«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»
методическая разработка по теме

Тюлькина Юлия Валерьевна

Научно - методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса

йőзőс велőдőмőн веськőдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 24»  г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 24»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса

муниципальнőй сьöмкуд учреждение

(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Научно-методическая разработка

«Дыхательная гимнастика как

эффективный способ укрепления здоровья

детей старшего дошкольного возраста  при обучении плаванию»

        

                                                                           Тюлькина Ю.В.,

                                                                                     старший воспитатель                                                   

                                                                              Татаринцева Т.А.,

                                                                          инструктор по

                                                                                     физической культуре

г. Усинск

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….…...3
  1. Актуальность педагогического опыта………………………………….3
  2. Цель и задачи методической разработки инновационного опыта…...5
  3. Основная идея педагогической деятельности…………………………6
  4. Новизна методической разработки инновационного опыта……….....7

2. Основная часть………………………………………………………………8

2.1. Психолого-педагогическое обоснование темы………………………….8

2.2. Система работы……………………….……………………………….…10

2.3. Работа с воспитанниками………………………………………………..12

2.4. Работа с педагогами и специалистами………………………………….25

2.5. Работа с родителями……………………………………………………..29

2.6. Укрепление учебно-технической базы………………………………….32

3. Заключение …………………………………………………………………34

4. Приложения………………………………………………………………...37

  1. ВВЕДЕНИЕ

                        1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

                                                                                 Древние говорили:

                                                                               «Дыхание-это жизнь»

В течение жизни человек должен заботиться о своём здоровье. От его здоровья зависит и его личная жизнь, и жизнь окружающих людей. Забота о здоровье детей – важнейшая задача  любого народа. Гуманитарная катастрофа – болезни детей, это не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших  дней. Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания. Уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок: составляет 60-70% от всех болезней детей*. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, в XXI веке летальность от заболеваний органов дыхания будет стоять на втором месте среди причин смерти. Состояние здоровья детей требует применения педагогами новых технологий здоровьесбережения, в том числе разнообразных форм спортивно-оздоровительной деятельности, одной из которых и является плавание. Плавание – это прекрасный способ закаливания и укрепления здоровья. Неотъемлемой частью обучения плаванию является формирование правильного дыхания, развитие дыхательной системы человека, что приобретает особую актуальность в настоящее время.

Древнегреческий мудрец сказал: «Хочешь быть здоров – плавай, хочешь быть красив – плавай. Хочешь быть умён – плавай!» Плавание благотворно влияет на здоровье человека, если оно организуется в соответствии со знаниями физиологических особенностей организма дошкольника, правильным рациональным дыханием.

___________________________________________________________

*Интернет – сайт http : // www. prostude. net/ news/

*Дощаников А.В. Заболевания органов дыхания. Профилактика и методы лечения., стр.66.

Дыхательные упражнения – это замечательный инструмент не

только профилактики, но и лечения органов дыхания*.

Многие современные лечебные методики и официальная медицина,  народные целители активно используют дыхательные упражнения (дыхательная гимнастика). Это ещё раз доказывает эффективность, актуальность их применения и среди детей, и среди взрослых.

Проведение дыхательной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении чаще оправдано в старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет наиболее обучаемы плаванию. Они достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у таких детей  наблюдается ещё слабая способность анализировать мышечные напряжения. Движения старших дошкольников ещё часто неточные, беспорядочные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилием деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем*. Они продолжают часто болеть острыми респираторными заболеваниями,  и в то же время именно у них более развита дыхательная система, что  способствует лучшему освоению дыхательных упражнений, а значит и укреплению здоровья.

*Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет.сада. -3-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение,1985. -80 с., стр.6.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

ИННОВАЦИОННОГО   ОПЫТА.

ЦЕЛЬЮ работы является снижение заболеваемости воспитанников за счет создания условий успешного использования дыхательной гимнастики при обучении плаванию, повышение профессионального мастерства педагогов и родителей, формирование осознанного отношения к своему здоровью у воспитанников.

 Для достижения цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

1.Развитие материально-технической базы  для внедрения дыхательной гимнастики:

1.1.Изучение  необходимой методической литературы по вышеуказанной теме.

1.2.Использование для сбора информации СМИ (средства массовой информации), опыта работы других педагогических работников, медицинских работников, родителей воспитанников.

1.3. Пополнение программно-методического обеспечения реализации педагогического опыта.

2.Разработка  авторской системы работы по использованию дыхательной гимнастики в непосредственно образовательной деятельности, в том числе при обучении старших дошкольников плаванию.

3. Создание системы работы с педагогами и родителями по внедрению опыта.

4. Совершенствование творческого потенциала педагога.

1.3. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В соответствии с Программой развития учреждения, годовым планом работы МБДОУ «ДСОВ № 24» г.Усинска  основной задачей является сохранение и укрепление жизни и здоровья воспитанников. Автор считает, что развитие материально-технической базы, активное внедрение дыхательной гимнастики в работу всех участников (субъектов) образовательного процесса в ДОУ, обширная реклама, выстроенная система позволит добиться снижения заболеваемости воспитанников.

Центральным звеном  системы работы автора является ребенок, здоровый ребенок. Основными принципами здоровьесберегающей технологии автора являются принципы, которые выделяет В.А.Деркунская:*

- гуманизация;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;

- учёт и развитие субъектных качеств и свойств ребёнка;

- субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе;

- педагогической поддержки ребёнка;

- профессионального сотрудничества и сотворчества.

Так как участниками образовательного процесса ДОУ являются не только воспитанники и педагогические работники, но и родители (законные представители)*, то в последний принцип автор работы включает тесное сотрудничество с детьми, воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями) по внедрению дыхательной гимнастики в работу учреждения.

         

__________________________________________________________

* Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: сущность, особенности и условия их реализации:  метод.  рекомендации / Т.В.Хабарова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. -44 с., стр.12.

* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 2562

1.4. НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Новизна методической разработки в том, что автор,  проанализировав литературу по теме, пришла к выводу, что плавание без умения правильно дышать не дает высоких  результатов, в различных источниках охватываются лишь отдельные аспекты проблемы. Предположила, что если создать  определенную систему работы с детьми (см. по тексту раздел 2.2.),  в которой будут задействованы все  сотрудники детского сада, родители (законные представители) и сами воспитанники, налажены связи с общественностью,  то тогда нам удастся добиться снижения заболеваний органов дыхания и заболеваемости в целом.

       Методическая разработка подробно, поэтапно раскрывает систему работы по использованию дыхательной гимнастики не только инструктором по физической культуре, но и теми людьми, с кем находятся в контакте ребенок в течение всего дня: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, заведующий, заместители заведующего, медицинские работники, родители (законные представители).

Автором разработаны рекомендации практического характера по использованию дыхательных упражнений для сотрудников детского сада и родителей воспитанников с применением  легко изготавливаемых пособий и готовых материалов, игрушек; подобраны комплексы дыхательной гимнастики (Приложение №1).

Положительной стороной  разработки  является то, что её с лёгкостью и без лишних материальных затрат можно использовать в работе большинства дошкольных образовательных учреждений: как одной из составляющих частей реализации образовательной  области «Здоровье» основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

У разных авторов встречаются различные трактовки понятия  «Здоровьесберегающие педагогические технологии».  Так, Н.К.Смирнов (2003) утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Здоровьесберегающую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

     В.А.Деркунская (2005) также отмечает, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Здоровьесберегающие технологии, по мнению данного автора, - технологии, «направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребёнка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья» (В.А.Деркунская, 2005).

Автор использует следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

        - медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств;

        - физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка (технологии развития физических качеств, технология закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

         -  здоровьесберегающие образовательные технологии (технологии воспитания культуры здоровья дошкольников; технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения);

         -  технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ);

         -  технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни.*

______________________________________________________

* Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: сущность, особенности и условия их реализации:  метод.  рекомендации / Т.В.Хабарова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. -44 с., стр.12-15

2.2. СИСТЕМА РАБОТЫ

       Для того, чтобы снизить заболеваемость воспитанников за счет создания условий для эффективного внедрения дыхательной гимнастики, повышения профессионального мастерства педагогов и родителей, формирования осознанного отношения к своему здоровью у самих воспитанников автор выстроила систему работы.

        

             

Ведущим звеном в работе автора является основная общеобразовательная программа дошкольного образования, основанная на ФГТ, одной из задач которой является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка*. При создании системы опиралась на  Закон РФ и РК «Об образовании» (с внесенными изменениями), Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 2562, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПин 2.4.1.2660-10, утвержденный Постановлением Минздрава России от 20.12.2010 г. № 164.

*Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 г.№655.

2.3. РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ

        

Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.* Основная работа автора осуществляется в совместной и  самостоятельной деятельности с детьми. Совместная деятельность педагога с детьми проходит в  НОД «Плавание», в кружке «Обучение детей плаванию», в режимных моментах. Воспитанники вовлекаются в праздники, соревнования, проводится индивидуальная работа.

Для повышения результативности своей деятельности автор разработала  рабочую учебную программу по плаванию (Приложение № 2). Каждая НОД «Плавание»  начинается с разминки на суше - дыхательного упражнения .  Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливает их дыхательную систему к дальнейшим нагрузкам. Очень часто общеразвивающие упражнения сочетаются с дыхательными. Умение произвольно контролировать дыхание и на суше и в воде развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. Подготавливающие к плаванию упражнения, выполняемые детьми во время разминки,  развивают правильное дыхание: короткий, сильный вдох и плавный длительный выдох (Приложение №3).

* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 2562

В старших и подготовительных группах непосредственно образовательная деятельность по плаванию проводится два раза в неделю, длительностью по двадцать пять - тридцать минут, по подгруппам: не более 10 человек в каждой, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10, техникой безопасности и для осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку. Здесь  соблюдается первый принцип, отмеченный В.А.Деркунской  - гуманизация, т.е. осуществляется личностный подход, индивидуального развития ребёнка. В воде дыхательная гимнастика используется в середине и в конце занятия. Возникает резонный вопрос: «Почему не в начале занятия?». В начале занятия детям необходимо выполнять упражнения, игры с высокой двигательной активностью. Это даёт им возможность не мёрзнуть в воде. Для большинства дошкольников  активные движения в воде в начале занятия являются естественными, вода моментально возбуждает. Соблюдается принцип учёта индивидуальных особенностей детей. После упражнений и игр с высоким уровнем подвижности необходимо переходить к движениям со средним или малым уровнем активности, каковыми и являются дыхательные упражнения. Чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшается его настроение, исчезает «инертность самочувствия». А в конце занятия дыхательная гимнастика даёт возможность успокоить детей перед выходом из воды, продолжая решать свои основные задачи: развитие  дыхательной системы, формирование рационального дыхания. Мышечный тонус расслабляется, закрепляя положительный эффект, стимулирующий и упорядочивающий психическую и физическую активность детей: приводится в равновесие их эмоциональное состояние, улучшается самочувствие и настроение.

             Легко заметить, как сила дыхательных мышц возрастает именно в тех упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох, выдох с преодолением преграды. Упражнения с длительным выдохом также нормализуют темп и ритм дыхания, что опять же объясняет их проведение в середине и в конце деятельности в воде, когда дыхание детей становится учащённым.

        С большим удовольствием старшие дошкольники занимаются в кружке «Обучение детей плаванию». Для работы кружка составлена дополнительная образовательная программа по плаванию «Поплавок» (Приложение № 4). В основном кружок посещают дети, отличившиеся высокими результатами по плаванию и по рекомендации врачей. Здесь применяется принцип учёта и развития субъектных качеств и свойств ребёнка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребёнка на конкретные виды деятельности. В занятия кружка включена дыхательная гимнастика с усложнением заданий, с увеличением нагрузки. Для дошкольников со слабой физической подготовкой нагрузка уменьшена. Кружок даёт возможность не только приобщать воспитанников к миру спорта, но и дополнительно использовать занятия как  инструмент по реализации авторских идей.

