Главные вкладки

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Татаринова Вера Геннадьевна

    Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx70.52 КБ

    Предварительный просмотр:

     

     

     

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

     «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

     

    Выполнила воспитатель МБДОУ № 277: Татаринова Вера Геннадьевна

      

    2016г.

    Содержание:

     

    Актуальность разработки и реализации проекта…………………………………………………...........3-4

    Проблема ……………………………………………………….5

    Цели и задачи проекта……………………………………….5-8

    Ожидаемые результаты………………………………………8-9

    Целевые участники проекта…………………………………...9

    Сроки и этапы реализации проекта………………… ………..9

    Перспективный план работы по реализации проекта …………………………………………………………………10-16

    Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы…………………………………………17-19

       Приложения……………………………………………...........20-25

       Список используемой литературы…………………...............25-26

    Проект по нравственно-патриотическому  воспитанию

     «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

    «С чего начинается Родина?

    С картинки в твоем букваре,

    С хороших и верных товарищей,

    Живущих в соседнем дворе.

    А может, она начинается

    С той песни, что пела нам мать.

    С того, что в любых испытаниях

    У нас никому не отнять…»

    М. Матусовский

    Актуальность разработки и реализации проекта

                 Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

              «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».Д.С. Лихачев

               В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

                  Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

          Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

    «Ты вспоминаешь не страну большую,

    Которую изъездил и узнал.
    Ты вспоминаешь Родину такую,

    Какой её ты в детстве увидал.»

                 И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

                   Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

                 

                   Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

    1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
    2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
    3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.

    Проблема:

            Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

           Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

           Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города,  области, страны .

           Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

           Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

           Отсутствие эффективной системы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

    Цель проекта:

    * Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

    Задачи:

    1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

    2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

    3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

    4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

    5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

    6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

    7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

    В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

              Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

     Развивающего обучения. Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

     Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

     Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.  

     Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

     Игровая.  В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

     Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

    При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

    Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

    Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

    Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

    Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

             Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

    - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

    - воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

    - развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

    Средства реализации поставленных задач:

    - развивающая предметно – пространственная среда;

     - развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

    - метод детских проектов.

    Формы работы с детьми:

    • непосредственно образовательная деятельность;

    • тематические беседы;

    • презентации;

    • календарные праздники;

    • развлечения, досуги;

    • экскурсии;

    • пополнение развивающей среды,

    * выставки детских работ, семейных коллекций

    Ожидаемые результаты:

    Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

    - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

    - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

    - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
    - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

    - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

    самовыражение творческих способностей детей;
    -обогащение знаний детей о музейной культуре;
    -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

     Прогнозируемый результат на уровне родителей:

    - повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

    - активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

     - обогащен опыт психологическими, педагогическими и  валеологическими знаниями.

    - развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские,    рефлексивные способности;

    - сформировано желание сотрудничества с детским садом;
    - укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических  чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
    Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
    - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
    - творческая самореализация в профессиональной деятельности.
    Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
    - внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
    - создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
    -создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

                     

    Целевые участники проекта:

    • Дети подготовительной группы (6 -7  лет).
    • Педагоги ОУ.
    • Родители воспитанников.

    Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

    Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

    Сроки реализации: 1 год.

    Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

    I этап - подготовительный, включает в себя:

    1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

    2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

    II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

    III этап - итоговый, включает в себя:

    1. итоговое диагностирование детей,

    2. повторное анкетирование родителей.

    Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

    Перспективный план работы по реализации проекта

    Сентябрь

    Тема: «Летопись моей семьи»

    Тема: «Моя родословная»

    Задачи:

    • Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
    • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
    • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    Формы проведения:

    Беседа «Что я знаю о своей семье»,

    Выставка детских рисунков «Моя семья»;

    Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

    Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

    Семейный мини – проект:  составление генеалогического древа «Моя родословная»

    Октябрь

    Тема: «Герб нашей семьи»

    Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

    Тема: «Профессии моих родителей»

    Задачи:

    • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
    • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
    • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
    • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

    Формы проведения:

    Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

    Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

    Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

    Изготовление поделок на день Матери.

    Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

    Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

    Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте». 

    Ноябрь

    Тема: «История и достопримечательности района».

    Тема: «Природа  района»

    Задачи:

    • Вызвать интерес к истории возникновения района
    • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
    • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
    • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
    • Формировать    представления    детей    об   улице,    на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
    • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
    • Расширять знания детей о природе родного района;

    Формы проведения:

    Презентации: «История и достопримечательности Советского района»

    Фотовыставка «Осень в нашем районе»

     Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий. 

    Конструирование: «Улицы Советского района».

    Выставка рисунков: «Осенняя природа».

    Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

    «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

    Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

    Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

    Декабрь

    Тема: «Промышленность района».

    Тема: «Спорт, культура и отдых в Советском районе».

    Задачи: 

    • Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
    • Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта профсоюзов, бассейн «Дельфин», бассейн «Олимп», Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, дом детского творчества Советского района, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Нагорный ;
    • Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях  вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

    Формы проведения:

    Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

    Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

    Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

    «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

    Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

    Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.

    Презентация: «Спорт в родном районе».

    Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

    Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

    Январь

    Тема: «Мой родной город Нижний Новгород»

    Тема: «Архитектура моего города»

    Задачи:

    •        Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

    •        Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

    •        Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

    •        Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

    •        Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте,

    Формы проведения:

    Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»,

    «Откуда пошла Земля Нижегородская?»

    Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода
    Беседа «Что такое парки»

    Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

     «Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

    Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород»

    Февраль

    Тема: «Памятные места родного города»

    Тема: «Люди, прославившие наш город»

    Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода»

    Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;

    Задачи:

    •   Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
    • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
    • Познакомить с творчеством художников,    писателей, поэтов нашего города;
    • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
    • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

    Формы проведения:

    Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

    «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение

    «Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)

    Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

    Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

    Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

    Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

    Март

    Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем)

    Тема: «История нашего края»

    Задачи:

    • Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
    • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
    • Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
    • Познакомить с народными прикладными промыслами области;
    • Познакомить детей с картой нижегородской области,  обратить внимание на соседние города и области;
    • Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
    • Расширять знания детей  об истории  родного края

    Формы проведения:

     Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае.

    Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);

    Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

    Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

    Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»

    Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде.

    Изготовление альбома о Нижегородском крае.

    Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым  Нижегородского края.

    Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край»

    Апрель 

    Тема: «Люди земли Нижегородской»

    Тема: «Природные богатства земли Нижегородской»

    Задачи:

    • Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
    • Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И.П. Кулибин, Н.И. Лобачевский, Е.А. Евстигнеев, В.С. Коноваленко и другие;
    • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
    • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
    • Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
    • Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
    • Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
    • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

    Формы проведения:

    Презентация: «Известные люди края Нижегородского»

    Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области».

    Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

    «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

    Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

    Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

    Дид. игра «Кто где живет?»

    Лепка животных и птиц области;

    «Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);

    Изготовление гербария лекарственных растений области;

    Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

    Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

    КВН «Знатоки родного края»,

    Май

    Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

    Тема: «Мы эковоины земли нижегородской».

    Задачи:

    • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
    • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
    • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
    • Формировать    представления    детей    о    проблемах загрязнения    окружающей    среды;
    • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
    • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
    • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
    • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;                                                                              

    Формы проведения:

    Рассказ о детях-героях войны;

    Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

    Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

    Рассказ о детях-героях войны;

    Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

    Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

    Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке», 

    Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

    Участие в Народной Экологической Акции «Городская Экобомба» при содействии проекта «Главное- Дети» (посадка с детьми на территории детского сада деревьев: сибирский кедр и пихта).

    «Виртуальное путешествие по лесам области»;

    Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

    Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

    Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

            Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание  объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

           В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик нетестового типа, критериально – ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочитание низко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

     Периодичность мониторинга  устанавливается образовательным учреждением и  обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает  ход образовательного процесса.

    Содержание мониторинга  тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

    Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

    Ф.И.ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Родная страна:
    Название страны
    Название города
    Домашний адрес
    Название достопримечательностей города
    Название зеленых зон
    Название улиц, площадей

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Символика
    Флаг, герб, гимн России
    Флаг, герб, гимн  родного города

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. История народной культуры и традиций
    Народная игрушка
    Народные праздники
    Жилище человека и предметы быта

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.Историко- географический и природный компоненты
    Природные богатства нашей страны
    Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
    Виды ландшафта (горы, равнина)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5.Личностный компонент
    Отношение к окружающей среде
    Забота о близких
    Проявление дружелюбия
    Умение управлять своими чувствами, договориться
    Умение анализировать свои поступки и поступки других

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Высокий уровень-

    Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства России,  знает природно-климатические зоны,  ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

    Средний уровень-

    Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
          Низкий уровень-

    Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.                                      

                                                         

    Приложение 1
     

                                       Оценочный лист

    «Эффективность работы педагога в направлении нравственно – патриотического воспитания».

    Критерии оценки

    Оценка старшего воспитателя

    Оценка педагога

    1

    Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.

