Наглядные формы работы с родителями
статья на тему

Писмарова Полина Николаевна

Консультация для педагогов, использование наглядных форм работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnye_formy_raboty_.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядные формы работы с родителями.

    Совместная работа с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Педагог обязан систематически информировать родителей об успехах и трудностях в работе с  их детьми. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и т. д.

   Отдельную группу составляют наглядно – информационные формы работы  с родителями. Они позволяют решать задачи по ознакомлению родителей с условиями, содержанием и методами воспитания в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания. Наглядно – информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно – ознакомительной – является ознакомление родителей с педагогами, занимающимися воспитанием детей, с особенностями работы педагогов. Задачи другой группы – информационно – просветительской – предназначены  для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития, и направлены на обогащение знаний о воспитании и развитии ребенка. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, и т.д.

Рассмотрим группу информационно – ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». На дни открытых дверей приглашают родителей для ознакомления со спецификой работы по определенной тематике (развитие речи у ребенка). В данном случае педагог  знакомит родителей с основными приемами  постановки звуков, подбором наглядного, иллюстративного и речевого  материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.

Рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как надо выполнять те, или иные задания. Большую помощь родителям окажут «Сказки о веселом язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

 В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

 К информационно – просветительским формам относится: оформление информационных стендов, памятки, буклеты, папки – передвижки, медиатека, проекты, выпуск газет, индивидуальные задания для родителей, мини библиотека.

 Памятку родители получают в рамках проводимых мероприятий для детей и родителей. Если семья по той или иной причине не участвовала во встрече, она может получить памятку в индивидуальном порядке с соответствующими рекомендациями, при этом текст должен быть коротким и хорошо структурированным, а также призывающий родителей к сотрудничеству в решении образовательных задач.

 Буклет - это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается таким образом, чтобы его можно было читать и рассматривать. Для родителей – прекрасное средство их информирования о достижениях и практики воспитания дошкольников. Индивидуальные задания используются для закрепления пройденного ребенком материала дома. Например,  задания могут быть даны в форме записок и помещены в личный шкафчик ребенка.

  Папка – передвижка  - одна из форм взаимодействия с родителями. Размер папки должен быть компактным. На обложке помещается рисунок, аппликация или коллаж, и содержит, как правило, информацию по конкретному запросу. Она предлагается родителям для ознакомления с программными материалами в домашней обстановке, для обсуждения в семье. Содержание материалов папки варьируется от описания закономерностей развития ребенка до индивидуальных рекомендаций. Например, по теме «Значение воображения для речевого развития» предлагается игра «Превращалки»:

             Во что превратится…

  • Стул без спинки (табурет)
  • Чашка без ручки (стакан) и т.д.

 Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она:

  • Структурирована по направлению (например, «развитие речи у ребенка»);
  • Отвечает информационным запросам родителей;
  • Эстетически оформлена;
  • Содержит текст, а также фотоматериалы.

   Например, на информационных стендах помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Можно порекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии.  

 Еще одной из форм наглядного взаимодействия с родителями является проектная деятельность. Проектирование позволяет развивать партнерские отношения с семьей: родители выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи. У родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику развития речи детей, умение выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели. Процесс проектирования включает в себя следующие этапы:

  • Выдвижение идеи
  • Разработка проекта,  реализации идеи
  • Реализация проекта
  • Презентация проекта

 Также можно оборудовать семейную медиатеку. В данном случае информация хранится на дисках, электронных носителях.

В состав семейной медиатеки могут быть включены:

  • Мультимедийные материалы к занятиям с детьми;
  • Развивающие и обучающие программы;
  • Коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.

Целью издания газет является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в семье и детском саду, а также приглашение к сотрудничеству.

Рукописные газеты  рассказывают родителям об особенностях развития ребенка, о его жизни в детском саду, дают рекомендации по воспитанию и обучению детей.

Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной. Внимание родителей привлекают хорошо иллюстрированные газеты. Поэтому к их оформлению могут привлекаться не только взрослые, но и дети. Детские рисунки будут прекрасной иллюстрацией обсуждаемой темы.

Также целесообразно создавать в группах мини библиотеки.

Для них подбирается литература по определенной теме. Например, по теме «развитие речи» в библиотечке может находиться следующая литература: сказки, стихи, потешки, дидактические игры и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания

Использование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания...

Наглядная пропаганда - как форма работы с родителями

Материал раскрывает задачи, цель работы в данном направлении; основные информационные рубрики, которые используются в оформлении приемной детского сада....

Наглядно-информационные формы работы с родителями.

В целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей  и обучения их конкретным приемам логопедической работы  широко использую следующие н...

Наглядно - информационные формы работы с родителями

Самостоятельно изготавливаю тематические папки - передвижки в уголок для родителей. А также использую их на своих занятиях....

Консультация для педагогов "Наглядные формы работы с родителями"

Консультация для педагогов "Наглядные формы работы с родителями"...

Консультация для воспитателей «Наглядные формы работы с родителями»

Консультация для воспитателей«Наглядные формы работы с родителями»...