Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Меланич Екатерина Сергеевна
Введение
С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-то вместо малыша. Он должен сам научится простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а так же будут развиваться нравственные качества.
В.А. Сухомлинский писал, труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, побуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Совместная задача педагогов и родителей – не пропустить момент, ведь дошкольный возраст -  ответственная и благодарная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – особое состояние, свойственное, лишь этому возрасту. 
Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в нашем обществе, где труд – первейшая и почетная обязанность каждого гражданина нашей страны.
Целью данного исследования является выявить уровень сформированности трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений.
Задачи исследования:
- изучить литературу по трудовому воспитанию дошкольников;
- показать значимость поручений в воспитании личности ребенка, как формы организации детского труда;
- изучить основные виды поручений во второй младшей группе;
- изучить методику организации поручений во второй младшей группе;
-  выявить уровень сформированности трудовых навыков во второй младшей группе.
Объект исследования – процесс формирования трудовых навыков.
Предмет исследования – поручение, как метод формирования трудовых умений у дошкольников.
Гипотеза – регулярная и методически правильная организованная работа по выполнению поручений поможет в формировании трудовых навыков младших дошкольников.
Методы исследования – анализ литературы, проведение исследования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka_melanich_e.s.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №157»

Формирование трудовых умений в ходе поручений у детей младшего дошкольного возраста

Творческая разработка

Выполнила:

Меланич Екатерина Сергеевна

Новокузнецк

2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

Глава 1 Теоретические основы использования поручений в процессе формирования трудовых умений у дошкольников…………………………5

Глава 2 Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений………………………………….……………….…….11

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………..15

Приложение…………………………………………………………………….16

Введение

        С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-то вместо малыша. Он должен сам научится простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

        Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а так же будут развиваться нравственные качества.

        В.А. Сухомлинский писал, труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, побуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

        Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Совместная задача педагогов и родителей – не пропустить момент, ведь дошкольный возраст -  ответственная и благодарная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – особое состояние, свойственное, лишь этому возрасту.

        Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

        Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в нашем обществе, где труд – первейшая и почетная обязанность каждого гражданина нашей страны.

        Целью данного исследования является выявить уровень сформированности трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений.

        Задачи исследования:

        - изучить литературу по трудовому воспитанию дошкольников;

        - показать значимость поручений в воспитании личности ребенка, как формы организации детского труда;

        - изучить основные виды поручений во второй младшей группе;

        - изучить методику организации поручений во второй младшей группе;

        -  выявить уровень сформированности трудовых навыков во второй младшей группе.

        Объект исследования – процесс формирования трудовых навыков.

        Предмет исследования – поручение, как метод формирования трудовых умений у дошкольников.

        Гипотеза – регулярная и методически правильная организованная работа по выполнению поручений поможет в формировании трудовых навыков младших дошкольников.

        Методы исследования – анализ литературы, проведение исследования.

        

Глава 1 Теоретические основы использования поручений в процессе формирования трудовых умений у дошкольников.

Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников.

        Во второй младшей группе дети принимают активное участие в выполнении поручений, одновременно овладевая не только трудовыми, но и простейшими организационными навыками. Под руководством взрослого ребенок постепенно усваивает, какое оборудование необходимо для выполнения того или иного поручения, узнает, где оно хранится, как нужно им пользоваться. Показ и объяснения, многократные упражнения создают достаточные условия для закрепления навыков, способствуют воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам, влияют на развитие аккуратности, потребности в порядке. Постепенно у детей формируется представление о том, что к выполнению трудового задания нужно готовиться; вырабатываются соответствующие организационные навыки.

        По мере освоения детьми навыков роль воспитателя в руководстве поручениями меняется. Первоначально он напоминает малышам приемы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом. Позднее взрослый ограничивает свою деятельность советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

        Организация труда малышей в форме поручений, позволяет воспитателю решать все задачи трудового воспитания, формировать у детей нравственно-волевые навыки и качества, умение принимать цель и достигать результата.

        Дети четвертого года жизни следует привлекать к участию в труде взрослых, систематически организуя совместную деятельность. Воспитатель поощряет добровольное участие малышей в труде взрослых.

Поручения как форма организации детского труда.

        Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить — значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова в своих исследованиях определяли поручение, как обращение к ребенку с просьбой выполнить какие-либо трудовые действия. Поручение является первой формой трудовой деятельности.

Трудовые поручения по форме организации могут быть:

- индивидуальными;

- подгрупповыми;

- общими.

        Трудовые поручения по продолжительности бывают:

- кратковременными;

- длительными;

- постоянными;

- кратковременными.

        По содержанию трудовые поручения должны соответствовать видам труда.

        Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет ряд особенностей:

- оно всегда исходит от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

- оно представляет широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;

- в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

        Поручения особенно важны в период от З до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей группы, в старшей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому, что воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений на младших ступенях дошкольного детства.

Содержание поручений в младшей группе.

Хозяйственно-бытовой труд в помещении:

- расставить игрушки;

- разложить книжки;

- расставить на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием;

- разложить по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убрать в коробки по окончанию занятия);

- убрать мусор в корзину;

- расставить стулья (в групповой комнате, в зале);

- разложить в коробки заточенные карандаши;

- протереть влажной тряпкой клеенки после занятий, игрушки, столы, подоконники, полки;

- собрать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятия;

- убрать строительный материал, помочь товарищам убрать игрушки, строительный материал;

- переодеть кукол;

- отобрать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя.

        Труд на участке:

- помыть моющиеся игрушки;

- собрать игрушки перед уходом с прогулки;

- полить песок из леек;

- подмести пол в домиках и прочих постройках;

- протереть на веранде скамейки, полки;

- собрать мусор;

- сгрести листву, отнести ее в ведрах в кучу, отвести на тележках;

- смести снег со скамеек, построек;

- расчистить дорожку от снега (небольшой отрезок).

        Труд в природе в помещении:

- под руководством воспитателя полить растения, протереть крупные лисья;

- посадить лук, крупные семена овощей и декоративных растений.

         Труд на участке:

- под руководством воспитателя посадить луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов;

- полить клумбу, грядки;

- собрать срезанную траву;

- убрать с клумбы или грядки высохшие растения, сложить в ведерки и унести в определенное место;

- подкормить птиц;

- собрать природный материал.

        Совместный труд детей и взрослых:

- помочь убрать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы);

- помочь младшему воспитателю накрыть на столы (расставить салфетницы, хлебницы, ложки);

- развесить полотенца в умывальной комнате;

- отнести или принести какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместного труда;

-  помочь воспитателю в стирке кукольного белья (мытье игрушек);

- оказать помощь в процессе ремонта атрибутов, коробок, книг;

- оказать помощь в процессе изготовления пособий (намазывать по просьбе воспитателя отдельные детали клеем, прижимать склеенные детали);

- помочь воспитателю распаковать и расположить новые игрушки в игровом уголке;

- опрыскать комнатные растения, полить цветник из лейки;

- оказать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и животным;

- помочь посыпать дорожки песком.

Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте.

        В повседневной работе, привлекая детей к выполнению простых заданий, воспитатель наблюдает за каждым ребенком, выявляя уровень умений, желание, с каким ребенок принимается за дело, способностью довести его до конца самостоятельно.

        Систематический контроль за деятельностью малышей позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывая возможности ребенка для активного включения в труд.

        На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению трудовых поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт показывает, что решение этой задачи в работе с детьми 3—4 лет будет успешным, если воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят, как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует свою деятельность, как готовит рабочее место, как пользуется необходимыми предметами труда, какие действия выполняет.

В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Это достигается посредством подробного объяснения, мотивации того, что малыш делает или будет делать. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик лейки на край цветочного горшка и поливай, тебе не будет так тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться».

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.

В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые дети могли бы выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что валяется вещь, игрушка,— подними, положи на место; вошел в группу взрослый — предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять, подвинуть,— помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных, сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».)

Детям 3—5 лет сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрение стремления ребенка трудиться, его инициативу следует подчеркивать и оценивать особо: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».

В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не может обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме воспитатель анализирует деятельность ребенка, рассказывает, что он хорошо выполнял, в чем ошибался. Активное равномерное участие детей от 3 до 5 лет в выполнении повседневных поручений явится важной и своевременной подготовкой к участию в дежурствах — первых обязанностей дошкольников.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы.

Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.

Глава 2 Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений.

Исследование по выявлению уровня сформированности трудовых умений проводилось во второй младшей группе  детского сада.

Поскольку целью нашего исследования было определить уровень сформированности трудовых умений у детей младшего возраста на начало учебного года.

В исследовании мы использовали такие методы, как наблюдение, беседу (общение с детьми).  В повседневной работе привлекая детей к выполнению простых заданий, в процессе выполнения которых, выявляли уровень умений каждого ребенка. (Приложение 1,2).

Результаты  исследования в процентах приведены в таблице 1.

Таблица 1

Фамилия, имя ребенка

Вид деятельности

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Труд детей и взрослых

1

30

30

25

2

40

35

45

3

25

35

35

4

35

45

20

5

45

35

35

6

45

30

25

7

25

40

20

8

35

40

40

9

30

25

25

10

40

35

35

        

        Из таблицы видно, что хозяйственно-бытовой труд сформирован у детей на 35%,  труд в природе на 35%, совместный труд детей и взрослых на 30,5 %.  Таким образом, можно сделать выводы, что у детей данной группы низкий уровень сформированности трудовых умений.

Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений.

        Работа в нашей группе началась с планирования воспитательно-образовательной работы. Все виды поручений по всем видам деятельности были распределены на месяц. В течении месяца мы старались придерживаться плана работы, так как формирование умений – процесс постепенный, не допускающий спонтанности. Так же для того, чтобы соблюдалось правило единства требований предъявляемых ребенку.

        В своей работе по формированию трудовых умений мы, как педагоги, старались соблюдать все принципы педагогики. Мы рассказывали детям, какие действия он должен выполнить, но и показывали составляющие их отдельные элементы, учили производить каждый из них сначала в отдельности. Обучая детей тем или иным умениям, мы заботились о том, чтобы задание было для них посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню развития наших детей.

Проводя работу, мы старались поощрять детей, ведь каждое слово одобрения поддерживает желание у детей и в дальнейшем с удовольствием выполнять порученное дело воспитателем.

В процессе воспитания трудовых умений мы старались быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражняли детей в тех или иных действиях.

 Прежде чем предложить ребёнку более сложное поручение, выполнение которого состоит из нескольких последовательных действий, мы подсказывали, а в последствии просто напоминали последовательность действий. Проводили работу по ознакомлению детей с правилами обращения с предметами оборудования.

На протяжении всего времени содержание поручений мы усложняли.

После завершения экспериментальной работы вновь провели исследование по определению уровня сформированности трудовых умений у дошкольников данной группы. Была проведена работа аналогичная первому этапу.

Проводились наблюдения в процессе выполнения детьми поручений по разным видам деятельности.

Результаты  исследования в процентах приведены в таблице 2.

Таблица 2

Фамилия, имя ребенка

Вид деятельности

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Труд детей и взрослых

1

65

50

45

2

55

55

60

3

50

65

65

4

55

70

50

5

60

65

55

6

65

60

50

7

45

55

45

8

50

60

60

9

55

50

50

10

65

55

65

Из таблицы видно, что хозяйственно-бытовой труд сформирован у детей на 56,5%,  труд в природе на 58,5%, совместный труд детей и взрослых на 54,5 %.  Таким образом, можно сделать выводы, что у детей данной группы средний уровень сформированности трудовых умений.

Данные результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности трудовых умений. Данное исследование подтвердило нашу гипотезу что регулярная и методически правильная организованная работа по выполнению поручений поможет в формировании трудовых навыков младших дошкольников.

Заключение

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. И как мы выяснили выше, они имеют особое воспитательное значение в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании трудовых умений. Так как овладение трудовыми умениями способствует самоутверждению ребёнка, рождает уверенность в своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь взрослому. Видеть плоды своих трудов – уложенные рядами кубики, в полном порядке игрушки, красиво накрытый стол – доставляет ребёнку большое удовлетворение. Ведь для ребёнка всё ново, всё интересно, и он с удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Он может помочь накрыть на стол, унести посуду после еды, с помощью взрослых покормить домашних животных, полить комнатные цветы и многое другое.

У ребёнка формируется главное умение - умение трудиться. Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

        

Список литературы

  1. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] : учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 72 с.
  2. Зацепина, М. Б. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада [Текст] : учебное пособие / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 300 с.
  3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие. – 3-е издание / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  4. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко / под ред. С. А. Козлова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  5. Куцакова, Л. В. Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника [Текст] : учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений  / Л. В. Куцакова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 143 с.
  6. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников  [Текст] : учебной пособие / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с.
  7. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М. : Просвещение, 1987. – 96 с.

Приложение

Приложение 1

Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений, навыков и знаний детей (3 – 4 года)

Ознакомление с трудом взрослых

  • Кто моет пол, вытирает пыль?
  • Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
  • Кто убирает снег на участке?
  • Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
  • Кто сшил красивую одежду для кукол?
  • Почему нельзя ничего бросать на пол?
  • Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
  • Самообслуживание
  • Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот
  • салфеткой).
  • Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).
  • Почему нельзя разбрасывать свои вещи?
  • Что нужно сказать, когда тебе помогают?

-Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?

Хозяйственно-бытовой труд

  • Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы

тряпочкой).

  • Для чего ты сейчас протираешь стол?

-Как ты помогаешь няне?

Труд в природе

  • Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?
  • Как называется это растение?
  • Как называется рыбка в вашем аквариуме?
  • Почему рыбку надо кормить?

Приложение 2

Вопросы для диагностики формирования трудовых навыков и умений дошкольников

Навыки личной гигиены

  • Умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок и чистоту (убирают на место игрушки, книги, аккуратно содержат свои личные вещи в шкафах для одежды)?
  • Умеют ли дети пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом?
  • Моют ли дети руки без напоминания взрослых, по мере надобности? Сформирована ли у них привычка полоскать рот после еды, ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком? Умеют ли самостоятельно приводить в порядок волосы?
  • Умеют ли дети самостоятельно и правильно одеваться и раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных ребят)? Замечают ли дети непорядок в своем костюме? Умеют ли его устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать
  • носки, фартук (старший возраст))?

Навыки культурного поведения с взрослыми

-Умеют ли дети обращаться к взрослым, уступают ли место (приносят стул, отворяют дверь, поднимают уроненную вещь, благодарят за оказанную помощь, стремятся помогать)?

Уровень самостоятельности в труде

-Замечают ли дети самостоятельно непорядок в окружающей обстановке?

-Умеют ли дети распределять обязанности в процессе деятельности, старательно добиваться общего результата? (5—7 лет.)

-Каков уровень трудовых умений и навыков детей?

Навыки общения со сверстниками

  • Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом?
  • Умеют ли дети договариваться при распределении трудовых действий? (5—7 лет.) Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности?
  • Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешать деятельности товарища?
  • Умеют ли дети самостоятельно разрешать возникшие между детьми споры, и если да, то какими средствами этого добиваются? Из-за чего между детьми возникают конфликты?
  • Какова форма взаимоотношений детей в процессе совместной

деятельности (как обращаются друг к другу с просьбой, благодарят ли

друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища

о помощи и т.д.)? Что объединяет детей в группировки (интерес к деятельности, личные симпатии)?

        

Приложение 3

Планирование воспитательно-образовательной работы (1-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Труд в природе (поручения)

Вторник

Совместный труд детей и взрослых (поручения)

Труд в природе (поручения)

Среда

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Четверг

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Пятница

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Планирование воспитательно-образовательной работы (2-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Труд в природе (поручения)

Совместный труд детей и взрослых (поручения)

Вторник

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Среда

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Четверг

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Труд в природе (поручения)

Пятница

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Планирование воспитательно-образовательной работы (3-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Труд в природе (поручения)

Совместный труд детей и взрослых (поручения)

Вторник

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Среда

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Четверг

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Труд в природе (поручения)

Пятница

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Планирование воспитательно-образовательной работы (4-я неделя)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Вторник

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Труд в природе (поручения)

Среда

Труд в природе (поручения)

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Четверг

Труд в природе (поручения)

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Пятница

Хозяйственно-бытовой труд (поручения)

Совместный труд детей и взрослых (поручения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Перспективный план работы по формированию основ здорового и безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста в играх-занятиях.

Перспективный план по формированию основ здорового и безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста в играх-занятиях....

Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...

Формирование композиционных умений в пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлены этапы работы по обучению детей пейзажной живописи....

Тема по самообразованию: «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста»

Тема по самообразованию "Формирование компазиционных умений  в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольног восраста"...