Исследовательская компетентность педагогов В ДОУ
статья (старшая группа) на тему
Исследовательская компетентность воспитателя представляет собой осуществление педагогической деятельности на высоком научно-профессиональном уровне.Чтобы воспитать человека с развитой исследовательской активностью, самостоятельного и волевого, педагогу самому необходимо быть исследователем, творцом, новатором.
Исследовательская компетентность воспитателя представляет собой осуществление педагогической деятельности на высоком научно-профессиональном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_kompetentost.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская компетентность педагогов В ДОУ
Современному обществу требуются творческие, высокообразованные люди, способные нетрадиционно решать задачи деятельности. Основы творческой личности формируется с раннего возраста в том случае, если рядом с ребенком находится компетентный, увлеченный своим делом педагог.
Чтобы воспитать человека с развитой исследовательской активностью, самостоятельного и волевого, педагогу самому необходимо быть исследователем, творцом, новатором.
Исследовательская компетентность воспитателя представляет собой осуществление педагогической деятельности на высоком научно-профессиональном уровне. Исследовательская компетентность имеет сложную структурную конструкцию:
- Когнитивный, или профессионально-личностный компонент– высокий уровень интеллектуальных способностей, творческий подход к восприятию и научной информации, выбор определенной научной позиции и т.д.
- Методологическая компетентность будущего педагога как носителя профессионально-педагогических ценностей.
- Деятельностный компонент , поскольку он содержит совокупность таких специальных качеств, как умение формулировать проблему, организовать исследовательский процесс, создавать проекты, осуществлять и рефлексировать результаты научного поиска.
- Коммуникативный компонент – умение четко и ясно формулировать свои мысли, доказывать выбор собственной позиции, уметь входить в контакт с детьми и другими участниками проводимого исследования, владеть умениями публичного выступления и т.д.
В свете новых тенденций подготовки компетентного специалиста с целью приобретения им опыта научного исследования необходимо перенести распредмечивание профессиональной деятельности на годы профессионального обучения.
Исследовательская компетентность педагога может быть успешно сформирована, если:
- образовательный процесс осуществляется с учетом государственной,
региональной и национальной политики современности;
- личностный и образовательный потенциал педагога реализуется в
индивидуальном режиме как результат целенаправленного саморазвития;
- раскрытие и развитие личностного и научно-творческого потенциала
педагогаобеспечивается созданием соответствующего индивидуального
образовательного пространства;
- процесс творческого научно-познавательного саморазвития педагога
рассматривается как специально организуемый научно обоснованный
технологический процесс. Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.
Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.
Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.
Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его исследовательскую профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.