    2

    Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)

    3

    Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

    4

    Дает детям элементарные представления:

    Об истории государства

    Об истории быта народов России

    О традициях

    О народных праздниках

    О народной игрушке, истории ее возникновения

    5

    Знакомит с устным народным творчеством

    6

    Дает представления об историко- географических и природных компонентах:

    Размерах страны и ее природных богатствах,

    Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них

    7

    Формирует бережное отношение к природе

    8

    Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)

    9

    Знакомит детей с символикой государства:

    Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города), их назначением

    10

    Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами

    11

    Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения

    12

    Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду:

    Приложение 2

                                 Анкета для педагогов

    Вопрос

    Да

    Нет

    Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

    Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании, применительно к детям дошкольного возраста?

    Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

    Считаете ли Вы нужным увеличить  запас знаний по истории и географии России?

    Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

    Достаточно ли у Вас знаний  городе, в котором живете?

    Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

    Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, в которой работаете?

    Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

    Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда, подобран демонстрационный материал, дидактические игры?

    Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?

    Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

    Приложение 3

    Анкета для родителей

    1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
    • воспитание любви к Родине;     
    • воспитание уважения к старшему поколению;     
    • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
    • знание истории своей страны;
    • другое - _______________________________________________________________
    • затрудняюсь ответить.
    1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
    • да;
    • нет; 
    • затрудняюсь ответить.
    1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
    • прививать детям уважение  к людям своей страны;
    • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
    • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
    • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
    • ознакомление с историческим прошлым России;
    • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
    1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
    1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
    • да;  
    • нет;
    • затрудняюсь ответить.
    1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

    Спасибо за сотрудничество!

                                 

    Анкета  для  родителей.

                                         Уважаемые родители!

    Просим Вас ответить на вопросы для планирования  более результативной  работы  по  патриотическому  воспитанию в  детском  салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

    1).  Считаете  ли  Вы  важным  воспитание  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста?  Почему?

    2).  Как  Вы  развиваете  представления  о  своей  малой родине,  отношения  к  ней  у  своего  ребёнка?

    3).  Как  Вы  считаете,  с  какого  возраста  ребёнка  нужно  знакомить  с  историей  родного края,  его символикой, культурным наследием?

    4).  Как  Вы  воспитываете  у  Вашего  ребёнка  любовь  к  городу,  стране?

    5).  Есть  ли  у  Вашего  ребёнка  любимое  место  в  городе?

    6).  Считаете  ли  Вы,  что  взаимодействие  с  педагогами  необходимо  при  воспитании  основ  гражданственности?

    7).  Какие  формы  взаимодействия  с  педагогами  в  детском  саду  по  воспитанию  социальной  компетентности  маленького  гражданина  были  бы  Вам  интересны?

    -  «круглые  столы»  со  специалистами  по  данной теме;

    -  совместные  экскурсии,  походы;

    -  конкурсы  по  темам  истории  и  современности  Новокузнецка  и  России;

    -  встречи  для  родителей  по  проблемам  воспитания  гражданских  чувств          у  современных

      дошкольников;

    - домашнее  чтение  ребёнку  предложенной  литературы,  обсуждение  событий  из  истории  страны;

    -  другое.

    Приложение 4. 

    Рекомендации для родителей. 

    «Как воспитать маленького патриота»
            Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
             Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
             Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
    • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
    • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
    • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
    • Расширяйте собственный кругозор.
    • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
    • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
    • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

    Литература:


    1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
    2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

    3. Большой иллюстрированный справочник лекарственных трав и растений. Автор: И. Гречаный. Издательство: «К К «Клуб Семейного Досуга». Год издания: 2015
    4. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 
    5. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 
    6. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

    7. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

     8. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

    9. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

    10. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

    11. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 

    12. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

    13. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

    14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 
    15. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
    16. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
    17. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 

    18. Интернет – ресурс: Википедия.

    19. http://www.hutor-museum.ru/

    20. https://vk.com/hutor_museum


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "С чего начинается Родина"

    Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: — формировать у детей представление о России, как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государственным с...

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

    Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...

    Проект по патриотическому воспитанию детей Тема: «С чего начинается Родина?»

    В настоящее время в нашу жизнь стремительно вошла западная культура – музыка фильмы книги игрушки – всё это оказывает большое влияние на детскую психику. Подрастающее поколение растёт и фо...

    Проект по патриотическому воспитанию детей Тема: «С чего начинается Родина?»

    В настоящее время в нашу жизнь стремительно вошла западная культура – музыка фильмы книги игрушки – всё это оказывает большое влияние на детскую психику. Подрастающее поколение растёт и фо...

    Проект по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «С чего начинается Родина?»

    Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решелась в ДОУ, но в последнее время  возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как...

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С чего начинается Родина?»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598926","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"410","width":"480"}}]]...

    КВН по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: "С чего начинается Родина?"

    КВН в подготовительной группе "С чего начинается Родина?"...