Жестокое обращение
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Павлова Надежда Александровна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на «Круглом столе»

Жестокое обращение

У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние.

            Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у большинства подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболевания явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.

Старший дошкольный возраст очень важен в развитии ребенка; самосознание ребенка, самооценка очень зависят от значимых взрослых. Применяя неразумные санкции родители могут сильно нарушить психологическое благополучие ребенка и это отразится на следующем этапе развития, да и на всей дальнейшей жизни.

Воспитывая ребенка, практически ни один родитель не обходится без применения какой-либо формы наказания. Существуют, однако, такие формы наказания, которые не способствуют достижению поставленной цели. Тогда как некоторые формы наказания хотя и обеспечивают желательный результат, тем не менее могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка.  

Физическое наказание. Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, с унижением личности ребенка. Достаточно большая часть родителей традиционно считает, что физическое наказание является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик, что он «больше не будет». Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, что приводит к повышению его реактивности. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения.

Таким образом, физическое наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания. Это говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция страха.

Физические наказания представляют собой реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и, поэтому, они абсолютно недопустимы. Такие наказания непригодны для сознательного формирования морали ребенка, так как изменение поведения под воздействием физического наказания происходит почти исключительно в присутствии человека, который наказал ребенка. Кроме того, физические наказания развивают в детях нежелательные свойства характера. Систематическое применение такого вида наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную изворотливую личность, неспособную выработать собственную, независимую позицию и принимать самостоятельные решения. Известный психолог Р. Кэмпбелл считает, что частые и суровые физические наказания приводят к снижению чувства вины у ребенка и тем самым препятствуют формированию у него моральной саморегуляции и здорового самосознания. Подобные наказания становятся причиной значительного роста агрессивности, склонности к насилию и жестокости в отношении к другим людям. Зачастую, физическое насилие (именно как насилие характеризуют некоторые специалисты физическое, и не только, наказание) воспроизводится из поколения в поколение. Человек, в детстве терпевший насилие от близких, возвращает его собственной семье в отношении своего собственного ребенка и считает это справедливым и социально приемлемым.

Крупный отечественный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер также считает физические наказания неприемлемыми, так как они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственным вариантом физического воздействия, который можно применять, является обуздание разбушевавшегося ребенка, утверждает Ю.Б. Гиппенрейтер.

Итак, родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Зачастую такое наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства – возмущение, обиду («Это несправедливо, я этого не заслуживаю»), месть («Я им отомщу, хоть они и выиграли сейчас»), протест («Сделаю им назло»), изворотливость, трусость («В следующий раз постараюсь не попасться»), снижение самооценки («Я плохой»).  Низкая самооценка приводит к тому, что ребенок перестает искать доброе отношение к себе, стремиться к успеху. Пережитый опыт физического насилия научит ребенка это насилие совершать, правда, теперь по отношению к более слабым и беззащитным.

Вербальная агрессия (обвинения, порицания, упреки, осуждение, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка). Еще П.П. Блонский считал, что данный вид наказания не должен применяться по отношению к детям. Он считал, что под влиянием упреков, негативной оценки личности «ребенок, существо, которое вообще плохо верит в себя, теряет и последние крохи этой веры, и у него могут совершенно опуститься руки: так совершенно невольно мы можем внушить ребенку убеждение в его негодности»[1].  На это указывает и О.А. Карабанова, специалист в области детско-родительских отношений, утверждая что основное негативное последствие вербальной агрессии – это нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки. Кроме этого формируется зависимость, тревожность, неуверенность в себе, мотивация избегания, скрытность, зависть.

Обычно все высказывания родителей интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я, что из себя представляю); о родителе и об отношении родителя к ребенку (любит или не любит). Частое проявление вербальной агрессии, негативная оценка ребенка, «навешивание ярлыков» приводят к переживанию им чувства отверженности и нелюбви со стороны родителей.

Аффективное (эмоциональное) воздействие (гнев, ярость, крик, угрозы, запугивание, глумление и насмешки и др.). Такой вид наказания некоторые авторы справедливо называют эмоциональным насилием. Эмоциональным или психологическим насилием следует считать любые действия, которые наносят вред или ущерб психическому, эмоциональному состоянию ребенка. Признаком насилия такого рода служит появление у ребенка вследствие тех или иных воздействий со стороны других людей симптомов психического и (или) эмоционального расстройства, а также нарушение психического и социального развития. Продолжительное эмоциональное напряжение, возникающее при эмоциональном насилии, тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. В этом случае эмоции развиваются односторонне, искажается как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление.

Крик – самый знакомый вид эмоционального насилия. Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Многих детей крик парализует. Большинство взрослых знают, что крик не приводит к нужному результату, но продолжают кричать на детей. Таким образом, взрослые чаще всего снимают собственное напряжение, получают разрядку, тогда как ребенку расслабление взрослого стоит эмоционального комфорта. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам.

К эмоциональному насилию относятся разного рода унизительные наказания, когда в воспитательных целях проступок ребенка публично обсуждается, или его публично сравнивают с кем-то, или способом наказания избирается унижение достоинства.

От эмоционального насилия страдает человеческое достоинство ребенка, оно нарушает личностные границы, подрывается доверие к родителям, снижается самооценка, возникает страх и тревога.

Лишение родительской любви. Используя это наказание, родитель демонстрирует в открытой форме свое отвержение. Взрослый избегает контактов с ребенком, стремится уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок. Данный вид наказания Вроно Е.М. также определяет как эмоциональное насили. Чаще всего такая форма наказания неприемлема, так как вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. При применении такого вида наказания нарушается основной принцип отношений с ребенком – доверие. Однако, иногда, такая форма воздействия оказывается весьма эффективной. Это происходит в том случае, если для ребенка является очевидным, что родительский гнев имеет преходящий, ситуативный характер, не выражает устойчивые чувства и эмоциональное отношение к ребенку, т.е. гнев относится не к личности ребенка, а к конкретному поступку. В любом случае, такой формой наказания нельзя злоупотреблять, так как лишение родительской любви оказывает значительное воздействие на поведение и аффективное состояние ребенка. Часто применение подобных форм наказания может оказать неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка.

Ограничение активности ребенка. Такой вид наказания, как показывает практика, наиболее часто используется родителями и воспитателями. Взрослый, своими действиями, ограничивает возможности деятельности и занятий ребенка: сажает ребенка на стул и не позволяет ему вставать, ставит в «угол», запирает в комнате, лишает прогулки, запрещает играть и т.п. Такие действия вызывают у ребенка чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безинициативности либо негативизма и протестных реакций. В случае систематического использования такой вид наказания негативно отразится на развитии ребенка в целом.

Лишение благ и привилегий. В данном случае имеется в виду лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач, каких-то привлекательных занятий; это может быть отказ в покупке игрушек, интересной для ребенка поездке, введение временного запрета на права, которыми ребенок уже обладал; запрещение общения с товарищами. Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага или привилегии, которого он лишается вследствие своего проступка. При использовании этого вида наказания результат будет положительным только в случае, когда сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.

Инициирование чувства вины. Данный вид наказания выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Переживание ребенком чувства вины не должно быть чрезмерным, не должно приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Если система нравственных норм и требований уже присвоена ребенком и чувство вины является ответной реакцией на собственный проступок, инициирование чувства вины может быть вредно и опасно. Наказание ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка.

Принуждение к действию. В этом случае взрослый заставляет ребенка совершить желаемой действие любыми способами, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. При использовании данного вида наказания возможны такие негативные следствия для личностного развития ребенка как формирование негативизма в отношении родителей, а также в отношении к социальным требованиям и стандартам вообще, или обратная реакция – пассивная покорность и подчинение власти. Так же следует иметь в виду, что постоянное принуждение ребенка к действию отрицательно влияет на развитие его самостоятельности и способности к саморегуляции.

Наказание естественными последствиями. Этот вид наказания основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с непосредственными результатами своих поступков. Санкции, связанные с исправлением ситуации, напоминают ребенку о его ответственности. Починить сломанное, убрать в комнате, где был устроен беспорядок, отчистить испачканную мебель… Ребенок знает, что поступил плохо, злится на себя, а прилагая физические усилия, исправляет ситуацию и освобождается от груза этого чувства. Этот вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Такое поведение ребенка лучше всего воспитывается в совместной деятельности со взрослым, демонстрирующим модели желательного поведения личным примером. Применять наказание естественными последствиями нужно в зависимости от возраста ребенка и его компетентности.

Блокирование нежелательного действия. Когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных либо духовных ценностей необходимо удержать ребенка от этих действий – заблокировать, прервать их. Важно немедленно физически остановить действие и, если ситуация сильно эмоционально заряжена, следует подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента эмоциональной разрядки.

Логическое объяснение и обоснование. В данном случае взрослый организует ориентировку ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей. У ребенка формируется сензитивность к результатам своей деятельности, развивается эмпатия. Такой воспитательный метод благоприятствует моральному развитию ребенка.


[1]Блонский П.П. Семейное дошкольное воспитание. Семейное воспитание: Хрестоматия. Сост. Лебедев П.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы, подвергаться жестокому обращению."

Материал для проведения открытого занятия по правовому воспитанию дошкольников....

Профилактика жестокого обращения с ребёнком в рамках занятий родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»

В данной статье предсталены теоретический обзор материалов по формам жестокого обращения с ребёнком, а также практические методы по профилактике и выявлению вышеуказанного асоциального явления....

Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Консультация для родителей на тему:«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»...

Для родителей - Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пре...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...