Консультация по Гиппенрейтер Ю.Б. (Советский и российский психолог. Профессор МГУ.)
консультация на тему

Прокофьева Елена Юрьевна

Консультация по Гиппенрейтер Ю.Б. (Советский и российский психолог. Профессор МГУ.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если я принимаю ребёнка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?

  • Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

  • Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникла, значит, для этого есть основания.

  • Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

C:\Documents and Settings\НАТАЛЬЯ\Рабочий стол\d3b9893530bfaf9733cfce9e22d045e7.jpg

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

  • Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему самому.

  • По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. 

Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Типы автоматических ответов родителей:

  • Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!»
  • Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Если это ещё раз повторится, и я возьмусь за ремень!»
  • Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает»,  «Ты должен уважать взрослых»
  • Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоём месте дал сдачи».
  • Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»:  «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».
  • Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять всё сделала не так!», «Всё из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».
  • Похвала: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, что тебе всё нипочём».
  • Обзывания, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!»
  • Догадки, интерпретации: «Я не знаю, это всё из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь…».
  • Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Ну почему ты молчишь?».
  • Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Перемелется, мука будет», «Не обращай внимания!», «Успокойся!».
  • Отшучивание, уход от разговора.

Если ребёнок вызывает своим поведением отрицательные переживания, – сообщите   ему об этом.

Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении.

Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

КАК РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ

  1. Прояснение конфликтной ситуации. (Начинать надо с выслушивания ребёнка)
  2. Сбор предложений
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
  4. Детализация решения
  5. Выполнение решения; проверка.

Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка

  • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
  • Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • То, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
  • Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Нужно иметь запас больших и маленьких праздников

Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужно и близок; чтобы у него был успех – в делах, учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА РУССКИМИ И СОВЕТСКИМИ ПЕДАГОГАМИ И ПСИХОЛОГАМИ.

Интерес к детской психологии и детскому рисунку возник в России в первом десятилетии XX в., когда были переведены многие работы зару­бежных авторов — Дж. Селли, К. Бюллера, М. Брауншвига, К. Риччи, Г....

Консультации для родителей "Богатырское здоровье от природы российской"

Консультации содержит   информационно-познавательный материал о пользе овощей. Изложенный материал содержит сведения о самых популярных и доступных овощах, которые всегда под рукой, а также ...

Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,

Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА Рекомендовано Министерством общего и профессионального

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА...

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА Рекомендовано Министерством общего и профессионального

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА...

20 цитат известного российского психолога Михаила Лабковского подскажут, как воспитывать детей и как построить с ними хорошие, доверительные отношения.

1. Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы ...

Консультация: Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации...