Адаптация детей к ДОУ. Курсовая работа
методическая разработка (младшая группа) на тему

Лаврентьева Татьяна Евгеньевна

Цель работы: изучить особенности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

1.                 Проанализировать теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;

2.                 Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению;

3.                 Изучить особенности игры как фактора адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_k_dou.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж г. Тамбова»

Лаврентьева Татьяна Евгеньевна

студентка группы  Д-31з

Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению

Курсовая работа по педагогике

Код Cпециальность     44.02.01                                            Научный руководитель:

Дошкольное образование                                                Мешкова И.А.

Тамбов

2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……....3

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА……………………………………………………………………….6

  1.    Степени и показатели адаптации…………..………………….…...6
  2.    Привязанность ребенка к матери……………..…………………...11

 1.3    Виды привязанности ребенка к матери………………………..….13

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОУ…………………………………….20

        2.1 Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ…………………………………….....20

 2.2 Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей дошкольного возраста…………………………………………………………...21

        2.3  Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ…........24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...….....28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………. ……………..………………….….31

ПРИЛОЖЕНИЕ....……………………………………...……………….....33

                  

ВВЕДЕНИЕ

Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском  саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как с поступлением ребенка 3 - 4 - летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей  в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Объект исследования: процесс адаптации ребенка к детскому образовательному учреждению.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия оптимизации адаптации детей дошкольного возраста к детскому образовательному учреждению.

Цель работы: изучить особенности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;
  2. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению;
  3. Изучить особенности игры как фактора адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

        

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

  1. Степени и показатели адаптации

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.

Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

 Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами; фаза длится 3 – 5 месяцев.

  Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
  • адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Итак, адаптация обычно протекает сложно с множеством негативных сдвигов в детском организме. Причем эти сдвиги происходят на всех уровнях и во всех системах. Несмотря на это мы, обычно, замечаем эти изменения лишь в поведении ребенка. Почему так происходит? Попадая в новый коллектив, ребенок постоянно находится в состоянии нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Если сравнить силу стресса малыша, проходящего период адаптации в детском саду, и силу стресса космонавта, отправляющегося в полет, то мы получили бы одинаковые, идентичные результаты.

Исследователи разработали и уточнили ряд показателей, характеризующих особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к условиям детского сада. На основании этих показателей был создан эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в детский сад. Рассмотрим эти показатели:

  Отрицательные эмоции – как правило, встречаются в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым условиям. Обычно появления различны: от еле уловимых до депрессии. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

Страх – спутник отрицательных эмоций. Впервые придя в детский сад, ребенок во всем видит лишь «скрытую угрозу». Поэтому он много боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное того, что мама забудет его, уйдя из детского сада на работу.

Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который порывается наружу. В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним на столько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и агрессия могут проявляться даже без повода.

 Положительные эмоции – противовес отрицательным эмоциям. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок находится под действием ориентировочного рефлекса (эффекта новизны). Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении адаптационного процесса.

 Социальные контакты – коммуникабельность ребенка – это положительный момент для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время стараются держаться обособленно. На смену этой «гордой бес контактности» приходит «компромиссная контактность», означающая, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако, эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения со взрослыми или сверстниками. В такой момент ребенок готов пойти на компромисс с кем угодно, лишь бы его увели из группы. Подальше от детей и воспитателя. Но как только ребенок сумеет  наладить контакты в группе – это и будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации.

Познавательная деятельность – также угасает и снижается на фоне стрессовых реакций. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то нередко, ребенок не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими в период адаптации. Ребенку не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним.

 Социальные навыки – в состоянии стресса ребенок может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Такого ребенка приходится кормить из ложечки и умывать, он не умеет одеваться, и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям детского сада, он «вспоминал» вдруг забытые им навыки, вместе с тем усваивал новые.

 Особенности речи – у некоторых детей на фоне стресса меняется речь. Скудеет словарный запас. В построении предложений ребенок больше использует глаголы, практически не использует существительных. Предложения из многосложных становятся односложными. В ответах на вопросы часто отвечает «да» или «нет». Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Двигательная активность – во время адаптационного периода довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или, наоборот, гиперактивен.

