Проект "Посуда"
проект (средняя группа) на тему

Ковалева Нина Николаевна

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ в проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posuda.docx244.25 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Проект в средней группе «Рябинка» на тему:

https://i.ytimg.com/vi/pgs5e7OEwmE/maxresdefault.jpg

Воспитатели: Ковалева Н. Н.

Степанова А. А.

2016-2017 уч. год.

Содержание

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Тип проекта……………………………………………………………………..…3

Цель проекта………………………………………………………………………3

Задачи проекта…………………………………….………………………………4

Целевая аудитория…………………………………………………….…………..4

Практическая значимость………………………………………………………...4

План по реализации проекта …………………………..……………………...…4

Предполагаемый результат……………………………………………………….6

Приложение 1 ……………………………………………………………………..7

Приложение 2……..……………………………………………………….………9

Приложение 3……………………………………………………………….……10

Приложение 4…………………………………………………………….………15

Приложение 5………………………………………………………………….…16

Приложение 6…………………………………………………………….………17

Приложение 7………………………………………………………………….…22

Приложение 8………………………………………………………………….…28

Приложение 9…………………………………………………………….………29

Приложение 10………………………………………………………………...…33

Приложение 11……………………………………………………..…….………36

Приложение 12………………………………………………………………...…37

Актуальность:

В  основной образовательной программе стоит задача познакомить детей с окружающим   миром. Посуда является одним из предметов, позволяющих ближе познать мир вокруг нас. Знакомство с посудой помогает развивать мышление, память, внимание. Играя с посудой, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются социальные и коммуникативные качества. Развивается речь, увеличивается словарный запас.

В процессе наблюдения за детьми и бесед с ними было выявлено, что дети:

-  в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;

-  испытывают трудности в сравнении предметов посуды;

-  не называют составные части предметов посуды;

-  не достаточно хорошо описывают предметы посуды.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – творческий.

Срок реализации проекта: 3 недели

Цель проекта:

Создать условия для формирования первичного представления об окружающем мире, а также для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки и реализации образовательного проекта «Посуда».

Задачи:

- Обогатить и систематизировать знания детей о посуде, ее частях и назначении.

- Формировать представление о качествах и свойствах посуды,                                                                                                                                                                            классификации.

- Расширять запас слов по теме «Посуда», воспитывать инициативность в речевом общении с окружающими, учить находить выход из сложной  ситуации.

- Воспитывать у детей культуру поведения за столом, развивать эмоциональную активность, доброжелательность.

Целевая аудитория: дети средней группы, родители, воспитатели.

Практическая значимость:

 Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

План по реализации проекта:

1 этап – организационный;

2 этап – практически;

3 этап – заключительный.

Этапы работы

Дни недели

Работа с детьми

1 этап – организационный (накопление знаний, разработка опытов с описанием проведения,
организация предметно – развивающей среды) 

Понедельник

Сбор информации по теме проекта, отбор художественной и познавательной литературы, подбор иллюстративного материала.

2 этап – практический.

(мероприятий с детьми по реализации проекта)

Вторник

Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о посуде?». Цель: выявить знания детей о посуде.

Среда

Загадки о посуде.

Чтение стихотворений о столовых приборах

Четверг

Д/И:   «Назови правильно»

Пятница

Лепка на тему: «Чашка для Мишутки».

Понедельник

Д/И: «Какая посуда спряталась?»

Вторник

Рассказ воспитателя «Какая бывает посуда». Цель: рассказать о классификации посуды: чайная, столовая, кухонная.

Среда

Д/И: «Опиши посуду».

Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.

Четверг

Загадки о посуде.

Чтение стихотворений о посуде

Пятница

Д/И: «Назови, какая посуда»

Чтение стихотворений о посуде.

Понедельник

П/И: «Летающие слова»

Конструирование стаканчиков из бумаги.

Вторник

Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана посуда?». Цель: ознакомить с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Д/И: «Посуда какая?»

Среда

Д/И: «Чего не стало?»

Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей во время приема пищи.

Четверг

П/И:«Чайная, столовая, кухонная»

Чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе»

Лепка посуды по выбору детей.

3 этап - заключительный

(обсуждение проделанной работы, что нового о посуде узнали дети)

Пятница

Сюжетно-ролевая игра: «Ждем гостей»

Оформление выставки детских работ на тему: «Посуда»

Чаепитие в группе.

