Развитие уверенности в собственных силах на занятиях физической культурой и спортом
учебно-методический материал по физкультуре

Федорова Лидия Владимировна

Структура и пример коррекционной работы с неуверенными в себе детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

    1.Диагностический блок

     Цель – выявить индивидуально-типические проявления неуверенности у детей, проследить взаимосвязь ее с тревожностью, чувством неполноценности, положением в группе, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с реальными достижениями ребенка.

Методы:

– наблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры проявления неуверенности: «я не могу», «я не справлюсь», негативные ожидания в ситуации соперничества, низкая мотивация, повышенная чувствительность к критике, нерешительность и т.п.);

– беседы с учителями о поведении детей, о проявлениях неуверенности в различных ситуациях;

– изучение положения детей в группе, используя социометрию;

– исследование особенностей «Я – концепция» детей, проявляющих неуверенность в себе.

2. Установочный блок

     Цель – создать установку у детей на активный коррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.

    Методы:

– выявление детей, нуждающихся в коррекции неуверенности в себе, обсуждение основных направлений работы с такими детьми;

– индивидуальные беседы с детьми с целью создания установок на коррекцию неуверенности в себе;

– проведение ненавязчивого настроя самих воспитанников на выполнение определенной деятельности, игру («предвкушение» деятельности, занятия).

     3. Коррекционный блок

     Цель – постепенное устранение комплекса неуверенности, повышение уверенности в себе, уровня адаптированности к различным видам деятельности и взаимоотношениям.

    Методы:

– изменение отношения воспитателей к неуверенным детям (создание ситуаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, привлечение детей к самооценке с акцентом на положительные стороны);

– рациональное объединение детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п.;

– активизация положительного «общественного мнения», позитивных оценок других детей по отношению к неуверенному ребенку;

–  обсуждение с учителями, воспитателями конкретной тактики работы с ребенком дома, в школе, нацеливание их на изменения отношений к ним;

– использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).

     4. Оценочный блок

     Цель – оценка эффективности проведения коррекционной работы.

     Используются методы диагностического блока, прослеживаются изменения по всем параметрам (внешнее проявление неуверенности, изменения по тестовым данным, по отзывам учителей и воспитателей, по повышению статуса в группе). Коррекционная программа обычно имеет приложение, где указываются конкретные психодиагностические методики и приводятся упражнения по релаксации, психогимнастике, тренинг и др.

 

ПРИМЕР КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

НЕУВЕРЕННОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

1. Диагностический блок

  • Наблюдение за учащимися во время тренировки, выявление неуверенности при выполнении определенных фигур.
  • Наблюдение за учащимися во время различной деятельности для определения неуверенности, анализа ее характера - эпизодическая или постоянная.
  • Беседы с учителями или родителями о возможных причинах неуверенности и наиболее частых ситуациях, в которых она проявляется.
  • Заполнение бланка теста на неуверенность (различные варианты, лучше чтобы ребенок не знал на что этот тест), напомнить про честность ответов.
  • Проверка физических качеств, необходимых для выполнения поддержки.
  • Исследование особенностей детей, проявляющих неуверенность.
  • Выявление причин проявления неуверенности.

2. Установочный блок

  • Проведение беседы с занимающимися (у которых была выявлена неуверенность), создание установки на преодоление данного состояния.
  • Настрой воспитанников на выполнение поддержки.
  • Разбор полученных данных по развитию физических качеств ученика вместе с ним, убеждение, что этих данных вполне хватает для выполнения требуемого.
  • Просмотр записей с идеалом данной поддержки, убеждение в эффектности этой фигуры, легкости ее выполнения.

3. Коррекционный блок

  • Устранение причин неуверенности при выполнении поддержки.
  • Развитие физических качеств, для еще более легкого ее выполнения.
  • Улучшение взаимоотношений с танцевальным партнером:
  • Выполнение совместного задания, заданного тренером
  • Упражнения на доверие – один падает назад, второй должен его подхватить.
  • Выполнение произвольной композиции с завязанными глазами, для улучшения восприятия ведения в паре.
  • Подробный разбор всех особенностей определенной поддержки.
  • Четкое разграничение ролей во время ее выполнения.
  • Выполнение танцевальной поддержки со страховкой тренера без музыки и на матах.
  • Тоже без страховки тренера.
  • Тоже на танцевальном паркете.
  • Тоже под музыку в полной координации.
  • Тоже в изменяющихся условиях (изменение И.п., скорости выполнения и т.п.).

4. Оценочный блок

  • Визуальное впечатление работы занимающегося при выполнении поддержки.
  • Заполнение бланка теста на неуверенность, проведенным в диагностическом блоке. Сравнение полученных данных с предыдущим результатом.
  • Беседы с учителями и родителями о изменениях в поведении учащегося.
  • Беседа с самим учащимся о том, как он для себя изменился или нет, что сейчас ощущает.
  • Оценка эффективности проведенной коррекционной работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом

С какого возраста и к каким видам спорта можно приобщать детей дошкольного возраста...

«Роль занятий физической культурой и спортом в системе патриотического воспитания детей»

" Роль занятий физической культурой и спортом в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Презентация"Актуальные формы работы с родителями по развитию интереса детей младшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

В презентации представлены формы работы с родителями по развитию интереса младших дошкольников к физкультуре и спорту....

«Работа педага с родителями Д/О как мотивация к занятиям физической культуры и спорта»

laquo;Работа педагога с родителями Д/О как мотивация к занятиям физической культуры и спорта»Полноценное физическое развития дошкольника - это своевременное формирование двигательных навыков и ...

Мастер-класс для педагогов «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любо...

"Занятия физической культурой и спортом укрепляют здоровье!"

quot;Занятия физической культурой и спортом укрепляют здоровье!"Всем знакомо это утверждение? Конечно всем, но к большому сожалению, не все применяют это в жизни.Наши малыши с первого дня посеще...