Сон – вначале сон отсутствует совсем или ребенок постоянно просыпается. Не успеешь его уложить, как он уже сидит, рыдая на кровати. Сон ребенка в этот период беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он сможет спокойно спать.

Аппетит – чем сложнее проходит адаптация ребенка, тем хуже его аппетит или, наоборот, аппетит слишком высокий. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, происходит к концу адаптационного периода.

По вышеперечисленным показателям можно определить, как протекает процесс адаптации ребенка к детскому саду.

  1. Привязанность ребенка к матери

Ребенок, появившись на свет, еще долгое время составляет с матерью почти, что единое целое. Как уже говорилось в предыдущей главе, он живет ее эмоциями, «впитывая» их вместе с молоком, ее настроением. Нормальный ребенок всегда радуется появлению матери, выражает беспокойство по поводу ее длительного (с его точки зрения), отсутствия, скучает без нее, ждет ее появления. Очень часто случается, что только одна мать способна успокоить своего ребенка в том случае, когда другим членам семьи это не удается. Мать имеет на него «магическое» влияние.

На основе этой почти инстинктивной привязанности с годами формируется первое сознательное и глубокое чувство — любовь. Чувство любви становится наиболее глубоким и ярко выраженным у детей в возрасте приблизительно около четырех лет. В это время девочки видят в матери эталон женщины и стремятся во всем походить на нее: одеваться в такую же одежду, красить губы, пользоваться духами «как мама», мыть посуду и т.д. Для мальчиков этого возраста мать зачастую является единственной женщиной, которую они, по их представлениям, могут любить. Очень часто мальчики четырех-пяти лет с уверенность говорят о том, что никогда не будут жениться, потому что очень сильно любят мать, и больше никого так любить не будут.

Подобное чувство любви и привязанности в этом возрасте — совершенно нормальное психологическое явление, определенная фаза в развитии психики.

Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанность не принимает навязчивого, болезненного характера.

Некоторые дети с особой врожденной чувствительностью начинают остро реагировать на отсутствие или уход матери уже в возрасте старше семи месяцев. Они проявляют заметную тревогу, беспокойство, начинают плакать; в некоторых случаях возможно даже расстройство аппетита и пищеварения. Уже в этом возрасте начинает развиваться болезненное чувство страха. Ребенок до года воспринимает мать как частицу себя; позже, когда формируются первые качества индивидуальности, ребенок воспринимает мать как необходимую опору собственного «я», поддержку, без которой он не сможет обойтись.

Достаточно часто причиной повышенной эмоциональной привязанности ребенка к матери служит и то, что отец по тем или иным причинам не принимает участия в его воспитании, или же в том случае, когда отец в какой-то степени проявляет по отношению к ребенку жестокость (пусть даже неосознанную, трактуемую им самим как «строгость воспитания»).

Чрезвычайная зависимость ребенка от матери в некоторых случаях является результатом повеления самой матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать или принимать какие-либо решения самостоятельно.

Иногда ребенок начинает проявлять болезненную привязанность к матери в случае развода родителей или потери отца. Это может случиться даже в том возрасте, когда дети еще не способны четко воспринимать и анализировать происходящие события. В случае ухода отца из семьи в детском подсознании формируется страх перед потерей матери, которая, как ему кажется, может исчезнуть так же внезапно, как исчез отец.

Вышеуказанные причины могут действовать на сознание ребенка в комплексе, провоцируя болезненную привязанность к матери. Эта привязанность не настолько безопасна, как может показаться на первый взгляд. Многие матери воспринимают болезненную реакцию ребенка на свое отсутствие всего лишь как помеху к осуществлению каких-то самостоятельных действий — к примеру, невозможность выйти из дома «без истерики», устроиться на работу и т.д. Безусловно, жизнь матери в данном случае осложняется, как осложняются и ее взаимоотношения с ребенком. Однако это только «одна сторона медали». Ведь ребенок в случае формирования болезненной зависимости и ее прогрессирования пострадает ничуть не меньше. Как правило, дети, на протяжении долгого времени растущие в постоянном страхе потери матери, и, как следствие, под ее постоянной опекой и в ее присутствии, вырастают несамостоятельными, не уверенными в себе. Нестабильность состояния психики в данном случае выступает спутником социальных сложностей, которые неминуемо ждут ребенка во взрослой жизни.