Предполагаемый результат:

- Знать и называть предметы посуды, их части;

- Владеть обобщающими понятиями;

- Узнавать по описанию и назначению;

- Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;

- Знать, из какого материала сделаны предметы посуды;

- Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.

Приложение 1

Беседа: «Что мы знаем о посуде»

 

Цели: расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с классификацией предметов посуды; учить употреблять названия предметов посуды в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать их; учить соблюдать соотношение величин.

Содержание:

1. Повторение названий предметов посуды.

Воспитатель. На занятиях мы с вами говорили, о том, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей). Из дерева делают посуду, например деревянные ложки. А какую еще посуду вы знаете? (Дети называют, воспитатель показывает картинки с изображением посуды)

2. Классификация посуды.

Воспитатель. Посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки). К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюли, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее называют). Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

3.Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.

Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло – прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая, непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.

Игра: «Один – много», «Большой - маленикий»

Приложение 2

Беседа «Из чего сделана посуда».

Цели: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет.

1.Повторение названий посуды.

Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.

2. Сравнение.

Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?

3.Описание предметов посуды.

Дети описывают предметы посуды по схеме:

          1) Название.

          2) Материал, из которого изготовлен предмет.

          3) Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).

          4) Составные части.

          5) Назначение.

4.Игра «Назови, какая посуда»

 Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …

Если ложка из металла, она - …

Если чашка из фарфора, она - …

Если чайник из глины, он - …

Если стакан из стекла, он - …

Если сахарница из стекла, она - …

Если половник из металла, он - …

Приложение 3

Конспект

Лепка «Тарелочки для трёх медведей».

Цели:

1. Обучать детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Обучать сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять понятия «большой», «поменьше», «маленький», «больше», «меньше».

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, словарный запас

3. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Воспитывать интерес к лепке. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества

4. Актуализировать знания детей о материалах, из которых изготавливают посуду;

5. учить детей лепить из пластилина, используя новые приёмы вдавливания и оттягивания краёв, уравнивания их пальцами;

6. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

7. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, речь, логическое мышление, тренировать мелкую мускулатуру рук.

Материалы: 

посылка, письмо, иллюстрации медведей, миска глиняная, пластмассовая, стеклянная, железная, деревянная; поднос. Доска для лепки, три кусочка пластилина одинакового цвета, но разного размера.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Три медведя», беседа о персонажах сказки, рассматривание иллюстраций. Подбор и рассматривание с детьми три разные по величине мисочки. Предложение расставить их по величине и сказать, для какого медведя предназначается каждая мисочка.

Ход занятия:

Дети находятся на паласе (раздается стук в дверь. Вам посылка, распишитесь. Воспитатель открывает посылку там письмо.

Чтение письма:

Здравствуйте, ребята. Мы знаем, что вы очень любите русские народные сказки. Поэтому решили обратиться к вам за помощью. Но сначала отгадайте, кто мы такие?

«Возле леса на опушке

Трое нас живёт в избушке.

У нас три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Из какой мы дети сказки?

Ответы детей: Три медведя

Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка

Верно, ребята, у нас случилась беда. Настасья Петровна разбила наши тарелочки и теперь нам срочно нужны новые. Мы не смогли приехать к вам сами, но высылаем вам наши фотографии.

Воспитатель: Дети, из чего же были сделаны тарелочки, если они разбились?

Ответы детей:

дети предлагают варианты ответов (стеклянные, деревянные, пластмассовые)

Воспитатель: Кто знает, из чего еще делают посуду?

Игра «Из чего делают посуду?»

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о материалах, из которых изготавливают посуду.

Дети подходят к столу, на котором находятся миски, изготовленные из разного материала.

- Что стоит на столе? (миски)

- Из чего сделаны миски? (из стекла, из дерева, и т. д.)

- Как называется миска из стекла? Из дерева? (стеклянная, деревянная) и т. д.

Воспитатель: предлагаю вам сделать тарелочки для медведей из пластилина.

Вспоминаем, у кого какие были мисочки, рассматриваем картинки.

Показ иллюстраций, беседа.

