

Для ребенка важна поддержка близкого взрослого. Малышу ещё трудно облечь в слова свои переживания и опасения (особенно детям с речевыми нарушениями). Помочь ребенку может его любимая игрушка. Прикоснитесь к игрушке ребёнка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом: «Сегодня мой малыш грустит, у него мокрые глаза – он плакал. Что сегодня было в детском саду? С кем мой родной подружился? Как их зовут? В какие игры они играли?» Побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша. Перенося на игрушку свои переживания и настроение, ребенок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше тепло участие, передаваемые через прикосновения игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – счастливый дом. Давайте нарисуем «Дом счастливого ребенка». Пожалуйста, решите будет ли это коллективным рисунком, или каждый захочет изобразить свое представление о  «Доме счастливого ребенка». У вас есть несколько минут, чтобы сделать выбор. (пауза) Можете приступить к рисованию.

Включается лирическая мелодия. Родителям предоставляются листы плотного формата, изобразительный материал (цветная бумага, краски, фломастеры, карандаши, мелки), а также ножницы и кисточки.

Воспитатель: Наш семинар подошел к концу. Спасибо вам за активное участие. Добра, любви и света вам и вашим деткам!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные игры с детьми раннего возраста

Игры для детей раннего возраста  в период адаптации...

Адаптационные игры для детей раннего возраста.

Игры, которые помогают детям легче адаптироваться к новым условиям....

Адаптационные игры для детей раннего возраста.

целью статьи является систематизация наиболее эффективных игр, положительно влияющих на ход адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

Адаптационные игры для детей раннего возраста

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем1.Давай познакомимся!Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в ру­ках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий...

"Адаптационные игры для детей раннего возраста"

Целью статьи является систематизация наиболее эффективных игр, положительно влияющих на ход адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

Адаптационные игры для детей раннего возраста

Требования к играм, проводимых в адаптационный период. Картотека адаптационных игр для детей 2-3 лет....

"Адаптационные игры для детей раннего возраста в детском саду и дома"

В статье представлены игры, которые помогут воспитателю в адаптационный период детей. Игры помогут сделать период адаптации легче и мягче для ребенка...