Мастер-класс для педагогов «Рисование зимнего пейзажа жидким солёным тестом»
методическая разработка на тему

Лихацкая Евгения Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок»  с.Благодатное  Петровского муниципального района Ставропольского края

Мастер-класс для педагогов

 «Рисование зимнего пейзажа жидким солёным тестом»

        

Подготовила:

воспитатель МКДОУ

                                                                                             ДС  №7 «Колосок»                                                                                             Лихацкая Е.А.

с.Благодатное

Цель:   способствовать повышению мастерства педагогов через освоение и  реализацию креативных видов декоративно-прикладного творчества              Задачи:  познакомить участников мастер-класса с  одним из нестандартных          приемов работы с соленым тестом;   показать возможности креативных техник в декоративно-прикладном творчестве; способствовать творческой самореализации воспитателей.      

План проведения:     

 1.  Подготовительный этап.        

 1.1 Выбор темы с учетом актуальности решения проблем                педагогической практики с детьми.          

1.2 Постановка целей и задач мастер-класса.          

1.3 Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы               (Жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки,               емкость для воды, салфетки, клеенки, основа из орголита или               загрунтованный картон).          

1.4 Оформление помещения творческими работами педагога  и               обучающихся (этапы выполнения).      

2.  Основной этап. Организация и проведение мастер - класса.        

2.1. Рассказ об истории возникновения соленого теста, об особенностях          работы с ним, о новых нестандартных формах работы.          

2.2. Практическая часть. Создание композиции  «Зимний пейзаж» -          рисование жидким цветным соленым тестом зимних элементов(ёлок,          снега, сугробов, снеговиков).      

3.  Заключительная часть.          

3.1  Обобщение, выводы, предложения.          

3.2 Ответы на вопросы, рекомендации.      

4.  Подведение итогов.          

4.1 Анализ занятия и оценка результатов.        

4.2 Выступление зрителей.                                                          

                           Ход мастер-класса:

История возникновения солёного теста         

«Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Изготовление из  теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай.  Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в  Древнем Египте, Греции и Риме …» (Синеглазова М.О.) «Основной проблемой  была недолговечность материала: угрожала  влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в  большом количестве.   «Во многих районах Европы и на русском Севере также распространён  обычай лепить из солёного теста. Раньше изготовление фигурок из муки и  соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили  оберегами, ритуальными предметами. » (Синеглазова М.О.) В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста  рождественские украшения на елку. Во время 1-ой Мировой войны и в  первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было  прекращено из-за острого дефицита соли. В наши дни это древнее народное искусство возрождается и  завоёвывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный  смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки- сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д. Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят  под керамику. Солёное тесто – материал экологически-чистый, безвредный и поэтому  рекомендован для работы с детьми для развития их творческих  способностей.    Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в освоении материал, его  можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать  декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать  любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое  цветное солёное тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном  месте. Мы  рассмотрим  технологию  рисования    жидким  цветным  солёным  тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо  красок – смесь из муки, соли, клея ПВА, гуаши и воды.            Она     интересна        детям      своей      новизной      и    простотой.        Дает  возможность           детям        свободно        рисовать,        почувствовать           цвет,  поэкспериментировать, пофантазировать.                      

Рисование       жидким       цветным       соленым       тестом        -  один     из  нестандартных  приемов  работы  соленого  теста,  смешенного  с  гуашевыми  красками,      клеем  ПВА  и  водой,  где  вместо  кисточки  применяется  чайная  ложка и стека.         Для   ребят   такой   вид   творчества   очень   интересен   своей   новизной,  возможностью  создания  удивительных  цветовых  эффектов,  причудливых  и  необычных сочетаний.         Этот  необычный  способ  рисования  может  заинтересовать  и  ребенка,  и  взрослого, который любит фантазировать и творить.         Можно   с   успехом   применять   рисование   цветным   жидким   соленым  тестом с детьми  дошкольного возраста, так как именно в этом  возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук.        Кистью   маленький   ребенок   работает   неуверенно,   боится   испортить  работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном  случае  заменяет  кисточку,  помогает  подготовить  руку  к  более  сложным  упражнениям.        Прием  рисования  соленым  тестом  может  быть  как  самостоятельным  занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов,  при  изучении  основных  и  получении  дополнительных  цветов.  Смешение  цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок  листка или цветка.         Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как  индивидуально, так и коллективно.        Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только  проявляй  творчество:  «Пейзаж»,  «Подводный  мир»,  «Букет  цветов»  и  так  далее.        В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая  необходима  в  любом  возрасте:  ребята  готовят  цветное  соленое  теста,  где  смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой.  Чайная ложка и стека заменяют кисть.        Чайной  ложкой  наливают  тесто  разных  оттенков  на  плотную  основу  (картон,  орголит)  для  создания  фона.  Стекой  или  палочкой  прорисовывают  (процарапывают)  на  фоне  замысловатые  разводы  (узоры);  чайной  ложкой  наносят    капельки  жидкого  теста  другого  цвета;  стекой  превращают  эти  капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения  определённой  конфигурации  (цветка,  рыбки,  бабочки  и  т.д.).  Для  создания  цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их  в причудливые узоры. Возможности       и   материалы      для   этого   вида    творчества     просты     и  доступны:   ваша   фантазия,   творческое   воображение,   мука,   соль,   клей   и  гуашевые  краски.  Работу  нарисованную  жидким  цветным  соленым  тестом   можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в  течении  12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка .  

