Консультация для родителей "Семейные традиции и праздники"
консультация (средняя группа) на тему

Шабаева Анна Николаевна

В консультации говоритя о семейных традициях  и праздниках, которые ведутся исстари. Здесь рассказывается о традициях рождения ребенка и его воспитании,  которому уделялось большое внимание еще в давние времена. Большое значение уделялось воспитанию игрой. чтобы из него вырос " большой человек", и в наше время большое влияние имеет игра в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii_i_prazdniki_1.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Семейные традиции и праздники

Семья – это родной дом, где полагается начало жизни, а дом в дом в старину считался священном местом- символом защиты от бед и тепла родного очага.

Семейные отношения строились на народных и православных традициях. Человек не принадлежал сам по себе. Он принадлежал роду ( семье).  Каждый должен иметь свою семью. Чтобы продлить род: чем больше детей, тем больше род. Дети принадлежали к роду родителей , но дочь. Выходя замуж. Переходила в род мужа, тогда и зародился обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия- это знак рода.

Поддержание добрых взаимоотношений в семье  считалось более важным. Чем материальное благополучие. Это проявляется и в традициях: накрывание  стола скатертью, общая трапеза, чаепитие, помощь старшим,  об этом свидетельствует и пословица: « в семье лад, так нее нужен клад».

Дети считались основным богатством семьи. Ими гордились, говорили: « Образцовая семья- многодетная семья». Предки считали: « Семья сильна, когда над ней крыша одна»- поэтому несколько поколений жили вместе.. обстановка избы была простой . случайных предметов не было. Входя в избу, надо было поклониться хозяевам. Показать уважение.  Печь занимала  пол-избы. Правый угол от печки назывался « бабий кут», здесь стояла прялка; самое почетное  место в доме назывался « красный угол», там висели иконы.

Обряд, связанный с рождением ребенка, назывался « родины». Появление ребенка в семье было радостным событием. ему  пели родинную песню, в нем отражался весь мир.

Первым по традиции ребенка на руки брал отец. Он укутывал его в косматый тулуп. Чтобы дитя не испытывало в жизни нужду. Первое купание также сопровождалось особым обрядом: в ушат клали уголек из печи, зернышки, денежку- привыкай, новый  человек, к домашнему очагу. Будь всегда сыт и благополучен.

В крестьянской семье взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. Традицией являлась колыбельная- песнь матери, которую ребенок слышал с первых дней жизни. Каждое слово в песне- заветное, это напутствие ребенку на жизнь передавалось из рода в род.

Наши предки называли женщину « берегиня»- она хранительниц домашнего очага и детей от бед. Образ матери  формировался с первых дней жизни ребенка: колыбельные, спетые матерью, рассказанные ею сказки . поговорки, выпеченный ее руками хлеб, вышитая скатерть, ее поведение имели огромную нравственную ценность- приобщение к родной культуре. Стремление дать ребенку жизненные ориентиры задолго до того, как он будет осваивать мир самостоятельно.

С пяти-шести лет положение детей в семье менялось.. их последовательно вовлекали в трудовую жизнь семьи. У ребенка  появлялись первые настоящие орудия труда, его учили помогать в доме, поле, огороде. Все трудились с детства. Не перекладывая свои обязанности на других, заботились друг о друге. Дети ходили за ягодами и грибами в лес, старшие учили  их ориентироваться на местности. Бережно относиться к природе- не кричать в лесу, не ломать ветки. Не разорять птичьи гнезда.

Дети понимали с ранних лет понимали , что хвалят тех, кто трудиться. Лентяев не любили. Над ними смеялись.

В семье все делали своими руками, умения передавались от поколения к поколению, любой труд был почетен: и взрослый и детский. Взрослые  в свободное время  мастерили игрушки на забаву детям, игрушек было мало, но дети берегли их. Подрастая, они мастерили их сами: мальчики вырезали зверей из чурок, девочки шили кукол. В народе  считали, что без дела нет радости.

Народ передавал жизненный опыт через фольклор, ремесла, игры, традиции, праздники, которые представляли систему правил поведения и взаимоотношений. Воспитание осуществлялось  всем миром: любой мог делать замечания ребенку, если тот нарушал принятые правила поведения.

Из поколения в поколение передавалось только то, что было важным в жизни: честно жить, не бросать друг друга в беде, уважать старших. Дети с ранних лет видели проявление искренности взрослых. Подражали им. Воспитание  в родном доме. В привычной обстановке среди утвари и одежды, украшенных оберегами с пожеланиями  добра и благополучия,- все это давало человеку запас жизненной энергии, душевного здоровья.

Окружающий мир, родная природа, домашний очаг- все это мы называем дорогим словом « отечество». Наше отечество   во все века хранили наши отцы, берегли его покой. Только зная  свое прошлое, можно понять настоящее и строить  планы на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Семейные традиции. Семейные праздники.

Советы родителям, как правильно огранизовать праздник ребенку....

Консультация для родителей. Семейные традиции. Семейные праздники.

Советы родителям, как правильно огранизовать праздник ребенку....

Консультация на тему: «Организация работы по ознакомлению воспитанников с русскими традициями, обрядами, праздниками на специально организованных занятиях.»

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвую т: воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый...

Консультация дл родителей: "Традиции и праздники в семье"

Родители должны знать, как важно сохранять традиции семейного праздника и объяснять детям их значимость....

Консультация для родителей Традиции проведения Праздника Печёной картошки в МБДОУ «Детский сад №51 «Красная Шапочка» г.Тамбов

Традиции проведения Праздника Печёной картошки в МБДОУ «Детский сад №51 «Красная Шапочка» г.Тамбов...