Мои публикации
статья (подготовительная группа) на тему

Манзырыкчы Алла Николаевна

Любовь к родному краю, к родной Республике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_manzyrykchy_a.n.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД  № 28» ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

                                   Публикация.

 

Тема: Духовно-нравственное воспитание детей      дошкольного возраста

                                                                        Манзырыкчы Алла Николаевна,

                                                            воспитатель подготовительной группы

г.Кызыл

2015год

 Духовно – нравственное воспитание - это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитание  уважение к другим людям, сверстникам. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".

«Духовность, духовная культура — это форма реализации потребности человека познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни. Ребенок дошкольного возраста характеризуется как осваивающий основы духовной культуры, когда начинает задумываться над этими вопросами и стремится получить на них ответ (Н.М. Крылова, И.Э. Куликовская, М. Липман, Р.М. Чумичева и др.).  

Духовно-нравственное воспитание - это  целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование духовно-нравственных ценностей гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Развитие духовно-нравственных качеств именно в дошкольном возрасте является важнейшим периодом становлении личности.

Духовно- нравственное развитие ребенка определяет, сможет ли он полноценно жить – развиваться и творить в обществе или его личностные качества, его возможности останутся невостребованными тем же обществом. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме – основная задача педагога – дошкольника, так как, гражданская позиция дошкольников начинает формироваться в детском саду. В этот период дети особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и взрослых могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

И сейчас, в современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем раньше, когда появилась детская жестокость, когда появилась интернет - зависимость, то есть ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности, информационная зависимость – взрослому человеку очень трудно найти точку опоры в жизни, понять какие ценности взять за основу, к тому же высоко влияние  средств массовой информации (СМИ) на мышление человека. А современным детям, тем более достаточно тяжело разобраться в информационном потоке, разобраться что правильно, что хорошо.

Я считаю, что проблема в области духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.

Но веря в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов душевной жизни, я, как и многие педагоги в своей педагогической деятельности работаю над тем, чтобы обеспечить своим воспитанникам здоровое, крепкое, творческое развитие не только в области духовно-нравственного воспитания, но и по всем направлениям по развитию всесторонне-развитой личности.

Исходя из выше сказанного, я делаю выводы, что именно «дошкольное детство» –  это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. А систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания дошкольного образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Формирование духовно-нравственное качеств у детей дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Это процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако я считаю, что наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы, где и происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомление детей с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

 Я, работаю воспитателем  в  МБДОУ № 28 г. Кызыла, по авторской программе Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости», где одно из главных направлений Программы предусматривает содействие амплификации СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК НЕПОВТОРИМОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, и опираясь на нее, я поняла, что  программа социально-коммуникативного развития дошкольника как интеллигентного человека действительно направлена на приобщение его к основам духовной культуры и интеллигентности; на освоение им первоначальных представлений социального характера и включению воспитанника в систему социальных отношений. Она опирается, во-первых, на отечественные и зарубежные научные достижения, Б.Г.Ананьевой , Л.И. Божович,  JI.A. Венгера, A.B. Запорожца,  М. Монтессори, Р. Штайнера,  Т.П. Хризман и др., во-вторых, на отечественные традиции  воспитания дошкольника в семье и детском саду.  

Духовная деятельность, доступная дошкольнику только в условиях целенаправленного обучения, — важнейший фактор саморазвития его как интегральной индивидуальности.

Так как человека, владеющего духовной культурой, принято называть интеллигентным, то воспитание дошкольника как интеллигентного человека — ведущее направление программы «Детский сад — Дом радости». Интеллигентность — одна из фундаментальных категорий всех национальных культур, и их духовных и общественно-социальных традиции. В общих чертах интеллигентного человека отличают воспитанность, высокий уровень общей культуры, «диалогичность» мышления, терпимость к чужим суждениям, демократичность. Конечно, дети моей группы, всего лишь делают первые шаги на пути к духовной культуре и интеллигентности, которые представляют результат единства высокого уровня образования с нравственным, гражданским, художественно-эстетическим воспитанием, взаимообусловленностью национального и мирового в культуре мышления, поведения, общения, а также правовых, социальных и политических норм жизни.

В соответствии с этим пониманием зависит и формирование ценностных ориентаций личности каждого ребенка, и общее направление становления, а также и дальнейшего развития их духовных потребностей.  Дошкольная организация функционирует как «открытая система», воспитание духовной культуры и интеллигентности у ребенка осуществляется и обогащается за счет непосредственного участия в нем семьи, широкой общественности и других  социальных институтов. Главную человеческую потребность   самоутверждаться — ребенок открывает, когда овладевает разными видами деятельности, в которых достигает успеха.

Формирование духовно-нравственного воспитания в ДОУ связано с актуальностью сохранения традиционных игр дошкольников в условиях обучения в ДОУ. Использование методов духовно-нравственного воспитания в ДОУ приводит детей дошкольного возраста к истокам тувинской народной культуры, формирует у них патриотические чувства и развивает  духовность.

Духовно-нравственному воспитанию в нашем дошкольном учреждении  уделяет значительное внимание. Оно направлено на сохранения традиционных игр и обычаев нашего народа. Сохранение традиционных игр своего народа детей дошкольного возраста – приоритетное направление нашей республики в области образования.

Внедрение в практику методов духовно-нравственного воспитания для сохранения традиционных игр своего народа в ДОУ  идет  успешно, так как мы постоянно ведем  пропаганду  национальных культурных традиций. Разработаны  программы по нравственному воспитанию ДОУ, где предусмотрены педагогические и психологические аспекты профессионального общения воспитателей с детьми. Обучение детей духовности для данного этноса (Любовь к детям, уважение к родителям и др.)

Таким образом, ориентируясь и используя в своей педагогической деятельности основные ведущие позиции программы, формы и методы, я начала работу с детьми согласно разработанному мною плану  по развитию духовно-нравственного воспитанию начиная с младшей группы и до  подготовительной к школе группы.                                                                                  

В связи с этим, были охвачены такие направления по развитию духовно-нравственному воспитанию как:

-овладение детьми основами духовной культуры, интеллигентности, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям;

-совершенствованию у детей своего самосознания: овладению рефлексией как деятельностью и адекватной самооценкой полученного результата (продукта), на этой основе развитию самоуважения к себе, чувства собственного достоинства; развитию и саморазвитию его воли, настойчивости, терпения;

 -обогащению развития у детей любви к родному языку как знаковой системе, являющейся отражением единства мироздания и важнейшим средством общения людей с природой и друг с другом;

-расширению и углублению представлений о человеке как о социальном существе, о человеческом обществе; о правилах поведения в нем;    

-овладению умениями вести себя в соответствии с этическими нормами интеллигентного человека;

-осознанию ребенком своей принадлежности к детской группе, обществу в целом; возникновению у него чувства радости, гордости по этому поводу: развитию интереса к сверстникам, к совместной деятельности, умения распределить в ней функции, оказывать взаимопомощь, согласованно действовать;

- формированию положительного отношения к своему  детскому  саду,

 желания посещать его, принимать посильное участие в его жизни;

-взаимоотношения ребенка с семьей;

-развитию способности понимать и эмоционально переживать ценности дружбы, доброты, вежливости;

-развитию чувства уважения к своему народу, гордость за успехи; расширению представлений о России (о своей республике, входящей в состав федерации) как о Родине, становление национального самосознания, чувства уважения к ее народу, гордости за успехи;

       Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.  Читаю детям художественную  литературу на русском языке сказка «Морозко» и на тувинском языке сказка «Соок -Ирей»,  рассматриваем книжные иллюстрации «Алдын- Кушкак», «Салгынчыгаш»        провожу дидактические игры «Моя матрешка», «Дѳмей угулзаны тып», музыкально-дидактические игры, «Русские и тувинские музыкальные инструменты» ,беседы, и т. д.

Большое внимание  в  уделяем  ознакомлению с героями  нашей истории     П. С. Нахимовым, А. В.Суворовым ,  С.П.Королевым, Ю.А.Гагариным,

 С.Я.Маршаком, А.С.Пущкиным  и многими другими,  с героями –тувинцами такими как Т.Кечил-оол, Вера Байлак, О.Лапсанчак и другие, художницей Н.Рушевой, писателями М. Кенин- Лопсан, С.Сарыг-оол, С.Козлова,

М.Хадаханэ, народными  резчиками  по камню С.Норбу, С.Когел, Ч.Монгуш

Б.Байынды.

       Тувинские народные традиционные игры открывают возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. При правильном использовании методов нравственного воспитания через традиции своего народа родителями, педагогическими работниками и ребенком, приобщаю  детей к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям,  развиваю  творческие способности, заложенные в каждом ребенке от природы. Это  и  певческие, танцевальные, изобразительные способности, чувство ритма, цвета и т.д. Провожу  разнообразные малоподвижные  игры «Птички - невелички», «Кушкаштар»,  «Аът чарыштырары», «Кажык», «Аргамчы тыртары». .Загадывания тувинских и русских загадок и их обсуждение. Записываю рассказы детей о своих впечатлениях о летнем отдыхе «Отдых на Тере-Холе», « На Черном море» и т.д.

       Организацию  учебно-образовательной деятельности детей я провожу в виде этических бесед с использованием дидактического материала «Беседы по картинкам», продуктивным видам деятельности детей, через конструирование мелким строительным материалом, через изобразительную деятельность и развитие речи, сюжетно-ролевые игры по ознакомлению с трудом и профессиями взрослых. Открытые комбинированные занятия по патриотическому воспитанию, так же проводила утренники «Масленица», «Шагаа» полностью  весь праздник был на тувинском языке , «День Победы», «8 Марта», «День Матери» и т. д. на утренниках используем и тувинские и русские песни, стихи, танцы.

В группе для детей оформлены  «Русские уголки», «Тувинские уголки», «Полочки избыточной информации» с предметами народных тувинских  промыслов, «Мир Гжели», «Мир Хохломы», «Мир инструментов», «Мир книг русских и тувинских»,  « Мир тувинской посуды», « Мир тувинских музыкальных инструментов», « Мир полезных ископаемых Тувы» и т.д.

Сохранение культурного наследия народа, его совершенствование по мере развития общественного сознания является необходимым условием существования как нации. Ценность народных традиций огромна, а их утрату не восполнить никакими материальными благами. Наши воспитанники гордятся, что участвуют в разных мероприятиях ДОУ и группы, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что затраченные усилия не прошли даром.

Конечно же, не все в нашей работе пока удается, есть над, чем поработать (повысить компетенцию педагогов по духовно-нравственному воспитанию, расширить взаимодействие с родителями, пополнить материально-техническую базу ДОУ), но все же главный результат нашей работы, заключающийся  в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятии зла, происходит успешно. В комплексе идет  целостное формирование духовно-нравственной личности ребёнка.

       

Литература

Крылова Н.М.

Программа «Детский сад-Дом радости».- М.,2013.-238с.

Кенин-Лопсан М.Б.

Традиционная культура тувинцев.-Кызыл.,2006.- 321с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...