Что такое психогимнастика
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Павлова Надежда Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psihogimnastika_na_sayt.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое психогимнастика и почему она необходима Вашим детям?

(теоретическая часть)

         Имея дело с ранним развитием детей дошкольного возраста уже не первый год, мы нередко получаем вопросы и пожелания от родителей и воспитателей о возможности избежания формирования или возможности коррекции у ребят нежелательных черт характера или поведения. Один ребенок постоянно дерется, другой – слишком нервный, третий боится себя проявить, при этом почти все современные дети не выносят критики и не умеют проигрывать. Очевидно, что причины такого поведения у всех разные, и разбираться в них приходится индивидуально. Однако, каковы бы ни были причины, задача педагога – психолога в нашем саду – помочь детям преодолеть их трудности, а родителям – найти общий язык и взаимопонимание с ребенком.

Курс психогимнастики с элементами сказкотерапии представляет собой цикл занятий, этюдов, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных особенностей психологического развития детей с акцентом на эмоционально-личностную сферу каждого ребенка. Умение общаться с другими, понимать самого себя и ближнего, адаптироваться к различным условиям пребывания – это так же важно в современном мире, как и уровень подготовки к школе и интеллектуальный склад ребенка.

Основная цель психогимнастики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Развивающаяся личность ребенка должна осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции и проигрывают их, получая возможность управлять ими.

На занятиях психогимнастикой в нашем саду дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения – все эти можно задачи также решить на занятиях. Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья ребенка и развития.

На занятиях личностно развивающийся ребенок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнает, что в одной и той же ситуации можно вести себя плохо и хорошо. В ход пускается механизм отождествления, ребенок на эмоциональном уровне осознает себя, остается только во время саморасслабления укрепить приобретенные им на психогимнастике новые знания о себе.

Психогимнастика рекомендована для развития ребенка дошкольника в возрасте 4-6 лет, при этом не только с целью коррекции определенных черт характера и поведения, но и с целью их профилактики.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У ребят вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), и изживаются такие нежелательные проявления, как страхи, опасения, неуверенность».

В нашем саду педагоги-психологи совместно с воспитателем по физической культуре проводят занятия по психогимнастике во всех группах, включая группу раннего развития. Программа направлена на обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого и физического развития ребенка дошкольного возраста, на формирование эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка в период дошкольного детства.

Таким образом, содержание занятий по психогимнастике следующее:

  1. Формирование знаково-символических функций.

Обозначение предметов. Развитие элементов творческого воображения на основе работы со сказкой, оживление эпизодов сказки при помощи рисования. Обучение выделению существенных признаков. Создание новых образов. Логические отношения. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой мускулатуры руки. Формирование графических навыков. Развитие рассуждений. Развитие речи, речевой произвольности.

  1. Введение в мир эмоций.

Восприятие оттенков эмоционального состояния (радость, печаль, интерес, удивление). Восприятие оттенков эмоционального состояния (обида, презрение, гордость, гнев, страх). Сравнение по эмоциональному состоянию, поиск сходств и различий в мимике, позах. Формирование позитивного эмоционального отношения к своим друзьям. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Составление словаря эмоций. Развитие элементов творческого воображения, придумывание различных способов выражения эмоционального состояния.

  1. Развитие коммуникативных навыков и развитие групповой сплочённости.

Формирование чувства «мы». Формирование позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения. Развитие навыков сотрудничества, совместного действия. Осмысление своих поступков и поступков другого. «Элементарный этикет» (знание социальных норм при обращении к другому человеку): знакомство, прощание, просьба, приветствие, поздравление.

  1. Физическое развитие детей.

Формирование позитивного эмоционального отношения к здоровому образу жизни. Снятие психологического напряжения и тревожности путем выполнения элементов физических упражнений.  

Каждое занятие включает в себя задания и упражнения соответственно тематических блоков. Их сочетание и последовательность определяются особенностями игровых и познавательных мотивов детей, уровнем интеллектуального развития детей конкретной группы, эмоциональной проблематикой детей и т.д.

        Занятия проводятся один раз в две недели, на занятиях по физической культуре.

Что такое психогимнастика и почему она необходима Вашим детям?

(практическая часть)

В этой части статьи приводятся примеры этюдов.

Игры на развитие внимания

Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание.

Что слышно?

Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.
1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Будь внимателен!

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под "Марш" С. Прокофьева. Затем на слово "Зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге.

Слушай звуки!

Цель игры. Развивать активное внимание.
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу "плакучей ивы", когда верхнего - в позу "тополя". Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит пота нижнего регистра - дети становятся в позу "плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Слушай хлопки!

Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Канон

Цель игры. Развивать волевое внимание.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

Канон для малышей

Цель игры. Та же.
Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Статью подготовили педагоги-психологи:  

Страхова Мария Витальевна

                                                            Павлова Надежда Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое психогимнастика

Понятие психогимнастики, ее составные части. Психогимнастика Г. Юновой и М.И. Чистяковой....

Что такое психогимнастика

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у дете...

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Что такое психогимнастика?

Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Психогимнастика широко используется педагогами дошкольных образоват...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

Психогимнастика в детском саду. Консультации. Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...