        В совместную деятельность входит индивидуальная  работа с детьми вне занятий, которой отводится 15 % от времени всей работы. Ей автор придает большое значение. Критерием отбора  дошколят для индивидуальной работы служат проблемы с физическим и психическим здоровьем. Это и ДЦП, врождённая деформация грудной клетки, искривление голеностопа, астма и т. д., а также отсутствие умения произвольно контролировать своё поведение, повышенная  агрессивность, а как известно плавание успокаивающе действует на таких детей, улучшает работу их нервной системы, увеличивает количество положительных эмоций. Индивидуальные занятия посещают и те дети, у которых есть сильный страх перед водой. И опять же прослеживается один из важных принципов здоровьесберегающих технологий В.А.Деркунской, применяемый автором разработки – педагогической поддержки.

Во время индивидуальной работы продолжается освоение дыхательной гимнастики: после разучивания специальных дыхательных упражнений с проблемными детьми гораздо легче перейти к освоению основных умений, навыков по плаванию, к подвижным играм, которые позволяют дошкольникам быстрее освоиться в воде. Несомненно, такие дети требуют к себе более бережного, терпеливого отношения, т.е. личностно – ориентированного подхода.  

Эффективным приёмом взаимодействия с дошкольниками являются праздники, развлечения, соревнования, проводимые  в детском саду. Традиционными для учреждения стали Дни и Недели здоровья.  

Педагог взаимодействует с воспитанниками во время всех режимных моментах. Дыхательная гимнастика используется  при проведении  утренней гимнастики, гимнастики после сна, гигиенической разминки,   на прогулке,  во время физминуток, в играх с детьми, и как часть занятий. Это показывает, что работа по использованию дыхательной гимнастики продолжается в течение всего дня, что повышает её значимость в оздоровлении дошкольников.

Работа с воспитанниками осуществляется и в самостоятельной деятельности детей, которая проходит  во время НОД «Плавание», работы кружка «Обучение детей плаванию», во время индивидуальной работы, в режимных моментах. С желанием воспитанники, используя полюбившиеся игрушки и пособия, выполняют дыхательные упражнения, с помощью которых идет закрепление дыхательной гимнастики по инициативе самих детей.

Постоянное практическое применение дыхательных упражнений формируют у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, побуждает их следить за ним, использовать дыхательные упражнения в самостоятельной деятельности. Этому способствуют применяемые педагогом  следующие методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, практические.

         Особенность дошкольного периода в том, что обучение проводится в игре, поэтому главным методом является игровой. Именно в игре дошкольник легче всего преодолевает страх перед водой. В игре от ребят легко можно добиться выполнения сложных задач: научиться опускать лицо в воду, полностью погружаться в нее, открывать глаза в воде, в дальнейшем –  всплывать и плавать (Приложение №5). Эффективно включать в подвижные игры дыхательные упражнения. Старшие дошкольники очень любят такие игры как «Море волнуется», «Зеркальце». Дети могут по окончании проговариваемого ими текста выполнить любую «фигуру», любое упражнение, но можно нацелить их на показ именно дыхательных упражнений, разучиваемых с ними ранее. Кроме подвижных игр используются и игры-эстафеты,  которые чаще оправданы на спортивных соревнованиях, развлечениях в бассейне. Старшим дошкольникам доступно участие в командных соревновательных действиях, которые способствуют максимальному проявлению двигательных способностей детей, ведут к интенсивному совершенствованию двигательных навыков и качеств. Возникает вопрос: «А можно ли проводить соревнование по дыхательным упражнениям?». «Да, можно». Важно следить за их правильным выполнением, временем – не больше 2-3 минут, и чтобы дети не мешали друг другу во время выполнения.

 Старшие воспитанники во время самостоятельной деятельности в воде часто играют в сюжетно-ролевые игры. Это и «Спасатели» (дети объединяются в подгруппы: одни плывут на корабле, затем начинается шторм, корабль тонет или распадается на части, они пытаются спастись, подплывает «акула», другие – спасают первых), «Поездка на море» («семья» собирается в путешествие по морю, в пути ей встречаются различные препятствия, дети используют здесь подвижную игру «Поезд в тоннеле», разнообразные резиновые игрушки, которых более 60 штук, просят взрослого выложить на воду разделительную дорожку-это мост), игра «Семья» и т.д. В таких играх можно проследить, как у дошкольников развивается творчество, разыгрывается воображение, как они с удовольствием применяют имеющийся в наличии материал и оборудование, как  используют знакомые им подвижные игры и упражнения.

         Добиться приобретения качественных плавательных навыков и умений по выполнению дыхательной гимнастики в игровой форме бывает сложно, так как требуется отработка одних и тех же движений. В старшем дошкольном возрасте практически на каждом занятии разучиваются игровые упражнения, комбинируются игровые и тренировочные задания, создаются ситуации, в которых отработка плавательных навыков и дыхательных упражнений является главным условием. Закрепляя их как индивидуально, так и в парах, небольшими группами по 4-5 человек, всей подгруппой, педагог постоянно обращает внимание дошкольников на красоту и разнообразие упражнений в воде.

         Мышление у дошкольника наглядно-образное, поэтому наглядный метод  важен в работе. Автор использует различные иллюстрации, которые чаще применяются для закрепления упражнений пассивного плавания: «Медуза», «Морская звезда», «Поплавок». В этих упражнениях воспитанники учатся задерживать дыхание до 8-10 секунд. Показываются    схемы, рисунки, которые рассматриваются до разминки на суше, или в группе - как предварительная  и последующая работа по плаванию.

