Тренинг на профессиональное ориентирование детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) по теме

Щекина Екатерина Васильевна

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.  К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Детям 6-7 лет по-прежнему нравится и хочется играть! В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientirovanie.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБДОУ №107 Московского района г.Санкт-Петербурга

Щекина Е.В.

Тренинг на профессиональное ориентирование детей.

Возраст: 6-7лет

Характеристика и проблемы возраста: Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.  К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Детям 6-7 лет по-прежнему нравится и хочется играть! В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.   Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. При всей важности познавательного развития ребенка 6—7 лет его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно в дошкольный период у детей закладываются первичные трудовые навыки, формируется отношение к труду, «просыпается» интерес к определенным профессиям в процессе их участия в общественно-полезном труде. Одновременно формируется и положительные нравственные качества, поскольку результативность выполненной работы и её оценка благотворно воздействуют на сознание ребёнка. В процессе деятельности ребёнка проявляется его психические, физические и физиологические свойства. . Внимание еще неустойчиво. Дети 6-7 летнего возраста легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4-5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно):

играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты» что - либо спрятанное).

Ведущая деятельность: игровая

Аудитория: подготовительная группа ГБДОУ №5

Цель: Сформировать у детей дошкольного возраста интереса к профессиям.

Задачи:

  1. Посетить КидБург (город профессий), который  предоставляет возможность ребенку осознать свои склонности к будущей профессии и поверить в свои силы и способности. Формат игры делает получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим, ведь в процессе игры можно самому проследить связь между получением знаний, их применением и достигнутым результатом.
  2. В ходе сопровождения детей в КитБурге,  проследить за интересами детей к той или иной профессии, сделать заметки для дальнейшей работы с детьми и рекомендаций родителям.
  3. С детьми  в течении недели  проводится игровые занятия на тему «Кем я хочу быть?»( приложение 1),  и сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахер», «Магазин», «Доктор» и др, упражнение «Самая-самая»(приложение 2). В процессе игры у ребят развивается интерес к профессии врача, лётчика, шофёра, милиционера, учителя, космонавта, артиста, фермера, швеи и т.д., в которых дети играют роли учителя и ученика, парикмахера и клиента, продавца и покупателя, врача и пациента. В ходе игры у детей обогащаются знания, представления, а также интерес к профессиям.
  4. Показывать образцы ремесленных изделий и  сопровождать беседой о сложностях профессии, о том, что на изготовление любой вещи затрачиваются большой труд и умения. Необходимо приобщать детей к труду, таким образом, как, дежурство в группе, ухаживание за цветами, содержание в чистоте игровых площадок и комнат. Выполнение подобных несложных заданий приучает детей к порядку, они с удовольствием участвуют в повседневных трудовых акциях.
  5. Провести  занятия, связанные с рисованием, лепкой, разукрашиванием, также прививают детям трудовые навыки и вырабатывают необходимые качества: терпеливость, аккуратность, внимательность.
  6. В ходе проведения игр и занятий делать соответствующие заметки об интересах детей, для дальнейших рекомендаций родителям.
  7. Дать рекомендации родителям для поддержания интереса ребенка к профессии, понравившейся ребенку. Например, сходить на детский мастер-класс по приготовлению пищи в ресторан, посетить детскую железную дорогу, сходить на экскурсию на завод по изготовлению автомобилей и т.д.

Приложение 1

Методика «Кем быть?»

Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.

Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и быстрее понять содержание рисунка.

Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».

В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:

классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),

классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),

сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),

влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

Профориентационная работа не должна ограничиваться одним видом деятельности, надо постараться использовать разнообразные приемы и методы:

- мини-лекции о содержании профессии,

- рисуночные методики,

- игры, связанные с профессией,

- беседы со специалистами – родителями и просто со специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет, журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др. К примеру, при знакомстве детей с профессией пожарного, рекомендуется разнообразный перечень форм, методов и приемов:

- провести мини-опрос: «Что вам известно о профессии пожарного?»;

- провести мини-лекцию (5-7 минут) в сопровождении наглядных пособий, фотографий, рисунков об основном содержании профессии пожарного, условиях труда, истории профессии (откуда пришло слово, как менялся облик профессии);

- познакомить детей с основными требованиями профессии пожарного к человеку;

- познакомить детей с основными орудиями труда (в том числе с теми, которые имеются в наличии);

- посмотреть видеосюжет о работе пожарного и обсудить его (желательно провести эту работу в малых группах);

- применить игры, связанные с профессией («Угадай по жестам» и т.п.);

Приложение 2

Упражнение «Самая - самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, конфетчик).

Характеристики:

- самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.);

- самая волосатая профессия (парикмахер);

- самая детская профессия (детский врач - педиатр);

- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);

- самая серьезная профессия (программист, военный и др.);

- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);

- самая общительная профессия (учитель, диктор и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная програамма профессионального сопровождения детей дошкольного возраста ДОУ Новогромово

«Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного  и начального общего образования в сельской местности на основе создания в ДОУ психолого-педагогических...

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...

Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...

Тренинг "Духовно-нравственное воспитании детей дошкольного возраста "

Тренинг для педагогов "Духовно-нравственное воспитание" можно использовать на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях по духовно-нравственному воспитанию....

Проблемы профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

Формирование у воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) первичных представлений о мире профессий обосновывается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Тренинг для родителей «Наказание детей дошкольного возраста: польза или вред?»

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста....