Главные вкладки

    Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    Рыбальченко Татьяна Акимовна
    Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsennost_liter_gostinoy.docx19.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

        Говоря о жанре «литературных гостиных», стоит обратиться к его истокам, насчитывающим без малого две сотни лет. Начиная с 20-х годов XIX века, русская культура переживала необычайный подъём: победное завершение мучительной войны с Наполеоном, встряска общества в связи с восстанием декабристов, а затем и падение крепостного права, развитие экономики, − эти и другие факторы стали стимулом и для культурного развития. Одной из пышно расцветших форм стала салонная культура, распространившаяся в дворянской среде. Среди дворян было множество образованнейших людей, обладателей обширных библиотек, тонких ценителей мировой философской мысли, литературного и музыкального творчества. Чтобы находиться в контексте «текущих трендов», как мы бы сказали сейчас, аристократы собирали вокруг себя себе подобных, а также тех, кто был носителем и трансформатором культуры и общества в целом. Несмотря на светский характер гостиных, именно здесь часто зарождались движения, которые давали направление общественной мысли на ближайшие десятилетия.

          Московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Владимирович Голицын, получив от шефа Третьего отделения А. Х. Бенкендорфа неудобное указание наблюдать за «пушкинским кружком», нашел выход, не только не унижающий достоинства благородного человека, но и на ура принятый самими литераторами. Князь Голицын организовал у себя культурный салон, тем самым предоставив вольнодумным умам площадку для высказываний. Четверги у князя имели большой успех в Первопрестольной. Один из поэтов пушкинского круга даже сокрушался: «Ну почему на наших сборищах так скучно, а у Голицына так весело?..»

          Умение держать салон П. А. Вяземский называет «искусством». Эта элегантная и тонкая форма общественной жизни балансировала на грани серьёзности и развлечения, личного и публичного. Здесь все должны были чувствовать себя непринуждённо, но в то же время не выходить за рамки светских приличий. Лучше всего рулить таким деликатным делом могли женщины. Не случайно обычно именно они были хозяйками салонов.

    Цели литературной гостиной:

    • информационно – предметная – расширение литературного образования;
    • деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения  с искусством, творческими людьми;
    • ценностно - ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

        Литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: 

    - свободное общение на литературном материале;

    - действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов;

     - “живой” диалог “на равных”.

       Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные  чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их.

         Таким образом, литературная гостиная воспитывает  чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мышление.

         Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию.

         Мы попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

        Особенность «Литературной гостиной» заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. В ней могут участвовать педагоги  и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"

    В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов  ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...

    Конспект праздника для детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии «Встреча весны»

    Конспект праздника для детей дошкольного возраста,имеющих особенности в развитии«Встреча весны» Программное содержание:1....

    Экскурсии в школу для детей дошкольного возраста. Первый класс в гостях в дошкольном учреждении.

    Вопрсы  о том:  как познакомить дошкольников с школой,  а детей начальной школы привлечь к  взаимодействию с детьми из детского  сада являются актуальными и сегодня.  Пре...

    Рабочая учебная программа на 2015-2018 учебный год. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» для детей дошкольного возраста (Учeбный материал в раздел "Детский сад")

    Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в дет...

    Литературная викторина для детей дошкольного возраста «Удивительный мир сказок К.И. Чуковского»

    Сказки К. Чуковского позволяют детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги К....

    «Песочная терапия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии» /консультация для воспитателей/

    Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными фор...