Консультация для родителей "Учим детей экспериментировать!"
консультация на тему

Порткина Светлана Александровна

Познакомит родителей и педагогов с организацией опытов с  "Ящиком ощущений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchim_detey_eksperimentirovat.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

      «Учим детей экспериментировать».

Воспитатель высшей квалификационной категории  Порткина С. А.

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»  город Саранск.

 Современные дети живут в эпоху новых технологий. В условиях компьютеризации от человека требуется не только овладение новыми знаниями, но и умение добывать эти знания, оперировать ими, мыслить творчески, самостоятельно.

      Дети, по природе своей исследователи.

-Лиза, не гладь кошку!

-Витя, отойди от лужи!

-Коля, не лезь в снег, заболеешь!

       Как часто мы слышим эти фразы в каждом дворе и видим одну и ту же картину: мамочек вытряхивающих из карманов своих чад «нужный» мусор: камни, ветки, пробки и юных «почемучек», поглощенных исследовательским интересом.

       Исследовательская деятельность пронизывает все режимные моменты: прогулку, игру, прием пищи,   непосредственно образовательную деятельность. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает мир, только в ходе практической деятельности с интересующим его объектом.

       Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

       В практике работы дошкольных учреждений, все больше внимания уделяется  созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению выполняемой деятельности, саморазвитию.

       Теоретической  базой экспериментальной работы являются исследования Н. Н. Поддъякова. Он в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской

(поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

       Организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты для ребенка те же фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а опыт можно понять и объяснить. Опытно-экспериментальная деятельность развивает у детей мышление, логику, внимание, память, наглядно показывает связи между живой и неживой природой. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения исследовательской деятельности, запоминаются надолго.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Дошкольник     должен делать все сам, а не быть в роли пассивного наблюдателя. Какими бы занимательными  ни были опыты педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Дети сами с удовольствием «превращаются» в волшебников и проводят разнообразные эксперименты, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на их вопросы. Чем больше новой и интересной информации получит ребенок, тем быстрее он будет развиваться. Опыты могут проводиться с различными объектами живой и неживой природы. Очень интересно проводить с детьми  игры, используя «ящик ощущений». Например:        

  Игры с камнями

/старшая группа/

Работа с «ящиком ощущений»

  1. Вариант. Положите в ящик несколько предметов: шишки, пробки, деревянные кубики, камни. Предложить ребенку выяснить, что находится внутри «ящика ощущений»: и из всех предметов отобрать камни.
  2. Вариант. В коробке лежат только камни (по количеству детей). Каждый ребенок берет в руку камень и рассказывает о его особенностях. Когда все камни будут на столе, сравнить их по размеру, форме, весу, цвету.

Классификация камней по разным признакам.

  1. Какими бывают камешки? Найти самый большой и самый маленький /самый красивый и самый невыразительный/. Обосновать свое мнение.
  2. С закрытыми глазами выбрать на ощупь самый гладкий камень, самый крупный, потом - самый неровный. Почему у камешков нет углов?  Это речная галька. Камешки лежали в воде, и песок с водой обтесали углы, камешек становится круглым. Потрясти камешки в коробке, послушать. Как они шумят.
  3. Рассмотреть камешки в лупу. Обратить внимание на кристаллики, трещинки, узоры.
  4. В одну руку взять камешек, в другую пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что стало с камешком и пластилином?
  5. Постучать кусочком пластилина о камешек, двумя камнями друг о друга. В чем разница?
  6. Попробуем нацарапать что-нибудь на камне твердым предметом. Что получится? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»?
  7. Что будет, если мы положим камень в воду? Он утонет или будет плавать? Бросили камень в воду и будем наблюдать. Что происходит /на воде круги/. Может ли камешек плавать?

Взять для сравнения Керамзит и гранит /сравнить их по массе и одновременно опустить в миску с водой/. Что произошло? /в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет/

  1. Опустите в миску еще несколько камешков. Попробуем на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие и них красивее теперь?
  2. «Превращаемся» в первобытных людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огонь ударом двух кремней друг о друга. Если очень стараться, можно заметить искру. Понюхаем камни и определяем запах. Твердый кремень или мягкий? Почему говорят: «Твердый, как кремень»
  3. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке: /мелом, кремнем, графитом/
  4. С делаем музыкальный инструмент. Положим камешки в металлическую или пластмассовую коробку и крепко ее закроем. Можно менять камешки /увеличивать или уменьшать их количество, поменять камни по размеру/. Как гремит один камешек: Два: много?

12.Игры с камнями: в не очень глубокие емкости разной формы и размеров насыпать песок. Выкладывать различные узоры из камешков.

Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Литература

1. Иванова, А.И.  Экологические  наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Мартынова, Е. А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет. – Волгоград, Учитель, 2011.

3.  Прохорова Л. Н. Кузнецова Н. В. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: АРКТИ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

Консультация для родителей "Исследуйте,экспериментируйте......."

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни....

Консультация для родителей " Исследуйте, экспериментируйте,развивайте"

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования...

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»...

Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

Видеоуроки для детей "Экспериментируем дома"

Ссылка на видеоуроки для детей "Экспериментируем дома"  https://youtu.be/kAC1nwja5po?si=kz-6wOzBzcdq1Msy...