Формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)
опыты и эксперименты на тему

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач – шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.

Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от цели познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых НОД, при индивидуальной работе, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы.

Варианты математических игр

Игра «Танцующие цифры»

Цель: совершенствовать представления о числах и цифрах.

Материал: Два набора карточек с цифрами (от 0 до 10) двух цветов (например, синего и красного); две ленты такого же цвета, как карточки, уложены на полу параллельно одна другой – ориентир для построения «цифр». (К одному концу каждой полоски приклеен цветок или иной символ). Магнитофонная запись, танцевальной мелодии.

Ход игры:

На столе в случайном порядке лежат все карточки изображением вниз. Дети (играющие) берут по одной карточке и под музыку выполняют танцевальные движения. Когда музыка прекращается, «цифры» строятся по порядку вдоль полоски такого же цвета, как и их карточка. Обе шеренги стоят лицом друг к другу. (Числовой ряд начинается от символа). Это выглядит так:

0123456789 10

10 9876543210

Дети проверяют правильность построения (в каждой шеренге «цифры» одного цвета расположены по порядку). По считалке выбирают ребенка, который начинает «цепочку» заданий. Он обращается к любому участнику противоположной команды (шеренги). Тот, выполнив задание, получает право задать вопрос «цифрам» другой команды. Таким образом задания адресуются то одной, то другой команде.

Через некоторое время по звуковому сигналу воспитателя шеренги «рассыпаются». Дети снова подходят к столу, кладут свою карточку изображением вниз, берут другую. Вновь звучит музыка для «танцующих цифр». Игра повторяется.

Рекомендации к содержанию заданий:

- разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре

- чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полноценнее становятся их представления о числах и цифрах

- загадки и задания не должны повторятся

- воспитатель поощряет оригинальные вопросы, помогает детям разнообразить формулировки

- вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно занимать много времени

- воспитатель следит за правильностью использования слов «число» и «цифра»

- каждое задание состоит из двух частей

1. Фактически вопрос адресуется одному игроку, но понять, кому предназначена загадка, можно только отгадав ее. Таким образом, в отгадывании участвует вся команда.

Нельзя называть конкретную цифру (или число), которой предстоит выполнить задание. Для этого используется стихотворение, описание местоположения числа или схожесть цифры с каким-либо предметом.

2. Тот, кому предназначен вопрос, разгадав «хитрость» ведущего, выполняет задание, а остальные играющие проверяют, правильно ли оно выполнено. Задания могут быть разными: назвать своих соседей в шеренге; подпрыгнуть или присесть определенное количество раз; определить число, которое больше (или меньше) твоего числа на единицу и др.

Варианты загадок и заданий

1. Число больше 3 на 1! Как называется фигура, у которой столько же углов, сколько единиц в твоем числе? (Ответ: цифра 4 говорит, что такая фигура называется квадрат, или прямоугольник, или четырехугольник)

2. Число, стоящее между числами 5 и 7! Посчитай числа от себя в обратном порядке до 0.

3. Число меньше 8 на 1! В названии какой сказки ты встречаешься?

4. Цифра, похожая на неваляшку! Назови своих соседей.

5. Цифра, похожая на букву «О»! Назови любые три числа, которые больше тебя (или посчитай от себя до 7).

6. Число, которое больше 5 на 1! Хлопни в ладоши столько раз, сколько показывает твоя цифра.

7. Число, которое меньше 10 на 11. Попробуй простоять на левой ноге столько секунд, сколько единиц в твоем числе, а вы, красные цифры, считайте секунды все вместе.

8. Цифра, стоящая между 1 и 3! Расскажи про себя стихотворение (или расскажи, чего бывает у человека столько, сколько ты показываешь).

9. Число меньше 2 на 1! Назови в комнате пять предметов, которые выше тебя.

10. Красная команда! Какое из ваших чисел записывается двумя цифрами? Пусть это число назовет любые три числа меньше себя.

Игра «Угадай-ка»

Цель.  Совершенствовать опыт пространственных ориентировок и навыки счета. Обогащать словарь новыми терминами. Закреплять умение определять цвета и форму предметов.

Материал. Фланелеграф – на нем панно, составленное из нескольких групп однородных и одиночных предметов, отличающихся по количеству, величине цвету и форме (например, улиток, стрекоз, бабочек разного цвета;; грибов, ёлок и т.д.); поднос с такими же запасными предметами для игры.

Ход игры

Игра состоит из двух частей (при желании каждую из них можно использовать самостоятельно).

I часть. Играющие располагаются рядом с панно и рассматривают его. По считалке выбирают ведущего. Он задает свой вопрос всем детям, а затем предлагает одному ребенку ответить. Если тот отвечает правильно, то становится ведущим, задает свой вопрос и снова выбирает кого-то из детей. Так постепенно ход переходит от одного игрока к другому. Воспитатель поощряет оригинальные и разнообразные вопросы, помогает сформулировать их ясно и коротко. Тихо, чтобы не слышали другие игроки, советует ведущими, «про что» можно задать вопрос, если тот затрудняется. В вопросах «кодируется» название, количество, местоположение или количество объектов, представленных на панно.

