Формирование самостоятельности у дошкольников.
статья (младшая группа) на тему

Формированию самостоятельности отводится важная роль в организации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к обучению, воспитанию и развитию детей. В статье описывается ряд условий для организации самостоятельной детской деятельности. Раскрываются составляющие ее два компонента: инициатива и целеустремленность. Большое значение уделяется родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности. Формированию самостоятельности отводится важная роль в организации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма, которую необходимо поддерживать и развивать. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.

По мнению С.Н.Теплюк  истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в  восприятии окружающего и общении.

С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, постепенно приобретая статус свойства личности. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: в навыках самообслуживания, в сюжетно-ролевой игре, в образовательной деятельности (умение слушать сказку, объяснять, отвечать на вопросы, передавать несложное содержание, и т.д.). Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать конструктор, полить растения, покормить птичек, убрать снег на участке. У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: помочь что-то сделать, вместе понаблюдать за чем-то интересным.

Для формирования самостоятельности взрослые (педагоги и родители) сообщают детям их маленькие обязанности. Назовем некоторые из них: беречь одежду, не разбрасывать игрушки, не шуметь во время занятия и т. д.

Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт. Освоив на занятиях новые предметные действия, дети могут перенести их в самостоятельную деятельность.

Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно-познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности, педагогу, прежде всего, необходимо соблюдать ряд общих условий:

  1. Освободить достаточно времени для деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.
  2. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.
  3. Обеспечить подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал необходимо время от времени менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию.
  4. Правильно расположить игровой материал в игровой комнате. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определенное место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры.
  5. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.
  6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание, прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения педагог определяет, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Но, помогая ребенку справиться с задачей, педагог должен учитывать, что в данном возрастном периоде развития ребенка ему не следует давать готовые рецепты к действию, а побудить его выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.

Воспитывая самостоятельность, педагог использует приемы объяснение и показ, сочетая их с активной деятельностью детей. В процессе показа и после него детям задают разнообразные вопросы, создают проблемные ситуации, чтобы подвести детей к правильному способу выполнения того или иного действия.

По мере накопления детьми определенных знаний им дается возможность действовать по словесному указанию. Вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходя к общим напоминаниям. Например, когда дети наводят порядок в игровом уголке, им объясняют: « Посуда находится на кухне. Овощи и фрукты на полках магазина. Машины в гараже». В дальнейшем достаточно просто сказать: « Что нужно сделать с игрушками, когда поиграли».

Выделяют следующие условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста:

- целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка;

- сотрудничество ДОО и семьи с целью повышения уровня самостоятельности детей.

 Важная роль в формировании самостоятельности отводится родителям. Родители должны целенаправленно ее развивать, не оставляя на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности объем самостоятельных действий ребенка постоянно увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Лишь отдав ребенка в детский сад, родители с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников. Действительно, одни малыши, оказавшись в детском саду, самостоятельно едят, одеваются, общаются со сверстниками. С другими возникает масса проблем, потому что прежде каждый момент их жизни обеспечивали взрослые. У таких детей нет достаточного опыта самостоятельной деятельности, вот и приходится воспитателям учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения.

Проявление инициативы – это первый компонент в развитии самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Целеустремленность проявляется в безудержных инициативах: стирать белье как мама, или забивать гвозди, как папа. Но в начале, нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают детскую самостоятельность: это и обременительно и небезопасно. Овладев вторым компонентом, ребенок все равно остается зависимым от взрослого.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общении со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами ее организуют. При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу.

Для воспитания самостоятельности у дошкольников педагог использует такие формы работы с родителями:

- наблюдения, вследствие которых старается выяснить настроение ребенка;

- подбор музыки к играм, спектаклям совместно с родителями;

- выявление дисгармоничных отношений с помощью сюжетно-ролевой игры.

Такая совместная деятельность педагога и родителей способствует обогащению детей знаниями, отражающими труд взрослых, у детей возникает ответственность за свою воображаемую работу. Имея определенные знания дошкольникам легче организовать игру самостоятельно, отражая в игре труд взрослых. Повышается активность детей, их стремление к творчеству. Совместная деятельность педагога и родителей в сюжетно-ролевой игре помогает сформировать у дошкольников самостоятельность, умение принимать решение самому, отвечать за их последствия. Дети становятся уверенными в себе, подготовленными к жизни.

Изобразительная деятельность, и в частности аппликация, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности дошкольников.

Таким образом, педагогом создаются необходимые условия в детском саду, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности в разных видах деятельности. Самостоятельность постоянно «тренируется» в детском саду и «закрепляется» в домашних условиях. Формирование детской самостоятельности способствует умственному развитию и становлению личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у дошкольников.

Значение и задачи воспитания самообслуживания детей дошкольного возраста....

Формирование самостоятельности у дошкольников

Здесь представлены рекомендации родителям по формированию у дошкольников самостоятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательну...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учеб...

Формирование самостоятельности у дошкольников

Родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем ра...

Конференция для родителей "Формирование самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях семьи и ДОУ через игру и творчество" из опыта семейного воспитания

Выступление Юрченко Оксаны Степановны, мама моих воспитанников, двух замечательных сыновей, поделилась своим опытом семейного воспитания на конференции для родителей....

Конференция для родителей «Формирование самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях ДОУ через игру».

Для формирования у детей самостоятельности и инициативности дошкольников воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна с...