Как известно, любую болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в самом раннем возрасте следует задуматься над тем, не провоцируете ли вы сами возникновение повышенной зависимости ребенка. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, старайтесь следовать изложенным ниже советам.

1.3. Виды привязанности ребенка к матери

Привязанность ребенка к матери может быть здоровой и больной (невротической), при этом проявления той или иной привязанности - разные в зависимости от возраста ребенка.

• Привязанность младенца

Возраст - до 1 года.

Здоровая привязанность - ребенок рад матери, встречает ее улыбкой, тянется к ней, ему нравится быть у нее на руках и ему часто не хочется с рук слезать, для чего он и прижимается к маме, и попискивает, когда мама с рук его все-таки снимает. Но при этом ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела и игрушки, не плачет без мамы, и маму могут заменить другие близкие люди: папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

• Варианты благополучной привязанности ребенка к матери

Маленький ребенок - от 1 года до 5 лет.

Когда мамы нет, мама уходит или ушла, то ребенок огорчается, но ненадолго и скорее в условно-игровом варианте, потому что он так привык и потому что это так принято. Когда мама приходит, ребенок радуется и бежит быстрее к ней.

По сути, это поведение найдено им как оптимальное в отношениях с родителями. Вариант - поведение было (неосознанно) сформировано родителями обычным методом положительного и отрицательного подкрепления.

Ребенок от 6 до 12 лет.

С мамой тянет поговорить, посекретничать, побыть с нею рядом и может быть ей помочь, даже если не очень нужно. Когда мамы нет, немного скучно, а когда непонятно, почему ее так долго нет - становится тревожно, беспокойно: "Что случилось?"

• Варианты неблагополучных ситуаций с привязанностью ребенка к матери

Возраст - с 1 года до 12-13 лет, до подростковый возраст.

• Обычная больная привязанность

Ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

• Неровная, с резкими перепадами привязанность

Ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

• Недоверие и избегание привязанности

Ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

• Выжженная душа

Эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

• Дети без привязанности к матери

 Если у младенца есть мама, и рядом с ним именно она, то младенец без привязанности к маме - это странно и скорее признак какого-то нарушения. Если же младенцем в большей степени занимается бабушка (или кормилица, или папа), то, скорее всего ребенок будет привязан к ним, а не к маме. И это естественно и нормально.

Другое дело, если это уже не младенец, а ребенок. Как относиться к тому, что ребенок как-то не привязан ни к матери, ни к кому-то из взрослых, которые рядом с ним и о нем заботятся? - Это вопрос не простой, хотя бы потому, что есть дети без любви и без привязанности, а есть дети с любовью и без привязанностей.

Если у младенца есть мама, и рядом с ним именно она, то младенец без привязанности к маме - это странно и скорее признак какого-то нарушения. Если же младенцем в большей степени занимается бабушка (или кормилица, или папа), то, скорее всего, ребенок будет привязан к ним, а не к маме. И это естественно и нормально.

Другое дело, если это уже не младенец, а ребенок. Как относиться к тому, что ребенок как-то не привязан ни к матери, ни к кому-то из взрослых, которые рядом с ним и о нем заботятся? - Это вопрос не простой, хотя бы потому, что есть дети без любви и без привязанности, а есть дети с любовью и без привязанностей.

• Дети без любви и привязанностей

Таким детям родители в целом безразличны. Точнее, этим детям игрушки и разные люди интереснее, чем их конкретные родители. Они готовы когда-то поиграть и с родителями, но как только увидят что-то новое и более интересное, сразу родителей покидают. Если родители пытаются их обнимать и по-другому ограничивать их свободу, они когда-то терпят, но чаще проявляют недовольство и протест.

В Германии это один из вариантов культурной нормы, это нравится родителям (дети не являются для них нагрузкой) и такие дети вырастают полностью душевно и физическими здоровыми. В странах, где подобно поведение детей не является культурной нормой, такие дети часто обвиняются в холодности и черствости, что создает напряженные и даже конфликтные ситуации.

