Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Афанасьева Ирина Владимировна

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире...»

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

        Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

        Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Это заключается в следующем:

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении: в процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным;

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой: в процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

 - труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

- деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи; 

- своеобразные мотивы труда дошкольников:  стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, а позже осознание  общественно значимых  мотивов, появление гордости, удовлетворения от самостоятельно достигнутого результата в труде;

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности: отсутствует рациональность действий, экономичность и предвидение итога. 

        По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд. 

        Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д.        

        Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае я говорю: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы строимся в спортивный зал  в интересную игру».

        Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.

        Основной формой организации хозяйственно-бытового труда являются поручения. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести,  полить цветы, покормить рыбок. Они на первый взгляд не дают видимых результатов. Но поручить – значит обязать ребенка выполнить какую-то работу связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 3-х до 5-и лет.

         Дошкольники любят трудиться со взрослыми. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек, заливка горки, расчистка участка зимой от снега. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять за проявленную инициативу.

        С детьми четырёх-пяти лет уже можно организовать и ручной труд.

        Так же детки могут выполнять поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями и животными. При этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Важно помнить что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни; сколько корма посыпать рыбам или птице.

        Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным, активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

        Жизнь убеждает, что если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительного отношения к труду у детей раннего возраста

Раскрываются особенности организации трудовой деятельности с детьми раннего возраста...

Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. Поэтому достижения трудовых целей и их результаты должны доставлять радость детям и вызывать их эмоциональный от...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

laquo;Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда,потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать».  В.А. Сухомлинский....

Консультация "Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями"

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в ...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

laquo;Если ребенок вложил в частицу своей души в труд людей и нашел в труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»В. А. Сухомлинский.   Основы трудового восп...