Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ
консультация на тему

Мкртчян Лариса Амаяковна

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далёкие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия всё, что интересно, полезно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по использованию народных игр

в образовательном процессе ДОУ

Подготовила:

Ст. воспитатель:

Мкртчян Л.А.


Задачи:

• развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским народным играм. Создавать условия для проведения детской игровой культуры;

• обогащать интеллектуально - информационную сферу ребёнка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана.

• способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.

Принципы систематизации народных игр:

• Принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;

• Принцип разнообразия народных игр;

• Календарно-тематический принцип;

• Принцип архитипизма (традиционности) ;

• Принцип систематичности и последовательности;

• Принцип учёта возраста;

• Принцип комплексности, т. е. связи с другими средствами народной педагогики.

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далёкие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия всё, что интересно, полезно.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики в нашей программе, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.

В классификации С. Л. Новоселовой народные игры выделены в отдельный, III класс игр; они подразделяются автором на обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, развивающие).

Оптимальной формой планирования является перспективный план использования народных игр. При планировании педагог может конкретизировать воспитательные, развивающие задачи, исходя из особенностей игры.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрёшки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др., подвижные игры, изредка хороводные).

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, используются игры народными игрушками. Хотя с ними дети знакомятся в основном на занятиях по изобразительному искусству (дымковские, филимоновские) .

Положительно, если эти игрушки будут использоваться в самостоятельных играх, режиссёрских. Для старших детей подойдут «Городки», «Серсо», «Лапта» и др. Старшие дошкольники могут и должны уметь играть в народные игры самостоятельно, иметь любимые игры.

Возможно использовать народные игры примерно один раз в неделю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские подвижные, словесные, хороводные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст, одну из идей народной педагогики (за год примерно 50 игр) .

Следует использовать народные игры во всех блоках образовательного процесса детского сада, стремиться к взаимосвязи в использовании разных средств народной педагогики (игры, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, природа, элементы семейной культуры и др.) .

Начинать в младших группах в сентябре возможно с использованием в основном русских народных игр-забав на занятиях по сенсорике, привязывая это содержание к идее народной педагогики- идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к родной природе. Подойдут игры-забавы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др. На занятиях по сенсорике учат разбирать и собирать матрёшки (цветы, листья-красиво).

В блоке совместной деятельности воспитателей и детей возможно использование подвижных игр («Маленькие ножки – большие ноги»). Можно включать народные игры в праздники и развлечения. Работа с малышами требует многократного повторения (до 5-10 повторений), поэтому в младших группах присутствует малое количество народных игр, преимущественно русских, так как малыши других национальностей чаще всего русскоговорящие. Лишь отдельные идеи народной педагогики могут быть реализованы в младших группах.

В старших группах в сентябре рекомендуется провести несколько занятий по знакомству с историей и культурой, в том числе и с играми других народов, населяющих Россию. На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. На музыкальных занятиях примерно один раз в две недели - новую хороводную игру. Одновременно можно закреплять знакомые игры, предлагать на выбор и на занятиях, а чаще в блоке совместной деятельности воспитателя и детей.

Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках. В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников: Осенины, Масленица и другие, сценарии которых включают народные игры.

Со старшими детьми, возможно, организовать конкурсы, соревнования: «Кто больше знает народных игр», Кто больше знает считалок», предложить детям самостоятельно придумать, как усложнить правила в народных играх, изготовить совместно атрибуты к играм, рисовать на темы, связанные с народными играми. Необходимо включать игры, которые встречаются в данном регионе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально-валеологического воспитания дошкольников

В свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально использовать здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Проводить интегрированные музыкально-валеологические занятия. ...

Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...

Консультация "Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ"

    Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, ...

«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позв...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Данные методические рекомендации посвящены использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников и подготовлены в помощь воспитателям ДОУ....