Необходимо проверить, что это действительно вариант здорового развития ребенка, а не проявление мести или недоверия ребенка к родителям.

Нужно учесть, что подобная модель поведения во взрослом возрасте может вызвать серьезные затруднения при создании традиционной семьи.

Таким образом, в целом лучше, когда дети растут со здоровой привязанностью к родителям.

В процессе исследований и наблюдений Д. Боулби, и М. Эйнсворт (Ainsworth), независимо от темперамента ребенка, выделяют три основных вида привязанности.

1. Надежная безопасная. Она формируется, если мама с первых дней жизни много общается с ребенком, часто берет его на руки, а когда он огорчается, пугается или переживает стресс по поводу расставания, умеет быстро распознать причину беспокойства ребенка, и найти наиболее подходящий для малыша способ утешения. Эти мамы умеют поддерживать игровую исследовательскую активность детей, а также их стремление к независимости и самостоятельности. У детей 2 - 3 лет с надежной привязанностью наблюдается значимо более высокий уровень развития психических процессов, они более самостоятельны, автономны, заинтересованы в конечном результате, более развиты интеллектуально, присутствуют элементы развития наглядно-образного мышления, что является предпосылкой развития личности и свидетельствует об успешности процесса ранней социализации. По данным наблюдения воспитателей и психологов дети с надежным типом привязанности отличались легкостью вхождения в контакт с другими детьми и взрослыми, инициативностью, активностью, высоким эмоциональным фоном, реже плакали, с удовольствием оказывали помощь воспитателям и другим детям. В течение первого года адаптации к детскому саду дети с надежным типом привязанности значимо реже болеют, а также отличаются легкостью вступления в контакт с другими детьми и взрослыми, инициативностью, активностью, благоприятным эмоциональным фоном. В ситуации вхождения в школьную среду дети с надежным типом привязанности отличаются более высокой приспособляемостью к стрессовым ситуациям и конструктивным реагированием на тревожащий фактор. Дети 4-5 лет с надежным типом привязанности отличаются уверенностью в себе, независимостью, открытостью опыту, обладают простроенными личностными границами, легко идут на контакт.

2. Избегающая привязанность. В случае, когда мамы, по каким либо причинам, например, боясь того, что дети ими манипулируют, избегают утешать малыша, когда он огорчен, дети постепенно перестают реагировать на уход мамы и не проявляют особой радости при ее появлении. Интересно, что к этой группе относятся также дети тех мам, которые долго и старательно утешают ребенка в тех случаях, когда особого утешения не требуется. Эти два варианта объединяет то, что родители реагируют на поведение ребенка исходя из своих собственных рассуждений и выкладок, мало ориентируясь на реальную ситуацию. Для успокоения ребенка они, обычно, используют игрушки, а не общение и телесный контакт. Дети с избегающим типом привязанности замкнуты, агрессивны, конфликтны, дистанциированны от родителей, имеют низкую самооценку, обладают жесткими непроницаемыми личностными границами, на контакт идут с трудом, их отношения со значимыми лицами носят несколько отчужденный, отстраненный характер, им свойственна критичность в оценивании себя, что нехарактерно для детей этого возраста. Это позволяет предположить, что особенности отношения с матерью у детей с этим типом привязанности таковы, что способствуют слишком раннему развитию оценочной функции сознания и, как следствие, формированию негативной оценки себя.

3. Тревожно-амбивалентная. Третью группу составляют дети, чьи мамы демонстрируют двойственное, непредсказуемое поведение. Например, они старательно утешают детей, не учитывая или не умея определить причин их переживаний. Поскольку их утешения не приносят желаемого результата, они часто меняют свое поведение, пытаясь другим способом утешить ребенка. То есть, сталкиваясь с беспокойством, тревогой и страхом ребенка, в одном случае они могут утешить и успокоить ребенка, в другой, но подобной ситуации могут проигнорировать или даже наказать его. Иногда их поведение меняется в течение короткого времени, например, чтобы утешить ребенка, начинают его обнимать, потом предлагают игрушку и заканчивают тем, что отвергают ребенка или кричат на него. Такое сочетание (неумение/нежелание понять потребности ребенка и непостоянное, непредсказуемое поведение мамы) приводит к формированию амбивалентного/двойственного поведения ребенка. Такие дети часто демонстрируют два типа реакций: они просятся к маме на руки, однако, оказавшись у нее на руках, начинают сопротивляться и вырываться, добиваясь, чтобы их спустили с рук.