Невозможно представить деятельность по обучению  плаванию и дыхательной гимнастики без игрового материала и оборудования. Для того, чтобы детям выполнять дыхательные упражнения было интересно и эффективно, им предлагается нетрадиционный материал. На суше ребята сдувают с ладошки (или дуют на достаточно лёгкий предмет, держа его за кончик; за ниточку, к которой он привязан) цветные ленточки из бумаги, цветы из цветной бумаги или из использованных ранее надувных кругов, бабочки, пёрышки, снежинки и бантики из упаковочного материала, султанчики, пёрышки, бабочки – магниты. Цветок для бабочки оформляется на основе металлической крышки для банок, которая становится центральной частью цветка, к ней пришиваются лепестки. Для покрытия цветка хорошо использовать моющиеся материалы. Это лопнувшие надувные круги, мячи и нарукавники. Такое пособие прекрасно используется в парах: один ребёнок (или взрослый) держит цветок на уровне лица, а второй дует на бабочку, которая должна, благодаря магниту, притянуться к цветку. Как правило, дети очень стараются, они хотят, чтобы бабочка примагнитилась. Во время выполнения этого упражнения дети находятся, примерно, на расстоянии 20-30 см. друг от друга.

        Такие необычные, но легко изготавливаемые атрибуты для дыхательной гимнастики являются очень эффективными, так как результат появляется, практически сразу и поддерживается стойкий интерес. Изготовленные игры и пособия постоянно демонстрируются  сотрудникам и родителям. Например «Ветерок» (из бутылки), автор рекомендует применять с часто болеющими детьми. Во время очередного Дня здоровья с воспитанниками старших групп в музыкальном зале проводилась  разминка с дыхательными упражнениями в виде игр: «У кого снежинка пролетит дальше», «Сдуй ленточку с ладони». Победителей конкурса фотографировали для газеты «Здоровый малыш» в качестве поощрения. Воспитателям было предложено провести названные дыхательные упражнения в виде другого варианта игры: «Не дай упасть снежинке (ленточке)». Дети могут выстроиться в шеренгу, в круг. Снежинка или ленточка только одна. Необходимо по правилам игры передавать её от одного игрока другому с помощью выдыхаемой струйки воздуха, подхватывая снизу ладонью, не давая ей упасть на пол.

      В воде также применяется самый разнообразный материал для дыхательной гимнастики. Ребята с удовольствием отправляют в плавание, с помощью воздушной струи  пенопластовые лодочки, теннисные шарики, бумажные кораблики, «золотые рыбки» из киндер - сюрпризов, кувшинки из экологически безопасного бросового материала (основа - круг диаметром 9-10 см.), вырезанный из плавающей пенопластовой доски, на него наклеивается зелёный круг из самоклеющейся бумаги, затем  накрывается прозрачной пластиковой крышкой подходящего размера. Из белой бутылки из - под йогурта вырезается сам цветок кувшинки, в него вставляется  жёлтая половинка киндер-сюрприза с надрезанными  на 0,5-1 см. краями, затем цветок пришивается к основе). Нестандартный материал часто используется во время игр, соревнований. Например: «Чья лодка быстрей доберётся до берега», «Собери рассыпавшийся груз с корабля». Во время праздника «День Земли на воде» команды «Дельфины» и «Киты» получили задание помочь рыбкам добраться до Нептуна. На бортиках бассейна были расставлены «золотые рыбки». Ведущий сообщает членам команд, что рыбок нужно как можно меньше трогать руками, иначе они погибнут и не смогут попасть к Нептуну, передвигая их только струёй выдыхаемого воздуха, предварительно сделав сильный вдох носом.

       Когда в конце занятия проходят самостоятельные игры детей, они часто просят полюбившиеся им коктейльные трубочки и с большим удовольствием пускают пузыри в воду (Приложение № 6). Дети сами просят зафиксировать время и радуются, когда у кого-то из них пускать пузыри получилось дольше. Используют ребята и водяную змейку, для изготовления которой можно взять 5-7 кругов толщиной 1 см., диаметром 6-7 см. из пенопласта, соединённых леской или толстой нитью, для украшения подойдут разноцветные бусины и пуговицы. Дошкольники сами придумывают сюжеты для самостоятельных игр с использованием полюбившихся игрушек. Конечно, здесь важна роль взрослого. Необходимо предложить разыграть небольшой отрывок из сказки: как Иван-царевич за Жар-птицей ходил и что могло с ним приключиться в дороге. Дети с удовольствием фантазируют и придумывают новые варианты сказок: царевич сражается с огромной змеёй (в воображении детей это уже не маленькая змейка), спасая прекрасную девушку т.д.

        В бассейне имеется большое количество мелких плавающих и тонущих резиновых игрушек, которые также помогают воспитанникам разыгрывать новые сюжеты игр, и активно используются для дыхательной гимнастики. В начале года предлагаются самые лёгкие игрушки, затем более тяжёлые для постепенного развития дыхательных мышц. Тонущие игрушки дети достают со дна в игре «Ловцы жемчуга», которая  также развивает дыхательную систему.

        Большую помощь детям оказывают зрительные ориентиры: для них применяются те же мелкие резиновые игрушки, расставленные на бортике на одинаковом расстоянии доски для плавания, пособия для дыхательной гимнастики, также расставленные на бортике или находящиеся на воде в определённом месте (в обруче или на большой плавательной доске), разделительные дорожки (изготовлены из отрезков обручей, нанизанных на резинку) - одна для длинной части бассейна, другая для короткой, яркие полоски для линии старта, наклеенные на бортики бассейна с внутренней стороны – используются для игр-эстафет, соревнований; фигурки морских и речных обитателей, вырезанные из использованных надувных кругов и мячей и легко приклеивающиеся на влажную поверхность стенок; «уровень воды» для разминки на суше – на стену рядом с местом разминки прикрепляется яркая верёвка примерно на высоте уровня воды в бассейне (горизонтально). Перед началом занятий на коврики для разминки выкладываются  круги из клеёнки размером 25 см. для быстрого перестроения. Ориентиры дают возможность педагогу тратить гораздо меньше времени на объяснения заданий, а детям быстрее ориентироваться как на суше, так и в воде, что повышает качество выполняемых упражнений и игр.