1 Михаил Иванович (большая или маленькая тарелочка)

2 Настасья Петровна (большая или маленькая тарелочка)

3 Мишутка (большая или маленькая тарелочка)

Верно, нам нужно слепить три тарелочки (большую, маленькую и среднюю)

Но сначала мы немножко отдохнем.

Пальчиковая игра.

Медвежата в чаще жили - Сжимают, разжимают кулачки

Головой они крутили - Крутят сжатыми кулачками

Целый день они играли - Пальчиками одной руки стучат по ладони другой

Очень к вечеру устали - Стучат ладонью о ладонь

Сели отдыхать - Сжатые кулачки ставят на колени

Этот мишка хочет спать - Загибают мизинец

Этот мишка лег в кровать - Загибают безымянный палец

Этот мишка уж заснул - Загибают средний палец

Этот рядом прикорнул - Загибают указательный палец

Ну, а этот давно спит - Загибают большой палец

Кто у нас еще шумит? - Грозят пальчиком

Тише, тише, не шумите - Пальчик у губ

Медвежат не разбудите - Грозят пальчиком вправо – влево.

Показ образца, поэтапное выполнение работы.

Воспитатель: Мы с вами сделаем вот такие мисочки. Сначала необходимо размять пластилин, потом скатать колобок, из колобка сделать лепешку. Напоследок оттягиваем края. (Воспитатель поэтапно показывает процесс изготовления мисочек). В процессе лепки, воспитатель помогает тем, кто затрудняется лепить мисочки. Какие замечательные мисочки у нас получились, хорошо постарались. Теперь давайте изобразим медведей. Встаньте.

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок - малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дзинь - дзинь, дзинь – дзинь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые мисочки вы вылепили для семьи медведей! Теперь нужно сложить тарелочки в посылку и отправить ее.

Итог занятия.

Что мы сегодня делали?

Для кого?

Что вам больше всего понравилось?

Что для вас оказалось трудным.

Приложение 4

Дидактические игры на тему «Посуда»

· «Какая посуда спряталась?»

Дети называют каждый предмет посуды и говорят, к какому виду он относится: чайная, столовая, кухонная посуда.

· Назови правильно.

Воспитатель по очереди называет каждому ребенку слово, обозначающее предмет посуды, во множественном числе. Ребенок называет слово во множественном числе, родительном падеже, отвечая на вопрос «Чего нет?». За правильные ответы дети получают фишки.

«Назови, какая посуда»

 Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …

Если ложка из металла, она - …

Если чашка из фарфора, она - …

Если чайник из глины, он - …

Если стакан из стекла, он - …

Если сахарница из стекла, она - …

Если половник из металла, он - …

«Опиши по схеме».

Дети описывают предметы посуды по схеме:

          1) Название.

          2) Материал, из которого изготовлен предмет.

          3) Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).

          4) Составные части.

          5) Назначение.

«Угадай, о какой посуде я говорю»

Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушает описание, должны отгадать, какую посуду описывают.

Приложение 5

Подвижные игры на тему «Посуда»

«Летающие слова».

Стоя в кругу, играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, играющий громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел-…). Ловящий мяч должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова.

«Чайная, столовая, кухонная».

Играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому-нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «чайная», «столовая», «кухонная». Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет, который относится к этой посуде. Кто ошибся, выходит из игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Стихи о столовых приборах.

Говорила вилка ложке:
У меня четыре ножки.
Мною можно есть котлеты,
Рыбу, мясо и омлеты.
Правда, у меня немножко
Иногда сгибают ножки.
Отвечала вилке ложка:
У меня большая ножка,
Но всерьёз, не понарошку
мною борщ едят, окрошку.
И меня для первых блюд
В ресторанах подают.
Но, бываю иногда
не в своей тарелке я.
Д. Злочевский

***

Вилка с ложечкой гремели
Спор решить они хотели
Кто управится скорей
С кашей манною моей
Я, визжала вилка, я!
Каша будет вся моя
Нет, ответила ей ложка
Ты берешь совсем немножко
Я быстрее кашу съем
Это уж известно всем
Т. Казырина

***

Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!
Л. Разумова

Говорила вилка ложке:
У меня четыре ножки.
Мною можно есть котлеты,
Рыбу, мясо и омлеты.
Правда, у меня немножко
Иногда сгибают ножки.
Отвечала вилке ложка:
У меня большая ножка,
Но всерьёз, не понарошку
мною борщ едят, окрошку.
И меня для первых блюд
В ресторанах подают.
Но, бываю иногда
не в своей тарелке я.
Д. Злочевский