Характерное для этих детей поведение заключается также в том, что они часто усиливают выражение своей тревоги, страха и гнева, чтобы получить гарантированное/предсказуемое утешение от мамы. Дети с таким типом привязанности зависимы от родителей, с трудом устанавливают контакт, тревожны, имеют тенденцию к понижению самооценки. Это Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались на ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОУ

2.1 Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ранний детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет.

По данным Е.О. Смирновой «этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением,  ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения» [9].

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова считают, что «именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств» [12].

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание [12].

Основными новообразованиями дошкольного возраста, являются:

• Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что «у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей» [9].

 • Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, - подчеркивают Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова, - речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений» [12].

2.2 Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей дошкольного возраста

Главными условиями успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду являются:

  • Готовность детей к детскому саду;

У нормально развивающегося малыша в 3 года возникает потребность душевного и пространственного отделения от мамы. Для него становится важно проживать определенные моменты своей жизни самостоятельно, в соответствии со своей индивидуальностью. У народов, существующих в естественных условиях, принято вводить детей в общество именно в 3-4 года. Ребятишкам разрешается играть на улице с друзьями, и при этом накладываются определенные обязанности: присматривать за младшими детьми, осваивать промысел или рукоделие.

Несмотря на правила и требования дисциплины, отсутствие индивидуального подхода во многих дошкольных учреждениях, у малыша все равно остается достаточно психологического пространства для раскрытия всех сторон своей личности. Просто потому, что большую часть времени воспитатели предоставляют детям занимать себя самим, обеспечивая при этом лишь их физическую безопасность. Сепарация и социализация в этом возрасте – естественный процесс. От его успеха зависит дальнейшее умение человека создать семью и строить отношения с коллегами.

Примерно в 3 года ребенка по-настоящему увлекает игра со сверстниками. Если лишить его общества ровесников и окружить лишь взрослыми людьми, он вырастет весьма развитым интеллектуально, однако инфантильным духовно и бедным эмоционально. Согласись, при таком раскладе карапуз вряд ли будет счастливым. Поэтому не пытайся заменить крохе собой весь мир, разреши иметь привязанности помимо тебя. Ты даришь сыну или дочери заботу и покровительство, он отвечает благодарностью и любовью. А с ровесниками он сможет выстраивать отношения на равных. Такой опыт необходим для уверенности в себе.

  • Готовность родителей;

Самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пошел в детский сад.

Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.

Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка.

Ко всему этому ребенку надо приспособиться и это происходит не всегда легко и быстро.

  • Психолого-педагогическая компетентность родителей

Семья — это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества.

В дошкольных учреждениях взаимодействию с семьей уделяется особое внимание.

Между тем, современная система образования построена таким образом,  где взаимодействие детского сада и семьи  ограничивается в сложившемся стереотипном опыте работы с родителями, включающее в себя:

-ежедневное общение во время приема детей,

-родительское собрание,

-участие родителей в праздничных вечерах,

-участие родителей в благоустройстве группы.

Проблема усугубляется тем, что в нашей стране  десятилетиями  родители стремились к карьерному росту, а  ответственность за воспитание  ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка.

Важно своевременно прийти на помощь родителям и вооружить их знаниями и умениями, поэтому заниматься всесторонней подготовкой семьи необходимо начинать  до появления малыша. Ведь период беременности — это стартовая площадка для (физического, психического и эмоционального) здоровья будущего ребенка. Это и определило наш интерес к данной проблеме.

Проблема рассматривается не только как образовательная, но и как социальная, позволяющая формированию активного успешного психологически и физически  здорового поколения детей.

2.3 Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.) [4].

Н.Д. Ватутина отмечает, что «повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обусловливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада» [4].

