«Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ» Круглый стол с родителями старшей группы компенсирующей направленности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мацнева Ольга Владимировна

Работа с родителями групп компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                   детский сад №67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

«Организация единого речевого пространства

 в семье и в ДОУ»

Круглый стол с родителями старшей группы компенсирующей

направленности № 11

Учитель-логопед:

Мацнева О. В.

2016

Круглый стол с родителями старшей группы компенсирующей

направленности № 11 и учителем-логопедом МБДОУ №67 «Аистёнок»

Тема: «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ»

Цель: Приобщение родителей к содействию в формировании развития речи у детей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с программой речевого развития в старшей группе компенсирующей направленности.
  •  Показать значимость работы родителей в развитии и коррекции речи детей.
  • Обсудить приемы и формы работы дома с детьми по развитию речи.

Предварительная работа: Анкетирование родителей на тему «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста».  

Материал: мультимедийное оборудование для показа презентации «Артикуляционная гимнастика»; карандаши, бумага; памятка для родителей: «Как читать детям».

Выставка речевых игр и подборка художественной литературы для чтения детям.

Содержание круглого стола:

1. «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

2. Анализ проведенного анкетирования.

3. Обсуждение форм развития речи детей дома и в ДОУ.

4.Итоги круглого стола

5. Решение круглого стола

Ход круглого стола:

I. «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Причины речевых нарушений:

1) Проблемы работы и строения органов участвующих в речевой деятельности (нарушения слуха; аномалии челюстей, зубов; языка, подъязычной ольвеолы; твердого/мягкого нёба; амимичность лицевой мускулатуры; чрезмерное слюноотделение)

2) Причины, связанные с различными вредностями и болезнями: неблагоприятные беременность и роды; частые болезни ребенка; запаздывание физического развития; задержка в психической и интеллектуальной сферах.

3) Неблагоприятное окружение в семье:

  • бедная психо-речевая среда;
  • плохо говорящие старшие дети и взрослые;
  • невнимание к развитию речи детей;
  • двуязычие;
  • глухонемые родители.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.

На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

Что же выявило обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после круглого стола.

4. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

 Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение чтению и письму в подготовительной группе;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по обучению грамоте и развитию речи;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

5.Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; при необходимости возвращаются к концу недели;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются детьми самостоятельно и только карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- отработанный речевой материал вписывается в тетрадь родителями;

- все задания выполняются до конца;

- карточки с речевым материалом возвращаются учителю-логопеду.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

II.   Анализ анкетирования.

По итогам проведения анкетирования выделены следующие затруднения у родителей по развитию речи детей:

  • незнание  речевых игр родителями;
  • трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;
  • узкий круг обсуждаемых тем с детьми;
  • нехватка времени для совместной деятельности с детьми.

III. Обсуждение форм развития речи детей дома и в ДОУ.

- Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста?

- Чем мы должны заниматься с ребёнком?

- Считаете ли вы, что речевые нарушения могут иметь негативные последствия в жизни ребенка? Какие?

Вниманию родителей предлагаются дидактические игры с подробным описанием их применения по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя, формированию звуковой культуры слова, развитию связной речи. Обращается внимание родителей  на то, что игры можно приобрести в магазине, а так же сделать самим совместно с ребенком. Кроме того, в словесные игры можно играть и с реальными предметами,  для таких игр не обязательно выделять специально время, а можно играть в процессе приготовления мамой ужина  или возвращения из детского сада, то есть в любое время, когда ребенок находится рядом. Например, когда мама готовит, проводятся игры по темам: «Посуда», «Овощи – фрукты», «Продукты питания», «Мебель»,  во время прогулки  могут быть темы «Времена года», «Птицы», «Деревья», «Одежда», «Транспорт»  и т. д.

  - Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо применять точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

Родители знакомятся с «Памяткой «Как читать детям»

IV.Итоги круглого стола

Только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

V. Решение круглого стола

  • продолжить работу по развитию речи в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ;
  • продолжить в дальнейшем в работе с родителями использовать интересные  и разнообразные формы.

Приложение 1

Анкетирование родителей на тему:

«Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста»

  1. Беспокоит ли вас речевое развитие ребенка?

  1. Как часто вы беседуете с ребенком?

  1. Какие темы вы с ребенком в основном обсуждаете?

  1. Исправляете ли вы речевые ошибки своего ребенка?

  1. Кто чаще всего выполняет задания логопеда дома?

  1. Какой совместной деятельностью вы занимаетесь с ребенком?

  1. Есть ли у вас дома игры для развития речи? (какие?)

  1. Какую последнюю книгу вы прочитали  ребенку?

  1. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?

  1. Учите  ли вы с  ребенком стихи, кроме заданных в детском саду?

  1. Ведете ли вы ребенка в детский сад на занятия, если у вас выходной?

     12. Рассказывает ли ребенок     о логопедических занятиях в детском саду?

                                                        Большое спасибо!

Приложение 2

  Памятка для родителей: «Как читать детям».

1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку. 

2.Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка. 

3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 

4.Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации

были как можно более реалистичны. 

5.Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 

6.Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному 

7.Прививайте ребёнку с детства любовь к книге,  бережное отношение к ней. 

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...

Круглый стол для родителей старшей группы "Знаете ли Вы своего ребенка"

"Наши детки как конфетки - только чтоже там внутри ?" Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше папы и мамы? Многие родители искренне считают, что очень хорошо знают своего малыша. Но уже в старшем дошк...

Круглый стол с родителями старшей группы «Знаете ли вы своего ребёнка?»

laquo;Круглый стол» с родителями старшей группыТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка?»...

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

круглый стол для родителей старшей группы

Круглый стол "Волшебный мир книги"...

Круглый стол с логопедом для родителей старшей группы компенсирующей направленности ДОУ «Трудности в выполнении домашнего задания»

Круглый стол с логопедом  для родителей старшей группы  компенсирующей направленности ДОУ«Трудности в выполнении  домашнего задания».        Вс...