Исследовательская компетентность педагогов В ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Исследовательская компетентность воспитателя представляет собой осуществление педагогической деятельности на высоком научно-профессиональном уровне.Чтобы воспитать человека с развитой исследовательской активностью, самостоятельного и волевого, педагогу самому необходимо быть исследователем, творцом, новатором.

Исследовательская компетентность воспитателя представляет собой осуществление педагогической деятельности на высоком научно-профессиональном уровне.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_kompetentost.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская  компетентность  педагогов В ДОУ

Современному обществу требуются творческие, высокообразованные люди, способные нетрадиционно решать задачи деятельности. Основы творческой личности формируется с раннего возраста в том случае, если рядом с ребенком находится компетентный, увлеченный своим делом педагог.

Чтобы воспитать человека с развитой исследовательской активностью, самостоятельного и волевого, педагогу самому необходимо быть исследователем, творцом, новатором.

Исследовательская компетентность воспитателя представляет собой осуществление педагогической деятельности на высоком научно-профессиональном уровне. Исследовательская компетентность имеет сложную структурную конструкцию:

  1. Когнитивный, или профессионально-личностный компонент– высокий уровень интеллектуальных способностей, творческий подход к восприятию  и  научной информации, выбор определенной научной позиции и т.д.
  2. Методологическая компетентность будущего педагога как носителя профессионально-педагогических ценностей.
  3. Деятельностный  компонент , поскольку он содержит совокупность таких специальных качеств, как умение формулировать проблему, организовать исследовательский процесс, создавать проекты, осуществлять и рефлексировать результаты научного поиска.
  4. Коммуникативный компонент – умение четко и ясно формулировать свои мысли, доказывать выбор собственной позиции, уметь входить в контакт с детьми и другими участниками проводимого исследования, владеть умениями публичного выступления и т.д.

В свете новых тенденций подготовки компетентного специалиста с целью приобретения им опыта научного исследования необходимо перенести распредмечивание профессиональной деятельности на  годы профессионального обучения.

          Исследовательская компетентность педагога может быть успешно сформирована, если:

- образовательный процесс осуществляется с учетом государственной,

региональной и национальной политики современности;

- личностный и образовательный потенциал педагога  реализуется в

индивидуальном режиме как результат целенаправленного саморазвития;

- раскрытие и развитие личностного и научно-творческого потенциала

педагогаобеспечивается созданием соответствующего индивидуального

образовательного пространства;

- процесс творческого научно-познавательного саморазвития педагога

рассматривается как специально организуемый научно обоснованный

технологический процесс. Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его исследовательскую  профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.