З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова отмечают, что «играя, дети знакомятся с окружающей средой, расположением предметов в ней. Так, например, в игре «Найди игрушку», отыскивая, игрушку они учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне, узнавать предметы, принадлежащие конкретному ребенку. Так же загадывать местоположение игрушки через функции и особенности помещения («там моют посуду», через действия «лежит тихо, закрыв глаза») и т.д. Затем переходят к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Педагог может провести экскурсии по саду, а потом экскурсии  в кабинеты специалистов» [2].

Кроме того, педагог может проводить игры, направленные на сближение детей друг с другом. В игре «Раздувайся пузырь!!» Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все – слышали!» Ребенок называл свое имя. Воспитатель берёт ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и т.д. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь!» [2].

Для детей 2-3-х лет проводится игра на сближение «Чьи вещи?». Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д. [2].

Чтобы поддержать эмоциональный тонус детей, Л. Пыжьянова предлагает использовать игры-развлечения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели играть и действовать самостоятельно, а взрослый как дирижер, советчик, подсказывая и показывая, обогащал игру [10].

Часто проводится игра «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
  • должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  • инициатором игры выступает взрослый [10].

Для формирования у детей положительного отношение к ситуации пребывания в ДОУ, А.С. Роньжина предлагает «подобрать игры-занятия, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с окружающими взрослыми детского сада. При составлении плана игр - занятий учитывается: принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы); начало, и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.  В занятия включаются игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка» [12].

Таким образом, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.

Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка - это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком также. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работки трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем младшем и дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно.

Но все же, родителям рекомендуется не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад, ясли и таким образом, можно будет избежать неприятностей.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение включает:

  • Укрепление здоровья.
  • Формирование опыта и навыков общения со взрослыми и сверстниками.
  • Приучение к режиму дня.
  • Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.
  • Формирование навыков самообслуживания; культурно-гигиенических навыков и привычек.
  • Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Проанализированы теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Адаптация -  способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Фазы адаптационного процесса:

  • острая фаза
  • фаза компенсации
  •  подострая фаза
  1. Выявлены психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Среди них:
  • готовность детей к детскому саду;
  • готовность родителей;
  • психолого-педагогическая компетентность родителей.
  1. Изучены особенности игры как фактора адаптации детей дошкольного возраста к ДОУ и  выявлено, что создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2006. – 304 с.
  2. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 189 с.
  3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Вопросы психологии. - № 1. - 2000. – С. 22-29.
  4. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 2000. – 216 с.
  5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти, 2007. – 248с.
  6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. - М.: Интор, 2006. – 157с.
  7. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к  посещению детского сада / / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 66 – 77.
  8. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С. 34 – 37.
  9. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное  развитие. –  М.: Мозаика Синтез, 2004. – 244 с.
  10.  Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – № 2. - 2003. – С. 12-18.
  11.  Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2008. – 187 с.
  12.  Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2009.  – 184 с.
  13.  Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. – Новосибирск: Институт психологии личности. – М.: Педагогика, 2006. – 296 с.
  14.  Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 1990. - 254 с.
  15.  Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
  16.  Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2006.   – № 3. - № 4.  – С . 46 – 51.
  17.  Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н\Д:  Феникс, 2009. - 450 с.
  18.  Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей  дошкольного возраста. – C-Петербург.:Речь, 2005. – 154 с.
  19.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: Педагогика, 2001. – 221 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Адаптационный лист ребёнка

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________ дата рождения_______________ дата поступления в ДОУ___________

Аппетит

Завтрак

Обед

Ужин

Сон

Засыпание

сон

Общение

С детьми

Со взрослыми

Активность

В игре

В речи:

Активная

пассивная

Настроение

Условные обозначения: хорошо +

                                         Плохо -

                                         Неустойчиво ? Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета для родителей

1.Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

а) ребенок адаптировался полностью;

б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;

в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

     2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:

а) с плачем;

б) с уговорами;

в) без эмоций;

г) с удовольствием.

     3. Что, по вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию?

а) действия сотрудников детского сада;

б) совместные действия сотрудников и родителей;

в) действия родителей.

     4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

а) обычным;

б) отказывался от еды;

в) плохо засыпал;

г) был сильно угнетен;

д) полон впечатлений;

е) всем перечисленные выше факторы имели место.

   5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

Ваши пожелания___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».

Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

Курсовая работа "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...