* * *
Девица вилка так была шустра,
Остра на язычок, совсем не как сестра.
И чтоб её исправить,
На ложку вилку мы решили переплавить.
Но слишком рано веселились -
Пиры в домах вдруг прекратились.
Без вилки на столе уж нет
Ни рыбы, ни жаркого, ни котлет,
Ни овощей и ни маслин -
Остался только суп один.
Л. Слуцкая

* * *

Посмотрите, что за чудо,
Вроде ложка, но без дна.
И колючая ,однако,
Как заборчик и пила.
Всё понятно - это вилка,
Ею надо лишь колоть.
Подобрать и сунуть в ротик,
А потом – жевать - жевать.
Держим вилку, так как ложку,
Только пальчик подопрём.
Чуть надколем, чуть подденем,
И жуём, жуём, жуём.
Ковыряться ей не надо,
В зубки тоже ей не лезть.
Вы ж послушные ребята,
Вилкой можно только есть
А. Коломатченко

* * *

Вилка с ложечкой гремели
Спор решить они хотели
Кто управится скорей
С кашей манною моей
Я, визжала вилка, я!
Каша будет вся моя
Нет, ответила ей ложка
Ты берешь совсем немножко
Я быстрее кашу съем
Это уж известно всем
Т. Казырина

* * *

А у нас есть ложка 
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу – 
Подберет всю кашу!
В.Берестов 

* * *

Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.
И.Храмова 


* * *
- Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!
Т. Цыбульская 

Приложение 7

Стихи о посуде.


***
Тарелка – ах!
Тарелка – ух!
Из тонкого фарфора.
Белей, чем самый белый пух
И ярче светофора.
Е. Евсеева


* * *

Говорит кокетка-Чашка:
- Всех милей я.
Правда, Сашка?
Ты не знаешь, невзначай,
Как без чашки выпить чай
Сок, напитки, молоко...
Нет, без Чашки нелегко.
И прошу я о почтеньи.
Выпил чай и съел печенье?
А теперь меня помой.
Вот спасибо, дорогой! 

* * *
Чашку моем от микробов.
Мы за ними смотрим в оба.
Спасем тебя мы ,чашка -
Чумазая бедняжка.
Т. Томпакова

***

Чайник ставлю на плиту,
А потом сижу и жду. 
Жду, когда он закипит
Громко, громко засвистит,
Чтоб скорей к нему бежали 
И конфорку выключали.
Новый чайник мы купили,
В электричество включили.
Ждать теперь не надо нам -
Выключается он сам.
Е. Головичнер

***

Чайник громко засвистел - 
Чашки задрожали, 
Чайник чуть не улетел, 
Еле удержали. 
И сказал он: чу-чу-чу-у, 
Насвистелся - не хочу! 
И хотя вздыхаю тяжко, 
Мне не надо ко врачу. 
Подставляй скорее чашки: 
Сладким чаем угощу!
С. Ширяев

***

- На кухне я – главнее всех, -
Кастрюля проворчала,
- Любого кушанья успех
Берет с меня начало.
Никак не может без меня
Ни суп, ни плов свариться,
Сготовлю каши на три дня
И вскипячу водицы. 
Вдруг что-то закипело в ней,
Срывает паром крышку…
- Хозяйка, помоги скорей, -
Вскричала хвастунишка.
Л. Громова

***

Добродушная тётя кастрюля
Говорит: "Как же всех вас люблю я!"
Наварю ароматной каши
И Антоше, и Лизе, и Маше!
Руки мойте! Кому каши манной?
Только прежде чем снова играть,
Нашей милой и ласковой маме
Не забудьте "спасибо" сказать!"
Т. Вишнякова

* * *
Разворчалась сковородка, 
что не чистили с весны.
А потом душистой горкой 
в чашке выросли блины.
Н. Мурзина

* * *
На плите Сковорода
Возмущается:
- Это что за ерунда
Получается!
Я же лучшая подружка
У бабушки!
Ловко жарю и блины,
И оладушки,
И котлет румяных
Целую дюжину
Приготовлю с удовольствием
К ужину.
Но ни разу за четыре
Годочка
Не досталось мне самой
Ни кусочка!!!
Е. Ярышевская

