Буклет по сенсорному развитию для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Буклет по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx574.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.

1) роль сенсорного развития для детей раннего возраста и взаимосвязь с умственным, физическим и эстетическим развитием;

2) дидактические игры и игрушки, способствующие сенсорному развитию детей раннего возраста;

3) игры, игрушки и упражнения, способствующие сенсорному развитию в домашних условиях;

4) пособия и развивающие игры для развития сенсорных знаний;

5) ответы на вопросы родителей по поводу развития и воспитания детей раннего возраста.

Материалы и оборудование:

- прищепки

- банки

- фасоль

- картон

- пуговицы и т.д.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

 - является основой для интеллектуального развития

 - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- является основой для развития воображения;

 - развивает внимание;

 - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

 - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

 - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

 - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значимость сенсорных ощущений для человека:

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т. д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

МБДОУ №11

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3167.JPG

Воспитатель: Федосеева Юлия Константиновна

2014 год

В процессе разнообразной  деятельности  ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают игры.

Цвет

Цветная вода

Цели. Знакомить детей с цветами.

Материалы. Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3157.JPG

Цветные кубики

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3148.JPG

Цветные парочки

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Форма

Катится — не катится

Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.

Материалы, Кубики и шарики разного размера и цвета.

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3160.JPG

Башни

Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы.

Разложи фигурки по домикам

Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3170.JPG

Величина

Спрячь в ладошке!

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

 

Накрой платком!

Цели. Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3162.JPG

Количество

Зайцы и лиса

Цели. Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.

 Материалы. Шапочка лисы (или маска), хвост лисы, бубен.

Расположение в пространстве

Возьми игрушку

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Вверх и вниз

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

Материалы. Различные предметы и игрушки, скамейка.

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3146.JPG

Развитие слухового восприятия

Постучим, погремим!

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

МБДОУ №11

Игры, направленные на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

C:\Users\Павлик\Desktop\IMG_3158.JPG

Воспитатель: Федосеева Юлия Константиновна

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группК нам в гости пришли куклыЦель :- развитие мелкой моторики пальцев с использованием специальной игры;- закрепить знания цвета: красный ,си...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их  можно использовать как в свободной деятельности детей, т...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их  можно использовать как в свободной деятельности детей, т...

Папка передвижка на тему " Сенсорное развитие у детей раннего возраста"

Папка передвижка о значении сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста...

план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

план по самообразованию "Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....