"Рыцарский клуб". Программа социально - личностного развития мальчиков подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ирина Алексеевна Кузнецова

Программа "Рыцарского клуба" расчитана на мальчиков подготовительных групп. Мальчики, как правило, с большим удовольствием вступают в клуб и приходят на занятия. «Примеряя» на себя образ «настоящего рыцаря», искренне вживаясь в эту роль, дети стараются подражать своему герою и в поступках, и в отношениях к другим людям. Это, в свою очередь, способствует формированию положительных личностных качеств. А совместная деятельность стимулирует развитие коммуникативных умений и навыков. Программа клуба реализуется в течение учебного года с октября по мая 2 раза в месяц. Продолжительность одного занятия 30 – 35 минут. Занятия проводятся фронтально в игровой комнате, спортивном зале, на игровой площадке. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rytsarskiy_klub.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социально – личностного развития мальчиков старшего дошкольного возраста «Рыцарский клуб»

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого. Поэтому особую значимость приобретает развитие у детей не только коммуникативных, но и эмоционально – личностных качеств.

Кроме того, дошкольный возраст – это время формирования гендерной устойчивости. Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей.

Вышесказанные идеи легли в основу программы «Рыцарского клуба» для мальчиков, воспитанников подготовительных групп. «Примеряя» на себя образ «настоящего рыцаря», искренне вживаясь в это роль, дети стараются подражать своему герою и в поступках, и в отношениях к другим людям. Это, в свою очередь, способствует формированию положительных личностных качеств. А совместная деятельность стимулирует развитие коммуникативных умений и навыков.

Цель программы: гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативной сферы старших дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

  • Развитие внутренней активности детей.
  • Формирование социального доверия.
  • Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
  • Формирование адекватной самооценки детей.
  • Развитие социальных эмоций.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Организационные условия проведения занятий. Программа клуба реализуется в течение учебного года с октября по мая 2 раза в месяц. Продолжительность одного занятия 30 – 35 минут. Занятия проводятся фронтально в игровой комнате, спортивном зале, на игровой площадке.

Основные методические приемы: беседа; групповая дискуссия; дидактические, развивающие, ролевые и подвижные игры и упражнения с их последующим обсуждением; психотерапевтические сказки; тематическое рисование, лепка; психогимнастика.

Планируемые результаты.   По итогам реализации программы старший дошкольник:

  • Способен к позитивному самовосприятию, имеет адекватную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний и чувство собственного достоинства.
  • Умеет выражать и отстаивать свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
  • Доброжелателен в отношении с другими людьми, проявляет эмпатию.
  • Способен к открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
  • Активно стремится к достижению своей цели.
  • Способен преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
  • Владеет навыками саморегуляции и самоконтроля.
  • Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей.
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Умеет слушать и понимать других людей.
  • Владеет навыками конструктивного общения с детьми и взрослыми.
  • Способен к сотрудничеству, умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других.
  • Способен самостоятельно или с небольшой помощью объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
  • Способен к анализу причин конфликтных ситуаций.
  • Владеет способами разрешения конфликтных ситуаций социально – приемлемыми способами.
  • Способен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Тематическое планирование

Тема занятия

Виды деятельности и формы работы

Планируемые (формируемые) результаты занятия

1

Открытие клуба «Да здравствуют Рыцари!»

Беседа «Кто такие рыцари». Игры «Полоса препятствий», «Волшебный круг», «Небоскреб», «Непослушные мячики», «Постройтесь по…». Церемония посвящения в рыцари.

Установление эмоционально позитивных контактов. Формирование положительных установок. Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

2

«Знаки отличия»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлого занятия. Беседа «Самые лучшие моменты». Коллективная работа «Герб клуба».  

Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия. Развитие творческих способностей.

3

Игра с элементами спортивного ориентирования «В поисках сокровищ»

Ритуал приветствия. Задания «Рыцари ищут путь», «Загадки мудреца», «Только смелым покоряются моря», «Лабиринт», «Воздушный бой», «Тайна дамского послания». Церемония награждения.

Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Сплочение группы, поддержание группового единства, развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

4

«Этикет настоящего рыцаря»

Ритуал приветствия. Беседа «Что такое этикет?» Игра – упражнение «Телеграф», упражнение «Насос и воздушный шар», игра «Переход в страну Этикет», игры «Волшебные капельки», «Волшебный лес». Ролевая игра «Этикетная экспертиза»

Формирование опыта  речевого этикетного поведения, закрепелние знаний  основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения. Развитие творческого мышления.

Формирование коммуникативных навыков, умения вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета

5

«Ах, ссора!»

Ритуал приветствия. Игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»

Чтение стихотворения «Поссорились»

Беседа «Почему люди ссорятся?»

Упражнение «Драка» (на расслабление)

Игра «Руки знакомятся, руки мирятся»

Психогимнастика «Два барана»

Домашнее задание «Как я предотвратил ссору».

Обучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции.

6

«Мы с тобой так похожи»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Игры «Связующая нить»,  «Передай сигнал», «Зеркало». Психогимнастика  «Цветок».

Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. Снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

7

«Рыцарские забавы»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Игры: «Чунга-Чанга», «Баба-Яга», «Хоровод», «Дракон кусает свой хвост», «Белые медведи», «Расставь посты». Психогимнастика

Тюлени на суше.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние других и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоции злости.

8

Спортивный праздник «Рыцарский турнир»

Спортивные эстафеты

Развитие физических качеств. Развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности. Развитие навыков командной игры.

9

«Из чего же сделаны наши девчонки»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Беседа «Наши девочки». Коллективная работа «Сюрприз».

Формирование положительного отношения к противоположному полу. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Развитие творческого мышления.

10

«Рыцарь знает слово «Нет!»»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлого занятия.

Упражнение «Войди в круг, выйди из круга»

Сказка о мальчике, который не умел говорить «нет».

Упражнение  «Учимся говорить «нет».

Беседа «Когда трудно сказать «нет»

Упражнение «Мне нравится, когда …., мне не нравится, когда ….»

Развитие автономности поведения, умения противостоять давлению, говорить «нет».

11

«Путешествие в сказочный замок»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Игры «Волшебный мешочек», «Тоннель», «Найди клад», «Волшебный обруч».  

Развитие физических качеств. Активизация творческих способностей.Сплочение группы, поддержание группового единства, развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности.

12

«Я, ты, мы»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлого занятия. Игры: «Запомни движение», «Страна клякс», «Хоровод».

Сочинение «Сказка по кругу» (сочинение по методу Д. Родари «Бином фантазии»). Минута шалости.

«Цветопись».

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Снятие эмоционального напряжения, тревожности. Формирование умения выражать  свои эмоции цветом.

13

Игра с элементами спортивного ориентирования «Пять ключей»

Ритуал приветствия. Станции: «Переправа», «Рифмоплеты», «Самые меткие», «Мудрецы», «Вежливость»

Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Сплочение группы, поддержание группового единства, развитие произвольного контроля, снятие двигательной расторможенности. Развитие творческого мышления.

14

«Страна дружбы»

Ритуал приветствия. Рефлексия прошлой встречи. Беседа «Что такое дружба». Игра «Связующая нить». Коллективный коллаж «Страна дружбы»

Повышение сплоченности группы. Повышение навыков командной работы.Развитие творческого мышления.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной  терапии. – С-Пб, 2001.
  2. Коваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М., 2001.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
  4. Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
  5. Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
  6. Лютова Е.Н., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб, 2001.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995.
  8. Семенака С.Н. Уроки добра. – М., 2002.
  9. Фопель Н. Как научить детей сотрудничать – М., 2000.
  10. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога.- Ростов-на-Дону, 2005.
  11. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В.
  12. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка. Навыков общения со взрослыми и сверстниками. [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – «Детство Пресс». 2004. – 384с.
  13. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе

Занятие написано с целью создания непринужденной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона; настройки детей на позитивное восприятие друг друга; представления детям возможности осо...

Проект Социально-личностное развитие ребенка(подготовительная группа)

Этапы формирования социально - личностного развития у детей 6-7 лет....

Проект Социально-личностное развитие ребенка(подготовительная группа)

Этапы формирования социально - личностного развития у детей 6-7 лет....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №43 поселка Вишневогомуниципального образования Славянский район      КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬ...

НОД по социально-личностному развитию в подготовительной группе "Подарок маме."

Воспитывать стремление детей досталять радость родным людям подарком сделанным своими руками....