***

Я с посудой осторожна –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!
С. Буслова

***

Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол  посуду.
Вот,  КАСТРЮЛЯ,  ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА,  ВИЛКА,  ЛОЖКА.
Небольшой столовый  НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами  ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА  с  БЛЮДЦЕМ  на салфетке.
И, конечно, неслучайно 
На плите дымится  ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О  ПОСУДЕ  расскажу.
Е. Николаева

***

Вилка с ложкой поругались
Не могли понять никак
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала,
Что котлеты и грибы
Человеку помогает 
Съесть она без суеты.
“Ну а кто же помогает
Есть бульоны и супы?-
Ложка вилочку спросила –
Может это тоже ты?”
“Хватит сориться, соседки – 
Нож пробормотал в ответ – 
Каждый в этом доме знает,
Что Меня важнее нет!
Если помогать не буду
Людям я варить обед
Человек о вас забудет,
Словно вас на кухне нет!”
Помирились вилка с ложкой
Только мучает вопрос:
“Разве, правда, что на кухне
Всех важнее – это нож?”
И. Бель

Приложение 8

Пословицы и поговорки о посуде.


Не все те повара, что с длинными ножами ходят.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Сухая ложка рот дерёт.
Бедному с богатым судиться - лучше в ложке утопиться.
 Хата брата всем богата: два полена, три ушата.
 Чудеса в решете: дыр много, а вылезти негде.
Без ножа хлеба не разрежешь.
Лень лени за ложку взять, а не лень лени обедать.
Не наше дело чашки точать, наше дело из чашек хлебать.
"Тит, иди молотить". - "Брюхо болит". - "Тит, иди кисель есть". - "Где моя большая ложка?"
Лаптем щи хлебать.
Решетом воду мерять - потерять время.
Семейная кастрюля веселей кипит.
Хоть ложки мыть, да в миру быть.
Ложкой море не вычерпнешь.
Какову чашу другу налил, такову и самому пить.
Пока не поешь каши из одной чаши - так и человека не узнаешь.
Мал горшок, да мясо варит.
Глаза по ложке, а не видят ни крошки.
С тобой говорить - решетом воду носить.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Дешева рыба на чужом блюде. 

Приложение 9

Загадки о посуде

***

Он пыхтит, как паровоз, 
Важно кверху держит нос.
 
Пошумит, остепенится -
 
Пригласит чайку напиться.

(чайник)

***

Новая посудина, а вся в дырах.
(решето)

***

Длиннохвостая лошадка 
Привезла нам каши сладкой. 
Ждет лошадка у ворот - 
Открывай пошире рот.
(ложка)

***

В домике том, Что на кухне стоит, 
Чёрненький хлеб И батончик «гостит».
(хлебница)

***

В ней варят Щи, компот и кашу 
На всю семью Большую нашу!
(кастрюля)

* * *

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

(ложка)

* * *

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.

(нож)

* * *

Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках.

(перечница)

* * *

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…

(половник)

* * *

Новая посудина
вся в дырах.

(решето)

* * *

Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.

(терка)

* * *

Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Это что? 
(сковорода)

***

У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна... 
(кастрюля)

***

Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашают нас на чай.
Знаешь нас?
Так отвечай!
Чистяков Ю.
(чайные чашки)

***

Под Новый год их достают,
Гостям напитки в них нальют,
И, славные своим вокалом,
Под бой часов звенят... 
(бокалы)
 ***
Захочешь чай - любую выбирай!
Вот они - толстушки.
Кто такие? 
(кружки)

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. 
(тарелка)

Полно корыто голубок нарыто; 
Голубки клевали, носки замарали, людей напитали. 
(чашка и ложки)

Приложение 10

Рисование «Узор на тарелочке»

Цель: Учить равномерно наносить узор на круг, формировать представление о тарелке, как столовой посуде, развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовые формы узором, способность замечать красивые предметы в быту. Закреплять навыки работы с красками: отжимать лишнюю, хорошо споласкивать. Продолжать развивать воображение и эстетическое восприятие.

