проект гендерного воспитания дошкольников "Я -девочка, я - мальчик"
проект на тему

Щербина Лариса Александровна

проект гендерного воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_-_devochka_ya_-_malchik.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада «Я – девочка, я – мальчик!» 

Раздел 1. Информационная карта проекта

1.1. Наименование проекта

«Я – девочка, я – мальчик!» 

1.2. Дошкольная организация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Родничок» станицы Новодонецкой муниципального образования Выселковский район

1.3. Руководитель проекта, участники проекта

Руководитель проекта:

Щербина Л.А. старший воспитатель МБДОУ ДС № 28

Участники: педагоги МБДОУ ДС № 28, родители, воспитанники

 

1.4. Сроки и этапы реализации проекта

Декабрь 2015 г. - декабрь 2016 г.

Раздел 2. Описание проекта

2.1. Основания для инициации проекта

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

2.2. Актуальность

и проблема

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в дошкольных организациях призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

2.3. Цель

Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.

2.4. Задачи

Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;

Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях;

Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек;

Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;

Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка;

Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;

Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

2.5.Основные принципы:

1. Принцип научности  предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.

2. Принцип активности  не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.

3. Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

4. Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы,  такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.

5. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.

6. Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.

7. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

8. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.

2.6. Содержание проекта

Организационный этап.

(Декабрь  2015 г. – январь 2016 г.)

Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

Разработать план мероприятий по реализации проекта.

Обновить предметно-пространственную развивающую среду в группах МБДОУ ДС № 28.

Привлечь к реализации проекта родителей воспитанников.

Практический этап

(Февраль 2016 г. - ноябрь 2016 г.)

Внедрить перспективное планирование по гендерному воспитанию детей в условиях детского сада.

Контроль выполнения проекта.

Заключительный этап

(Декабрь 2016 г.)

Оформить методические рекомендации по данной теме.

Создать презентацию реализованного проекта на уровне МБДОУ ДС № 28.

2.7. Ожидаемые

результаты проекта

У детей:

определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

сформировано желание отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности;

приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.

У родителей:

получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;

проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в группе;

активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности МБДОУ ДС № 28 в игровой и художественно-творческой деятельности.

У педагогов:

содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания, как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;

расширены представления об особенностях полоролевого развития детей;

разработаны комплексы дидактических игр;

разработаны консультации для родителей.

 

План проекта по гендерному воспитанию дошкольников «Я – девочка, я – мальчик!» на 2015 г.-2016 г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Возрастная

группа

Сроки реализации

1

Изучение методической литературы по теме «Гендерное воспитание детей в условиях детского сада»

Все

Декабрь 2015г. – январь 2016 г.

2

Разработка проекта

3

Разработать перспективное планирование по работе с детьми

4

Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями и педагогами

5

Организация в группе развивающей среды для девочек и мальчиков

Все

В течение года

6

Театрализованное представление воспитанников Воскресной школы Свято-троицкого Храма ст. Новодонецкой «Рождество Христово»

Все

Январь 2016г.

7

Консультация для воспитателей «Особенности гендерного воспитания в игровой деятельности»

Все

 Февраль 2016 г.

8

Открытое мероприятие «Встреча с атаманом Новодонецкого Хуторского Казачьего Общества», экскурсия в штаб.

Подготовительная

Февраль 2016г.

9

Открытое мероприятие «Встреча с ветеранами-афганцами»

Старшие, подготовительная

Февраль 2016г.

10

Праздничные утренники, посвященные Дню Защитника Отечества

2 младшая - подготовительная

Февраль 2016г.

11

Анкетирование родителей «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин) уделяя внимание своему ребенку?»

«Какие мальчики и девочки?»

Все

Февраль – март 2016 г.

8

Родительское собрание. Консультация для родителей «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей?»

Все

Март 2016 г.

9

Памятки для родителей по гендерному воспитанию дошкольников

10

Смотр-конкурс «Лучшая разработка и проведение сюжетно-ролевой игры»

Все

Март 2016г.

11

Создание альбомов в группах «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», «Как играют девочки и мальчики».

2 младшая - подготовительная

В течение года

12

Участие семей в мероприятиях и конкурсах групп, МБДОУ ДС № 28

Все

В течение года

13

Праздничные утренники, посвященные Женскому Дню 8 Марта

Все

Март 2016г.

14

Широкая Масленица

Все

Март 2016г.

15

Спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья»

Старшие, подготовительные

Март 2016г.

16

Игра-презентация для детей «Какое настроение?»

средняя

Апрель 2016 г.

17

Подбор и оформление картотеки сюжетно-ролевых игр с учетом гендерного воспитания

Все

Май 2016 г.

18

Подбор и чтение художественной литературы, детям учитывая гендерное воспитание

Все

В течение года

19

Рассматривание фотографий «Это я». Рассказывание о себе

2 младшая - подготовительная

Май-июнь  2016 г.

20

Разучивание пословиц, поговорок о семье

2 младшая - подготовительная

В течение года

21

Встречи в родительском клубе «Родничок»

Все

По плану

22

Международный день семьи

Все

Июль 2016г.

23

Выставки детских рисунков «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»

2 младшая - подготовительная

В течение года

24

Экскурсии по теме проекта (профессии)

Старшая, подготовительная

В течение года

25

Деловая игра для педагогов «Формирование гендерных и этических представлений»

Все

Август 2016 г.

26

Игровое шоу «Модный приговор» (одежда для девочек, мальчиков)

Средняя - подготовительная

Сентябрь 2016 г.

27

Родительское собрание «Девочки и мальчики – два разных мира»

Консультация для родителей «Народные традиции в воспитании будущих мужчин и женщин»

Все

 Сентябрь 2016 г.

28

Мониторинг по теме проекта

Все

2 раза в год

29

Инсценировки сказок на утренниках

2 младшая - подготовительная

В течение года

30

Методические рекомендации по теме проекта для педагогов

Все

В течение года

31

День пожилых людей

Все

Октябрь 2016г.

32

Фотовыставки «Я вместе с мамой, я вместе с папой»

Все

Октябрь 2016г.

33

День матери

Все

Ноябрь 2016г.

34

Обобщение педагогического опыта работы педагога по реализации проекта.

Декабрь  2016 г.

35

Презентация проекта.

Декабрь  2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей по гендерному воспитанию "Восприятие окружающего мира мальчиками и девочками"

В консультации раскрыты особенности  восприятия окружающего мира  мальчиками и девочками....

Проект по гендерному воспитанию дошкольников. «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитанию основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального ин...

Мастер - класс для педагогов по гендерному воспитанию "Путешествие в страну мальчиков и девочек"

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»                                    ...

Конспект занятия в подготовительной группе по гендерному воспитанию «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Конспект занятия в подготовительной группе по гендерному воспитанию «Путешествие в страну мальчиков и девочек»...

Проект "Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи "Я - мальчик! Я - девочка!"

В проекте содержится материал (ООД, беседы, игры, консультации для родителей, родительское собрание и т.д.) по созданию условий для естественного развития ребёнка дошкольного возраста в ДОУ и семье с ...

Проект по гендерному воспитанию в подготовительной группе "Мальчики и девочки"

Проект по гендерному воспитанию в подготовительной группе "Мальчики и девочки"...

Проект по гендерному воспитанию: в средней группе «Мальчики и девочки дружные ребята".

Формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, положительный образ себя....