Организация математической игротеки для старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Смирнова Татьяна Викторовна

развитие математических способностей у старших дошкольников через игру

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальной в наше время, так как одним из критериев подготовки детей является интеллектуальное развитие. Работая в старшей группе компенсирующей направленности, я убедилась, что одним из важнейших направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей. Одним из них является - математическое развитие ребенка. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.  Математическое развитие  - это не только умение ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи, это еще и способность видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

В своей работе применяю игры математического содержания: «арифметическое домино», «лото», «домино фигур», «составь картинку», «найди пару», «шашки», «шахматы». Эти игры помогают развитию познавательных способностей у детей. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит; «Ум без догадки гроша не стоит». Элемент занимательности облегчает процесс обучения и развивает интерес к этой науке.

Математику лучше преподносить в игровом плане. Поэтому вся образовательная деятельность проводится в игровом, занимательном виде.

Для повышения интереса к занимательному математическому материалу оформила математическую игротеку - это специально отведенное, тематически оформленное место. Созданию ее предшествовал подбор игрового материала, определялось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В игротеке помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

Организовать его можно используя, обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полки, обеспечив свободный доступ детей к находящемуся там материалу. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересную игру математического содержания и самостоятельно играть с другими детьми.

Задачи, которые я решаю при помощи математической игротеки?

  • Целенаправленное формирование интереса к элементарной   математической деятельности.
  • Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению   положительного   результата,   настойчивость, находчивость, самостоятельность.
  •  Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми.
  • Занимательный материал должен стать средством организации полезного досуга.

В старшем дошкольном возрасте отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой деятельности.

Дети сами выбирают себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться со сверстниками.

Успех игровой деятельности определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Заинтересованность воспитателя - основа успеха. Подбор игрового материала провожу исходя от уровня развития детей. Очень важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так. У будущих первоклассников необходимо развивать мелку моторику и координацию движений рук.

Выполняя задания, дети учатся:

  • Сравнивать предметы между собой;
  • Классифицировать предметы и явления;
  • Узнавать предметы по описанию;
  • Определять последовательность событий;
  • Рассуждать о противоположности признаков и явлений;
  • •Целенаправленно запоминать;
  • Творчески мыслить;
  • Строить умозаключения.

Организуя математическую игротеку, исхожу из принципа доступности игр в данный момент, помещаю такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Настольно печатные игры, игры для развития логического мышления, подводят детей к освоению шашек, шахмат. Логические игры, лабиринты, игры на составление целого из частей, на передвижение, все они интересны и занимательны. Много занимательного материала в детских журналах и книгах.

От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр.

Большие возможности для творчества имеются в играх «Тантрам», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Дорисуй», «Перевертыши», «Найди отличия», «Вьетнамская игра», «Составь птичку», «Лабиринты», «Пятый лишний», «Пифагор» и др. Дети придумывают новые игры, более сложные.

В своей практике использую мозаику с цифрами и геометрическими фигурами, магнитные доски, фланелеграфы, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных задач. На многофункциональной ширме, которая сделана из пластилина, выкладываем примеры из задачи.

Художественно оформление математической игротеки отвечает ее назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого я использую яркие геометрические орнаменты, сюжетные изображения.

Организацию осуществляю с помощью детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. Сюжетами для оформления служат любимые герои детской литературы, которые приходят в гости к детям.

Всю работу я провожу с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Привлекаю к игре, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно- волевого развития, проявления активности. Мало активных детей, заинтересовываю игрой и помогаю освоить ее. Интерес становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Руководство с моей стороны направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Формы руководства к самостоятельной деятельности:

  • Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений.
  •  Стимулирование проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  • Совместная игра с ребенком, с группой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимания необходимости сосредотачиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
  • Создаю элементарные проблемно - поисковые ситуации в совместной с ребенком игре. Играю, составляю силуэт, отгадываю загадку, ходы лабиринта и в тоже время привлекаю  ребенка к оценке своих действий, прошу подсказать его следующий ход, дать совет, высказать свое предложение. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  • Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  • Организовываю разнообразные формы деятельности в  уголке: соревнования,   конкурсы, математические развлечения.
  • Обеспечиваю единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их.
  • Целенаправленно организую самостоятельную детскую деятельность, С тем, чтобы обеспечивалось более прочное и глубокое усвоение программного учебного материала, использовав его в других видах математической деятельности, играх.
  • Пропагандирую среди родителей занимательный материал для детей в домашних условиях. Рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры.

Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе.

Один раз в месяц в вечернее время объявляется «День открытых дверей в игротеке», на который приглашаются два, три взрослых. Им предлагается возможность принять участие в играх в роли равноправных участников, познакомиться с достижениями детей.

Еще у нас есть традиция, в понедельник кто – то из детей приносит любимую настольную игру. Целую неделю она гостит  у нас. Так каждому ребенку предоставляется возможность «Презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания.

Также мы практикуем «Игру на прокат» - дети по очереди в пятницу берут на выходные дни по одной игре, а в понедельник возвращают.

У наших воспитанников появляется возможность поиграть с близкими, объяснить им правила игры, при необходимости отремонтировать игровой материал.

Изучая математику, наши воспитанники знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Ни один ребенок в моей группе не говорит, что заниматься математикой скучно и неинтересно. А это главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....

«Организация работы дошкольного учреждения с семьей по развитию математических представлений у старших дошкольников»

ull;В основе новой концепции, отраженной в Федеральном Государственном образовательном Стандарте дошкольного образования, взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспи...

Организация математических игротек

Организация математических игротек...

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников

организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников...

Сообщение из опыта работы "Организация предметно-пространственной среды как условие успешного формирования математических представлений у старших дошкольников"

Сообщение отражает идеи оформления пространства группы детского сада развивающими панно по формированию математических представлений и сенсорных эталонов....