В качестве поощрения, поддержания интереса к плаванию после занятия воспитанники могут просмотреть и прочесть в группе ярко оформленные книги о море, об обитателях морских глубин, о жителях пруда и речки. На следующем занятии дети делятся впечатлениями об увиденном на иллюстрациях и о прочитанном материале. Педагог использует иллюстрации из этих книг для разучивания таких упражнений как «Медуза», «Звезда», «Водолазы», во время выполнения которых продолжается работа над дыханием, умением задерживать вдох.

      Словесные методы – служат связующим звеном всех частей деятельности, повышают заинтересованность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Сама природа ребёнка требует использования художественного слова. Дыхательную гимнастику можно проводить и без предметов. Удачным приемом является использование стихотворной формы для разучивания дыхательных упражнений. Это рекомендуется делать при обучении или закреплении общеразвивающих упражнений в сочетании с дыхательными. Например, во время разминки на суше  произносить следующий текст:

                               

                                 Чуть трава зашелестела,

                                 Да под солнцем заблестела,..

       

         В это время дети плавно поднимают руки вверх на уровень груди, активно шевеля пальцами, а голосом имитируя  шелест травы: «Ш-ш-ш» (на выдохе).

                                 

                                 Да с цветочками качалась,

                                 Вправо, влево наклонялась.

                               

  Эффективным приёмом является использование музыки. Чаще всего это происходит во время праздников, развлечений в бассейне. Музыкальное сопровождение способствует концентрации внимания, улучшает качество выполнения тех или иных упражнений, повышает заинтересованность детей в силу эмоционального отклика.

           Обязательным элементом любой деятельности является мотивация: «Для чего вы учитесь плавать?», «Вы хотите быть здоровыми, ловкими, не простывать, не болеть гриппом?», «Скоро состоятся соревнования, городские олимпийские игры по плаванию. Нужно не только хорошо плавать, чтобы победить в соревнованиях, но и правильно дышать» и т.д. В конце деятельности обязательно проводится  рефлексия: «Чему новому вы научились на занятии сегодня?»,  «Что вызвало у вас затруднения?», «Какие игры и упражнения вам больше всего понравились? Почему?». Применяется детьми самооценка собственной двигательной активности: «Скажи, у кого сегодня кувшинка плавала лучше всех? Почему? Назовите задания, которые прекрасно выполнили (вызвали затруднения) Коля, Света и т.д. В начале деятельности  обязательно ставится перед детьми цель, сообщается  о том, чем они будут заниматься. По ходу педагог дает детям чёткие инструкции по правилам поведения в бассейне, по выполнению упражнений и игр, в том числе и дыхательных, даже если дети их хорошо знают. И в то же время  дается возможность детям самим объяснять последовательность выполнения задания, игры. Это развивает их самостоятельность, уверенность в себе, речь, мышление, тренирует их память.

           Каждый ребёнок ждёт от взрослого похвалы, поощрения, пусть даже за незначительные успехи. Обучение плаванию – это сложный процесс. Не всем детям удаётся осилить его. В течение всего занятия необходимо подбадривать ребят, обязательно хвалить в конце занятия всех детей, подчёркивая даже самые незначительные результаты. Когда  оценивается выполнение упражнений, то применяются такие критерии: «выполнил», «не выполнил» или «отлично», «хорошо». Это придаёт им уверенность в своих возможностях, вызывает желание продолжать заниматься плаванием, создаёт радостное настроение на весь день.

 Неотъемлемой частью работы являются практические методы. Инструктор по плаванию должен уметь показать любое упражнение, в том числе и дыхательное. Но в старшем дошкольном возрасте для закрепления упражнения автор считает, что возможен показ самими детьми: как одним ребёнком, так и парами, мини-группами. Привлекаются старшие дошкольники и для анализа качества и последовательности выполнения упражнений. Всегда поощряется показ по желанию самих воспитанников. Тем самым соблюдается принцип субъект-субъектного взаимодействия.

     В течение всей деятельности педагог следит, чтобы дети упражнялись в тех видах и способах движений, упражнений дыхательной гимнастики, которыми они владеют в недостаточной степени. Нацеливает детей на то, что необходимо помогать товарищам в овладении трудных для них упражнений. Практически сразу отмечает для себя активных и пассивных, тех, кто готов слушать и выполнять, и тех, чьё внимание придётся «завоёвывать». Активные ребята, как правило, показывают прекрасные результаты в роли водящих в играх, они первыми высказывают желание что-либо продемонстрировать. Но такие дети часто спешат при выполнении дыхательной гимнастики: длина вдоха и выдоха, практически, одинаковая. Инструктор объясняет и показывает, что выдох всегда длиннее вдоха и что, чем длиннее выдох, тем лучше. Очень важно не выпускать из вида малоподвижных детей. Именно такие дети с удовольствием показывают дыхательные упражнения. Они более старательны и дисциплинированы.

      Одним из важных приёмов является неоднократное повторение  как упражнений по плаванию, так и дыхательных упражнений: на одном занятии, в течение года, что помогает добиться качественного выполнения упражнений. Ребёнок в состоянии хорошо запомнить задание и затем без труда показать. Самостоятельная двигательная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений.

Взрослый (в бассейне - инструктор по плаванию) является для ребёнка примером. Поэтому участие взрослого в играх детей обязательно. Старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности, не стеснять инициативу, развивать организаторские способности. Поставив перед воспитанниками определённую задачу,  предлагать им рассказать, как они будут действовать в каждом конкретном случае, объясняя упражнения,  опираясь на усвоенные ранее навыки.

Автор, используя разнообразные технологии для выполнения дыхательной гимнастики, повысила эффективность её применения, результаты обучения плаванию (см. по тексту раздел 3).

2.4.РАБОТА  С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

Несомненно, качественное применение дыхательной гимнастики для снижения заболеваемости воспитанников, невозможно осуществлять без  взаимодействия педагогического коллектива и специалистов детского сада. Соблюдается принцип профессионального сотрудничества и сотворчества. Сотрудники детского сада  активно внедряют дыхательную гимнастику в свою деятельность. Способствуют  этому педагогические советы, семинары – практикумы, консультации,  методическое объединение «Здоровье», руководителем которого автор является с 2008-2009 учебного года, ПМПк. Уже в 2007 году  первым педагогическим советом  была утверждена тема по самообразованию автора «Дыхательная гимнастика как одна из ступеней обучения плаванию детей старшего возраста».

На педагогическом совете в ноябре 2007 года  основным вопросом на повестке объявлено: «Эффективность работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей и сотрудников», где автор выступила с анализом диагностики по плаванию и рекомендациями по улучшению результатов по плаванию при использовании в режимных моментах дыхательных упражнений. Решением данного педсовета стало: «Активное внедрение упражнений дыхательной гимнастики в режимные моменты». Воспитателям всех возрастных групп были предложены комплексы дыхательных упражнений, которые они должны использовать сами и рекомендовать родителям (Приложение № 7). Продолжением вышеуказанного стал семинар – практикум  для всех педагогов детского сада, где автор познакомила с дыхательной гимнастикой А.Стрельниковой, с ее значением в нашей жизни, проведен семинар – практикум по обучению дыхательной гимнастике для вновь поступивших сотрудников с целью оказания методической помощи в  использовании дыхательных упражнений в  режимных моментах. На педсовете от 23.01. 2009 года подведены итоги,  проанализирована эффективность опыта. 17.11.2009 года на  очередном заседании актуальной темой прозвучало «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах закаливания».  По решению педсовета опыт признан передовым педагогическим и рекомендован для широкого применения всеми участниками образовательного процесса. В рамках  Школы молодого  специалиста, внутри детского сада,  состоялся семинар-практикум «Организация занятия с позиции здоровьесбережения». На семинаре автор выступила с темой «Дыхательная гимнастика и её применение на занятиях и в режимных моментах» с демонстрацией практических показов дыхательных упражнений в помощь молодым специалистам.        

В графике работы автора специально отведено время для консультаций воспитателей. Во время которых,  педагоги имеют возможность проанализировать итоги реализации выполнения основной общеобразовательной         программы дошкольного образования по областям «Здоровье. Физическая культура», получить консультативную помощь по проведению дыхательной гимнастики. Всю полученную информацию воспитатели отражают в родительских уголках в рубрике «Чем мы сегодня занимались», а также сообщают её родителям (законным представителям) во время утреннего приёма детей или вечером. Регулярно автором предоставляются рекомендации воспитателям о том, какой материал можно представить родителям для рубрики «Здоровый образ жизни».

 Целесообразной формой работы с воспитателями и специалистами являются открытые занятия по плаванию, где они на практике могут познакомиться с приёмами по обучению, закреплению дыхательных упражнений, с наглядным материалом и пособиями.

С 2008 года автор является руководителем методического объединения «Здоровье» (МО «Здоровье»), что даёт дополнительную возможность для внедрения ее идей. Традиционными в детском саду стали Дни здоровья, Недели здоровья (Приложение № 8). Ежегодно в учреждении в октябре месяце проводится месячник «За здоровый образ жизни» под руководством  МО «Здоровье», руководителем которого является автор разработки. По итогам анкетирования родителей – 90 % получают конкретную помощь в оздоровлении своих детей в домашних условиях. Регулярно проводятся соревнования, совместно со специалистами детского сада: «Мама, папа и я - спортивная семья», «Мама и я - спортивная семья», соревнования среди старших дошкольников: «Хочу быть здоровым!», развлечения для малышей в спортивном зале: «Доктор Айболит», развлечение в бассейне «Весёлые пузыри» для младших дошкольников, праздник «Весёлые старты» для старших дошкольников, дыхательно-звуковая гимнастика в старших группах после сна учителем-логопедом, психогимнастика для средних групп  педагогом-психологом, развлечение для старших и подготовительных групп в вечернее время педагогами дополнительного образования, викторина и учёба для старших дошкольников медицинской сестрой, развлечение для средних групп воспитателями «Как Цып научился плавать», спортивное состязание «Бегуны» инструктором по физкультуре, мини-развлечение в первых и вторых младших группах воспитателями «Макароны и вороны» во время завтрака, дыхательная гимнастика учителем-логопедом с детьми, занимающимися на логопункте. В Дни здоровья воспитатели проводят Уроки здоровья, беседы о здоровье, экскурсии в медкабинет. Под руководством автора члены МО «Здоровье» распространяют дыхательную гимнастику во всех дошкольных группах. Заключением перечисленных мероприятий является оформление газеты с фотографиями - «Фоторепортаж с места событий», что вызывает живой интерес  у детей и  взрослых.  Воспитатели и специалисты активно включают  в свои занятия дыхательные упражнения, продолжают целенаправленно сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников, сами повышают  свое профессиональное мастерство. Результатом проведения данной работы является положительная динамика участия родителей во всех проводимых мероприятиях.  

Активной формой взаимодействия являются праздники и развлечения в бассейне (Приложение № 9 - 10). Воспитатели, специалисты, родители имеют возможность  увидеть, каких результатов достигли дети, методы и приёмы, используемые автором, формы организации детей, их поощрения и т.д. Во время этих мероприятий активно используются дыхательные упражнения, у присутствующих есть возможность перенять опыт работы педагога.  

Ежегодно, совместно со всеми специалистами, автор участвует в работе психолого-медико-педагогической комиссии внутри детского сада, с целью оказания коррекционной помощи воспитанникам, в случае необходимости направления  их на городскую ПМПк.

Педагог проводит всю работу  в тесном сотрудничестве с медицинским персоналом: совместное составление паспортов здоровья на каждого воспитанника, распределение по группам здоровья, ежедневный осмотр детей перед посещением бассейна, определение физической нагрузки на ребенка после больничного листа, совместный анализ результативности опыта.