Технология рисования жидким цветным соленым тестом.   

Материалы и принадлежности:  жидкое цветной соленое тесто в баночках, клеенка, основа из орголита, квадратные картоновые заготовки, стеки, чайные ложки, салфетки, банки с водой.

 Рисование композиции «Зимний пейзаж».                                                        

1.  Теория создания  жидкого цветного соленого теста.        

В банки для каждого цвета замешиваем состав из основы: 2 столовых ложки пшеничной муки, 1 столовая ложка мелкой соли, 1 чайная ложка клея ПВА,          ½ чайной ложки гуаши любого цвета. Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.  

2.  Подготовка  фона для  композиции «Зимний пейзаж»  

Для выполнения композиции используем основу из орголита или             плотного картона, загрунтованного клеем ПВА или любым цветом             гуаши с клеем ПВА  для того, чтобы жидкий состав цветного             солёного теста не впитывался в основу и не деформировал её.    

Для выполнения фона наносим чайной ложкой капли жидкого             цветного солёного теста нужных оттенков (голубой, синий,             сиреневый) по всей поверхности орголитовой основы.  

3. Рисование зимних элементов пейзажа (снега, сугробов, снеговика,           ёлок) по залитому фону.  

На полужидкий цветной фон чайной ложкой наносим «кляксочки»             холодных зимних оттенков для создания  для создания  узоров.             Острым концом стеки от каждой цветовой «кляксы» тянем  ветки,             иголки у ёлок, нос у снеговика, оформляем форму сугробов.   Чайной ложкой наносим капли жидкого зелёного теста разных оттенков, а стекой растягиваем эти капли по форме задуманного             узора по ёлке.  На  узор  добавляем капельным способом 2-ой, а по желанию и 3-ий             оттенок, и стекой прорисовываем, как пером прожилки, смешивая             эти оттенки в интересные узоры              

4.  Завершающий этап.  

Для завершения работы подчёркиваем теневую, освещённую  сторону ёлок, снеговиков, дома черным и белым солёным тестом, работая стекой, как кисточкой. Стекой с нужной краской процарапываем и дорисовываем мелкие элементы.      

Эта      коллективная         работа       выполняется          педагогами        поэтапно,  придерживаясь нужной последовательности.       Данная технология открываем большие просторы для творчества. Можно  выполнять       множество        рисунков      на   другие      темы,    используя       данную  последовательность в работе.       Если  это  будет  подводный  мир,  то  для  фона  моря  или    океана    берутся  другие задуманные автором оттенки. А для передачи песочного дна (нижней  части листа) добавляется охра,  жёлтые и оранжевые оттенки .          При высыхании цветного  солёного теста, соль  даёт очень интересный   эффект –инея,  она кристаллизуется и сверкает.       Используя   технологию   рисования   жидким   цветным   солёным   тестом  можно фантазировать бесконечно и придумывать свои интересные варианты.          Удачи вам в творчестве!              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей в детском саду "Пейзаж на осенних листьях"

Осень - красивое время года. Собирая букеты из желтых, красных, коричневых листьев, мы редко задумываемся о том, какой это прекрасный материал для творчества. Все, что угодно можно сделать из осенних...

Рисование жидким солёным тестом

Рисование жидким солёным тестом может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить.Рисование соленым тестом может быть дополнительным занятием для удовольстви...

Мастер-класс для родителей и детей "Осенний пейзаж"

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению картины из осенних листьев к тематической неделе "Золотая осень"....

Конспект мастер-класса для детей и родителей "Зимний пейзаж"

Конспект мастер-класса для родителей"Зимний пейзаж"...

мастер-класс для молодых педагогов "Рисование елочки в средней группе"

Мастер-класс для молодых педагогов, студентов   "Рисование елочки в средней группе"...

Мастер-класс в старшей группе «КОРЗИНОЧКА С ГРИБАМИ» из солёного теста.

Мастер-класс в старшей группе «КОРЗИНОЧКА С ГРИБАМИ»  из солёного теста. Воспитатель: Таранова Л.В. Назначение: работа может быть использована в качестве подарка или с...

Мастер-класс с педагогами «Рисование жидким солёным тестом»

Мастер-класс с педагогами«Рисование жидким солёным тестом» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиц...