Консультация для воспитателей
консультация по теме

Тимощенко Олеся Леонидовна

Игровая деятельность с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА «ЁЛОЧКА»

ТИМОЩЕНКО ОЛЕСЯ ЛЕОНИДОВНА

п. Комсомольский, 2015

Введение.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача взрослых - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.

В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой

1.Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные.

 

Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.

Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями.

Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. 
Рассмотрим сюжетную линию. В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра.

  1. Режиссерская игра.

Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская
Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша – такой маленький, а сам придумывает сюжет, но это очень хороший признак, который должен быть свойственен всем детям, – развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает – он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и т.д. Ребенок тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой. Третьим важным сходством является то, что малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для будущего действия. Ну и, наконец, ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры — он научается "видеть целое раньше частей". В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

Ребенок, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей — вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать "волшебником" (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 1996). А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация - вид воображения. 


1.2. Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая. 


Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых, даже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все "нормальные" дети, а стал их "объезжать". "Что за ребенок такой!" — в сердцах говорит мама. "А я не ребенок, я — машина". Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз "потрепать ей нервы", а лишь потому, что он — машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке волшебника" М.: просвещение, 1996).
Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?". Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы. 
Д.Б. Эльконин в своем труде "Психология игры" решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в "самих себя", в "мам и пап", в "своих товарищей". Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу. 
Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений "дети-воспитательница". Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей. 
Здесь же отметим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие – кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.

1.3. Строительно-конструктивные игры.

Строительно-конструктивные игры для детей дошкольного возраста относятся к числу созидательныхК трем годам у ребенка структура мозга сформирована на 90%, поэтому формирование его интеллектуальных способностей происходит за счет повышения активности в условиях обучающей среды. Усиленное развитие в раннем детском возрасте пробуждает таланты, заложенные в ребенке.

Строительные игры полезны не только тем, что способствуют интеллектуальному развитию ребенка, но и тем, что дают ему возможность проявить позитивную активность, которая является альтернативой детской агрессивности. Дети могут подражать тому, что наблюдали на стройке: «работать» каменщиками и монтажниками, подвозить строительные материалы, но даже в этом случае они остаются маленькими творцами. Довольно продолжительное время считалось, что детям достаточно лишь предоставить строительную игрушку, а дальше процесс развития конструктивной игры пойдет сам собой. Сейчас теория дошкольного воспитания исходит из ценного опыта руководства строительными играми детей. Поинтересоваться, что хотели бы построить дети и предложить реализовать мечту, показать способы и приемы строительства, обратить внимание на различные архитектурные стили, понаблюдать за ведущейся стройкой, - все это входит в работу по организации строительных игр с детьми. Их задача - дать дошколятам возможность в полной мере проявить инициативу, выдумку, пробудить их умственную активность. В строительных играх в младшей группы у детей уже появляется замысел. Но у малышей он чаще всего напрямую связан с конкретными игрушками и предметами. Домик они строят для куклы, гараж для машинки, конюшню для лошадки и т.п. Воспитатель поможет им увидеть различие строительных материалов по форме, величине и цвету. Они осознают эти качества, сравнивая и отбирая одинаковые детали по размеру или отличающиеся по цвету, научатся подбирать и соразмерять размеры между частями постройки. Таким образом, дети будут накапливать сенсорный опыт, столь важный для их интеллектуального и художественного развития. Далеко не все свои замыслы ребенок реализует, в том числе и в строительных играх. Поэтому необходимо решить важную педагогическую задачу: воспитывать и развивать у детей такие качества, которые помогут достигать поставленной цели и реализовать замысел, а именно: находчивость, инициативность поиске и использовании нужного игрового строительного материала, умение договориться с другими детьми, умение доводить дело до конца и другие. Строительные игры в старшей группе хорошо сочетать с занятиями по конструированию, на которых дети изучают строение отдельных строительных элементов строений (окон, стен, крыш, несущих конструкций, балок, перегородок) и возможности несложного художественного оформления своих «построек». Рисунки эскизов воображаемых зданий могут стать увлекательным и полезным занятием.

Нередко в строительных играх дети увлекаются настолько, что переходят к сюжетно-ролевым играм, а потом вновь возвращаются к строительным. В этом случае воспитатель может получить дополнительную информацию о представлениях, индивидуальных особенностях и интересах ребят, что важно для успешного педагогического руководства игрой.

Организация строительных игр дает возможность развивать навыки коллективного творчества и хороший художественный вкус. Пусть они увидят необыкновенные здания Гауди, «зеленые» дома с садами на крышах и самые красивые здания мира в книге или на мониторе компьютера в родном детском и попробуют воссоздать нечто подобное в своем игрушечном мире во время строительных игр.

1.4.Театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Особенность театрализованной игры заключается в том, что она имеет готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты и действия определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.

Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не возникают стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, музыку, а именно поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; в других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев, которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Театрализованные игры делятся на две группы:

1. Режиссерские игры (теневой театр, театр на фланелеграфе, настольный театр);

2. Игры – драматизации (пальчиковый театр, импровизация).

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, певческое, танцевальное, сценическое. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть способности ребенка, индивидуальные особенности, развить талант, увлечь детей.

Отправным моментом в сложном процессе активизации творческого потенциала дошкольников должна стать импровизация. В детской импровизации главными побудителями к самовыражению являются эмоции и интуиция. Через театрализованные игры дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Детям присущ ряд уникальных личностных особенностей:

1. Постоянная готовность к деятельности. Это качество нужно обязательно сохранить

и приумножить.

2. Высокая активность, работоспособность. Ребенок- человек действия.

3. Неординарность мышления и воспитания происходит от того, что он не знает о

существовании общепринятых решений, запретов, поэтому и находит свои варианты. Важно направить мысль детей, создать настроение доверия, искренности, уважения и чуткого внимания к товарищу.

4. Вера в собственные силы. Без этого качества не может состояться творческая активность.

5. Непосредственность и эмоциональность восприятия. С полной уверенностью можно сказать, что это качество есть у детей с раннего возраста. В отличии от взрослых, дети умеют и всегда готовы сопереживать полюбившимся героям.

Задача педагога – не только сохранять столь ценные особенности детской психики, но и создать условия для их расцвета. Дети должны при помощи воспитателя организоваться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны) .

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей: развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные навыки и умения.

В дошкольном возрасте впервые появляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятным и принятым ими.

Заключение

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - N 6.

3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1987. – 416 с.

4. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. Ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1979. – 416 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...