Автор поддерживает тесное сотрудничество с инструкторами по физической культуре всех дошкольных учреждений города Усинска. Этому способствует работа в городском методическом объединении «Физическая культура», на котором  неоднократно делилась опытом своей работы.  

        Повышая свое профессиональное мастерство, педагог приняла участие в муниципальном конкурсе «Учитель года 2010», где в номинации          

«Воспитатель года» заняла второе место. Это послужило оценкой достижений в работе, очередным этапом для дальнейшего развития и творческого потенциала педагога.

2.5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Для обеспечения полноценного развития детей необходимо взаимодействовать с их семьями, оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.* Автор  в своей  работе с родителями перед собой ставит следующие  цели:

  1. снятие тревожности за здоровье своего ребенка перед посещением бассейна;
  2. формирование личной заинтересованности родителей в посещениях занятий по плаванию ребенком;
  3. повышение педагогического мастерства родителей.

Для достижения целей автор использует коллективные и индивидуальные, устные и письменные формы работы. Ежегодно принимает участие в совместных педагогических советах, общих и групповых родительских собраниях, конференциях, где знакомит с особенностями своей работы, дает рекомендации по использованию дыхательных упражнений, показывает их значимость в жизни ребёнка, практически демонстрирует упражнения. На родительской конференции «Мы все разные, но мы все равны!» автор подчеркнула необходимость использования дыхательной гимнастики в связи с возросшим количеством заболевших детей ОРЗ, гриппом,  провела практическую разминку с участниками конференции (Приложение № 11). На конференции  «Здоровые дети - здоровая нация» автор при демонстрации  работы кружка «Обучение детей плаванию» познакомила с дыхательными упражнениями, освоенными старшими дошкольниками (Приложение № 12).

___________________________________________________________

* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 2562

Большую роль играют специально организованные консультации для родителей. Автор подробно знакомит родителей со значением в жизни ребёнка плавания, о способах закаливания, в том числе и дыхательной гимнастики. В графике работы   утром и вечером два раза в неделю отведено время для индивидуальных консультаций. Во время, которых родители узнают об успехах своих детей, особенностях их поведения во время обучения плаванию, о необходимости уделять особое внимание развитию дыхательной системы посредством дыхательной гимнастики, о важности осознанного отношения ребенком к своему здоровью.

МБДОУ «ДСОВ № 24» г.Усинска уделяет большое внимание работе с родителями. По решению  совместного педсовета с родителями  от 27.11.2007 года педагогический состав регулярно проводит просветительскую работу с родителями по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. На педагогическом совете совместно с родителями «Совместная работа детского сада и семьи по снижению заболеваемости» прошёл обмен опытом по закаливанию детей. Был распространен опыт педагога по использованию дыхательной гимнастики, как эффективного способа закаливания, укрепления здоровья детей.  

Традиционной формой работы с родителями являются Недели открытых дверей: родители могут посетить занятие по выбору, кружок, секцию, режимный момент, специально организованные консультации специалистов, в том числе и инструктора по физической культуре - «О плавании», «Физкультурно – оздоровительная работа в детском саду», «Закаливание дошкольников», «Критерии педагогического мониторинга по разделу «Плавание» в разных возрастных группах».  Практика показывает, что родители  регулярно посещают занятия по плаванию, имеют возможность сравнить результаты, так как Недели открытых  дверей проводятся в детском саду в ноябре  и в феврале учебного года. Родители  не пассивные наблюдатели, а  активные участники на праздниках, соревнованиях, развлечениях. Автор постоянно оформляет информационный стенд для родителей, где они могут заранее ознакомиться с планируемыми мероприятиями. Эстетично оформленные, познавательны по содержанию, газеты с фотографиями: «Фоторепортаж с места событий», «Здоровый малыш», «Растём здоровыми».  На совместных педсоветах, конференциях, собраниях, консультациях родители имеют возможность знакомиться  с видео и фото сюжетами, которые подтверждают эффективность используемых педагогом методов. Автор для активизации родителей и педагогов, привлечения к участию в проводимых мероприятиях  использует письменные формы общения такие, как  пригласительные на консультации, праздники; памятки и буклеты с информацией  по дыхательной гимнастике (Приложение № 13 -14). Рекомендации по формированию правильного дыхания родители могут прочесть на  сайте детского сада, в газете «Усинская новь» (Приложение № 15). Среди родителей педагог регулярно проводит анкетирование, которое помогает правильно выстраивать систему работы. Итоги анкетирования озвучиваются на педсоветах и заседаниях МО «Здоровье» и других формах методической работы. Данная форма работы выявила то, что многие родители сами не умеют плавать, но хотят, чтобы их малыш научился плавать: 80% изъявили желание, чтобы ребёнок посещал кружок по плаванию; 99% родителей не связывают наличие респираторных заболеваний своих детей с посещением занятий в бассейне, 89 % родителей используют в домашних условиях дыхательную гимнастику. Благодаря сотрудничеству не только с сотрудниками учреждения, но и с родителями, идея рекламы и использования дыхательной гимнастики не теряет своей актуальности и приобретает ещё большую значимость.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2.6. УКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Развивающая среда – это важное средство в системе работы. Без её разнообразия трудно поддержать интерес у детей к обучению плаванию, дыхательной гимнастики, поэтому педагог постоянно работает не только над пополнением учебно-технической базы, но и её развитием. В первую очередь это готовые материалы и пособия. Необходимое количество  мелких резиновых тонущих и плавающих игрушек, без которых невозможно представить ни одно занятие по плаванию, ни один праздник или соревнование в воде, индивидуальную работу и занятие в кружке «Обучение детей плаванию» (Приложение № 16). Пополнила следующее оборудование: доски для плавания, обручи, гимнастические палки, надувные и резиновые мячи. Планируется приобрести ведёрки и лейки, использование которых даёт возможность быстрее освоиться детям в воде. Дошкольники очень любят дуть в воде на теннисные шарики, которые превращаются в апельсины, упавшие из ящика: «Посмотрите, ребята, сколько апельсинов плавает в море (Приложение № 17). Был шторм и несколько ящиков с фруктами волной смыло в воду. Поможем матросам собрать апельсины?». После таких слов дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения. Мелкие плавающие игрушки удобны и практичны в использовании для дыхательной гимнастики в воде, поэтому  в работе применяются нестандартные материалы и пособия, изготавливаемые при помощи воспитанников, сотрудников учреждения, родителей. Это и кораблики из бумаги, которые часто делают сами старшие дошкольники, кораблики из бросового материала, рыбки из киндер  сюрпризов, различные пробки, мыльницы и мочалки, превращённые в плавающие цветы, кувшинки, гусеницы (Приложение №18). На каждом занятии дети сами просят любимые атрибуты, например, коктейльные трубочки для выдыхания воздуха в воду. Нестандартные пособия  используются и для дыхательной гимнастики во время разминки на суше: перья, бабочки, султанчики, снежинки, ленточки, бантики. Одним из самых эффективных пособий для дыхательной гимнастики  является обычная пластиковая бутылка с отверстиями, заполненная небольшим количеством мелконарезанной фольги, с трубочкой в крышке. Это пособие с успехом используются для упражнения «Ветерок в бутылке», которое даёт возможность выполнить правильно выдох, что в данном случае по своей силе похоже на выдох в воду. Ребята сами хорошо могут увидеть, получилось у них упражнение или нет, как и сам инструктор: если летают  в бутылке кусочки фольги, то да («поднялся ветер»), не двигаются – нет (Приложение № 19).

