Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"
консультация на тему

Тарасова Юлия Валентиновна

Самостоятельно детям трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ekologii.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника»

Выполнила: воспитатель I категории Тарасова Юлия Валентиновна.

МБДОУ детский сад №8 «Русалочка» г. Кстово

Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию, профессионализм, нацеленного работать индивидуально и в коллективе в направлении решения существующих проблем и предотвращения будущих.

Содержание приведенной формулировки ясно указывает на длительность этого процесса. Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте. В это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности. Возрастные особенности дошкольника определяют стиль его обучения: «погружение» в эколого – воспитательную среду, «поставляющую» по всем каналам восприятия эмоционально – окрашенную информацию, воздействующую на чувственную сферу и формирующую интерес к окружающему миру и любознательность. Накопление знаний является инструментом, а не целью экологического воспитания дошкольников, и три «кита» (знания, умения, навыки) объединяются в стройную формулировку, предложенную Т. В. Потаповой в «Концепции экологического воспитания дошкольника»: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Итак, экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания.

В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы «взять у нее все богатство», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентризма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поколения можно и должно сформировать новое – экологическое – сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций биоцентризма, означающего: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

В наше время проблема экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый кто принес и приносит вред природе, когда –то был ребенком. Вот почему так велика роль педагогов и родителей в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Есть такое понятие «экологическая культура». Что оно включает в себя? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) Одним словом, мы должны закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому предлагайте своим детям серию наблюдений: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать шелест листьев, понаблюдать за насекомыми.

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла. Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы.

             Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть, например, проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются. Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, а в детском саду, конечно же, воспитатель, который поможет разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.

              В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать различные формы и методы. Необходимо стараться внедрять интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Воспитатель сам должен быть носителем экологической культуры и своим поведением и действиями создавать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировать необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Учить детей сопереживать и прививать им эмоционально позитивное отношение к природе. Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости, а также в проявлении сочувствия тем, кто попал в беду, а ребенок он как бы «заряжается» этими эмоциями. Поэтому, необходимо каждый раз, при любом удобном случае, восхищаться природными объектами и явлениями, находить даже самый неприглядный, на первый взгляд, объект природы и восхищаться им, например, удивляться синему небу, белым облакам и ярким звездам, красивому мотыльку и длинному червяку, пробившейся сквозь асфальт травке и т.д. Восхищаться добрыми поступками людей, испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа и пытаться «заразить» этим детей. Обязательно при возможности вставлять поэтическое слово «Лес – точно терем расписной…», «Мороз и солнце – день чудесный...» и т.д., а поэтическое слово в сердце ребенка всегда оставит нестираемый след.

            Ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность. И если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду жучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

           Большое значение необходимо придавать ведущей форме – игре (сюжетно – ролевые, подвижные). Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии у ребенка к животным, растениям, объектам неживой природы. (эмпатия- это сочувствие, сопереживание, сострадание).

Огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность – проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения происходит воздействие на все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание надо уделять общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми на лугу, на территории детского сада.

При таком комплексном подходе в работе у детей развивается кругозор, наблюдательность, сенсорика; дети учатся устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, обнаруживать причины и следствия; развивать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.

                Необходимо приобщать детей к труду. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

              В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

                 

            Необходимо проводить работу с родителями. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

            Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

           Работу с родителями нужно проводить в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. Приглашать их на занятия, вывешивать много наглядного материала, выпускать буклеты на тему бережем и охраняем природу.

          Теперь рассмотрим, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

         В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

              В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

             В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Это интересно знать.

 1. Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

2.    Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

3.  От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

4.    Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

5.    Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

6.   Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

В заключении доклада хочется сделать вывод: показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1998 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание»№10, 1998 г.

3. «Как знакомить дошкольников с природой» под редакц. П. Г. Саморуковой, 1983 г.

4. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», под ред. Т. М. Бондаренко, 2003г

5. «Детям о природе», под ред. М. В. Лучич, 1989 г.