Материал: Настоящие блюдца, тарелки заранее разрисованные разным рисунком, украшенные образцы, на отдельных листках. Лист с различными узорами: прямые, широкие линии; узкие волнистые, примакивание, точки (синего, голубого цветов). Готовые силуэты блюдца, гуашь (белая, синяя, голубая), мягкие кисти № 3.

 Предварительная работа: Рассматривание узоров на посуде, чтение рассказа «Где работают художники», рассматривание набора «Посуда».

Ход занятия:

Ребята входят в группу. В группе они видят волшебную коробку, а ней лежит письмо.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это у нас в группе появилось, пока нас не было?

Дети: - Коробка.

Воспитатель: - Обратите внимание, здесь есть не только коробка, но и …

Дети: - Письмо!

Воспитатель: - Давайте прочтем его. Берет письмо, разворачивает и читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я прислал вам разные расписные тарелки, которые необходимо отправить на выставку в волшебную страну Каляки-Маляки. Если внимательно посмотрите, то заметите, что тарелки все с рисунками времен года … Вот только не хватает осенних рисунков. Пожалуйста, помогите. А в награду мой волшебный коробок приготовит вам подарки. Ваш верный друг Цветной Карандашик.»

Воспитатель: - Ребята давайте поможем Цветному Карандашику.

Дети: - Давайте! Достают тарелки из коробки, выставляют на выставку и рассматривают.

Воспитатель: - Посмотрите, все тарелки имеют разный узор (показываю и рассматриваем узоры на посуде).  Как вы думаете, кто придумывает эти разные узоры для посуды?

Дети: Художники.

Воспитатель: - Сначала художники рисуют придуманный узор на бумажных силуэтах посуды. Давайте и мы сегодня будем маленькими художниками. Вы можете выбрать свое блюдце, и придумать для него узор. Помните, Цветной Карандашик просил изобразить осень? Давайте посмотрим в окно. Какое время года? Как вы думаете, какие цвета характеризуют осень?

Дети: Варианты ответов детей.

Воспитатель:  Дайте теперь пройдем за столы и начнем украшать тарелки. Сначала воспитатель показывает детям образцы приёмов рисования, кисточкой, как нарисованы, а затем на горизонтальной поверхности, кисточкой, показывает «как рисовать» Демонстрирует украшенный образец.

Перед рисованием вспоминаем: 1. Как держать кисть 2. Что делать с лишней краской 3. Как и из чего делали тарелки. Дети поочередно выбирают тарелки (как договорились). И начинают наносить рисунок.

Пальчиковая гимнастика:

Рисовали, рисовали,

  Наши пальчики устали,

  • А теперь мы отдохнем
  •  Рисовать опять начнем!
  • Воспитатель:  Молодцы, все справились с заданием. Ребята, помните, в письме Цветной Карандашик обещал нам подарки за хорошую работу?
  • Дети: - Да!!!
  • Воспитатель: - Так давайте же еще раз заглянем в волшебную коробку. Дети с удовольствием заглядывают в коробку и находят там цветные карандаши. Итог:

            Воспитатель: -Что нового и интересного вы узнали об узорах? Какие приемы мы использовали при нанесении краски кисточкой? Что больше всего понравилось и запомнилось?

Дети: Предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: - Спасибо Цветной Карандашик. И вам, спасибо, ребята. Думаю, мы помогли нашему другу, и он теперь вовремя организует выставку тарелок со всеми временами года.

Приложение 11

Конструирование из бумаги «Стаканчик».

 

http://1000-podelok.ru/UserFiles/Image/paper/bumazhnyy_stakanchik.jpg

Приложение 12

Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.

http://pandia.ru/text/78/422/images/image010_10.jpg

Вопросы:

 - Кого мы видим на картинке?

- Что стоит на столе?

- Для чего нужна тарелка?

- Что ставят дети на стол?

- Для чего нужна ложка?

- Что едят вилкой?

- С какой стороны от тарелки лежит ложка?

- Где стоит стакан?

Список используемой литературы.

1.      Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа.

2.      О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2010.

3.      К.Чуковский. Федорино горе. М.: Изд. дом «Проф-Пресс», 2010.

4.      Л.Толстой. Три медведя. М.: «Мир искателя», 2010.

5.     К.Чуковский. Муха-цокотуха. М.: Фламинго, 2011

6.     http://festival.1september.ru/articles/534164/

7.     http://gruzdoff.ru/wiki/Посуда