Для накопления материала, повышения профессионального мастерства, удобства в работе автор оформила картотеку методической литературы по теме, картотеку дыхательных упражнений. Ведет накопительную папку с опытом других педагогов по дыхательным упражнениям, которые используются в лечебных целях.

          Разнообразие, яркость, необычность использования привычных предметов привлекает детей к дыхательным упражнениям, поддерживает их интерес к занятиям по плаванию, способствует формированию у них осознанного отношения к своему здоровью.  

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показателями результативности работы автора является педагогический мониторинг за уровнем усвоения образовательных областей «Здоровье. Физическая культура» основной общеобразовательной программы дошкольного образования и снижение заболеваемости воспитанников, посещающих бассейн. Анализ результатов педагогического мониторинга за 3 года по обучению плаванию показал, что среди старших дошкольников выросло количество детей, имеющих уровень выше среднего и высокий. На конец 2010-2011 учебного года исчез низкий уровень, средний – 30 %, выше среднего – 52 %, высокий-18%. В подготовительных группах отмечается более значительный рост количества детей с уровнем выше среднего - 68%, высоким - 20% (Приложение № 20).

      Результаты педагогического мониторинга доказывает эффективность системы работы автора: регулярное использование дыхательных упражнений положительно отражается  на овладение детьми навыков и умений по плаванию.

Результатом систематической работы автора стало то, что у 100 % детей, посещающих плавательный бассейн,  сформированы навыки  осознанного отношения к своему здоровью. Дети перестали пропускать занятия в бассейне без уважительных причин, что наблюдалось ранее.

      Анализ заболеваемости старших дошкольников показал, что воспитанники, болевшие не меньше 4-5 раз в год острыми респираторными заболеваниями при стабильном обучении плаванию и дыхательной гимнастики стали болеть в 2 раза меньше, что, несомненно, является ещё одним плюсом. Это говорит о том, что только систематическое применение дыхательных упражнений,  не только на занятиях по плаванию, но и в режимных моментах может показать значимый результат: сохранение и укрепление здоровья дошкольника.

       Дыхательная гимнастика широко вошла в практику педагогов и родителей детского сада. Благодаря разработанной автором системе каждый педагог использует дыхательные упражнения несколько раз в течение дня: в НОД и свободной деятельности детей. По отзывам воспитателей дыхательная гимнастика благотворно влияет на состояние здоровья воспитанников.

Результаты анкетирования родителей показали, что у 100 % снялся страх перед тем, что ребенок, посещая бассейн, может заболеть. 48 % родителей со своими детьми, кроме занятий по плаванию в детском саду, посещают городской бассейн.

В будущем автор планирует продолжать работу по данной теме, пополнять развивающую среду нетрадиционными пособиями, изучать опыт работы других педагогов, в том числе зарубежных. На следующий учебный год планирует начать работу кружка со средней группы. Педагог отмечает необходимость продолжать работу по повышению профессиональной грамотности родителей.

      В связи с новыми тенденциями автор разработки отмечает, что необходимо шире использовать в своей работе возможности интернета и наглядную агитацию своих идей: применять в детском саду новые упражнения и пособия для дыхательной гимнастики, предлагаемые другими авторами, и знакомить родителей с новым опытом работы.

Только общими усилиями и педагогического коллектива и родителей можно добиться значимых результатов. Предложенная разработка составлена с учётом особенностей психофизических особенностей развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Дыхательные упражнения дают возможность каждому ребёнку не только укрепить здоровье, но и приобщают его к осознанию необходимости заботиться о здоровье, учат в непринуждённых игровых формах ценить человеческую жизнь, приобщают к миру физической культуры и спорта. Жизнь и здоровье человека - основа всех основ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»

Любое занятие по обучению плаванию  начинается с разминки на суше -  с дыхательного упражнения.  Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...

План "Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"

Повышение  профессиональных компетенций по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....

«Использование спортивных игр и упражнений на занятиях по плаванию как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Плавание - одно из эффективных средств закаливания ребёнка, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебан...

Дыхательная гимнастика, как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию.

Любое занятие по обучению плавания начинается с разминки на суше - с дыхательных упражнений. Это помогает настроить детей на занятие дает возможность сосредоточиться, подготовить их дыхательную стстем...

Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей саршего дошкольного возраста при обучении плаванию

Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию...