Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Карпенко Елена Евгеньевна

Данная консультация объясняет значение дидактической игры для развития связной монологической речи детей. Также в ней представленны дидактические игры  помогающии в работе с детьми для развития их речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_kons_dlya_vospit.docx173.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:
«Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр детей дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам развития связной монологической речи средствами дидактических игр.

        

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать  на все компоненты речи. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей форме.

  Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

•        повышается   речевая  мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

•        обеспечивается психологический комфорт;

•        дети запоминают большое количество речевого материала;

•        активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры  универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и  интересно.

Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

Чтобы речь детей была правильной и грамотной рекомендуем играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи:

"Закончи предложение"  (употребление сложноподчинённых предложений)
-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)  и т.п.
"Режим дня" 
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
"Кому угощение?" (употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
"Назови три слова" (активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
"Зоопарк" (развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид; 2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
"Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом) и т.д.?
"Назови как можно больше предметов" (активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
 

 Упражнение "Беседа по картинке"

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду...", "А как бы ты поступил…"). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях.

Чтение (и пение) колыбельных и потешек

Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток"), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

Интервью упражнение для детей от 4 лет.

Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.  

"Отгадай загадку" Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет.

 Отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

«Что бы это значило?»  Упражнение для детей от 5 до 7 лет

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Консультация для педагогов "Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста"

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр....

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность з...

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...