Варианты вопросов

1. На панно есть две группы, где объектов поровну. Назови их.

2. Назови группу одинаковых предметов, количество которых больше, чем улиток. Что это? Сколько их и на сколько больше, чем улиток?

3. Назови, каких одинаковых предметов столько же, сколько стрекоз.

4. Назови три любых предмета слева от пенька.

5. Назови три любых предмета слева от пенька, но справа от ёлки.

6. Найди четыре объекта, которые были бы ниже березы, но выше гриба.

7. Кто летает (сидит) выше стрекозы?

8. Найди пять изображений красного цвета (8 зеленого цвета, 4 жёлтого цвета).

9. Найди три объекта, у которых нет ни красного, ни зелёного цвета.

10. Найди пять объектов, имеющих круглую форму.

II часть. На подносе лежат дополнительные детали для игры. По заданию ведущего играющий: добавляет на панно детали и располагает их по заданию, заменяет одну деталь другой; перемещает элементы панно.

Варианты заданий

1. Увеличь группу стрекоз на одну. Расположи новый элемент панно справа от самой низкой ёлки.

2. Сделай так, чтобы бабочек и птиц стало поровну. Расскажи, сколько бабочек тебе придется добавить? Можно ли по-другому выполнить задание? (Убрать птиц) Какая бабочка летает ниже других? Где она расположена на панно, как она выглядит?

3. Самую низкую ёлку расположи между двумя, одинаковыми по высоте. Скажи, как теперь расположены ёлки относительно пенька?

4. Сделай так, чтобы количество деревьев с одной стороны пруда ровнялось количеству деревьев с другой стороны пруда. Что тебе пришлось переместить и что добавить?

5. Каких деревьев надо добавить, чтобы берёз и ёлок на панно стало поровну? Расскажи, как по-другому можно уравнять количество ёлок и берёз?

6. Расположи всех птиц выше всех бабочек. Определи, где находится стрекоза по отношению к птицам и по отношению к бабочкам?

7. Возьми зайчика, расположи его справа от пенька. Расскажи, какие объекты его окружают.

8. Возьми грибок, расположи его слева от пенька. Что находится дальше от грибка, чем пенек, что ближе, чем пенек?

9. Убери все хвойные деревья, кроме одного. Добавь столько же кустов, сколько деревьев ты убрал.

10. Расположи три объекта на панно так, как может быть только в волшебной сказке (например, заяц – на верхушке дерева, птица – на солнце, гриб – на ёлке).

Игра «Расскажи о себе»

Цель.  Закреплять представления о величине и способах соизмерения; обогащать словарь.

Материал. Полоски бумаги разной длины и цвета; круги из шнура на 4-5 детей; внутри каждого круга – символы-домики одного или двух цветов, обозначающие, что сюда могут «войти» полоски указанного цвета; бубен.

Ход игры

На столе лежат полоски разной длины и цвета. Каждый ребенок берет по одной полоске. Звучит бубен, дети прыгают на месте. По звуковому сигналу играющие находят в кругу символ-домик, соответствующий цвету полоски, и располагаются около этого круга. Все «жители» домика соизмеряют свои полоски, накладывая или прикладывая, их друг к другу, а также обращают внимание на цвет своей полоски и полоски товарища (это удобно делать, разместившись около круга на коленях). Затем каждый рассказывает по очереди «о себе», т.е. о своей полоске.

По сигналу воспитателя все направляются к столу, возвращают свои полоски, берут другие. Звучит бубен. Игра повторяется.

Варианты высказываний детей

1. У меня красная полоска, она такая же по цвету, как у Маши, но длиннее Машиной и Ваниной и равна Дашиной полоске.

2. моя жёлтая полоска по цвету похожа на Катину, но длиннее Лериной и Настиной, длиннее всех полосок.

3. Моя зелёная полоска короче Настиной и Катиной, но длинее Олиной и такого, же цвета, как у Оли.

4. Моя синяя полоска такой же длины, как Машина красная полоска.

Математические праздники

Все дети любят праздники и развлечения. Познавательные праздники являются не только отдыхом, но и важным элементом опосредованного обучения. Главное в них: совместная неформальная деятельность детей и взрослых.

Назовем несколько принципов, которыми целесообразно руководствоваться при подготовке математических праздников или развлечений.

Принцип первый. Праздник строится на представлениях и знаниях детей, на том понятийном багаже, который у них сложился. Вся предшествующая образовательная работа служит фундаментом праздника.

Принцип второй. Праздник должен быть экспромтом для детей, «действом», полным сюрпризом, загадочности. Многое для них должно быть неожиданным, поэтому знакомить детей в ходе подготовки со сценарием и главными персонажами нецелесообразно.

Принцип третий. Будучи экспертом для детей, праздник должен быть хорошо подготовлен, «отрепетирован» взрослыми. Их «сыгранность» продуманная режиссура, а также подбор находчивого и артистичного ведущего залог успеха.

Сценарий всегда является  только ориентиром. Он может быть сокращен, а некоторые задания изменены в соответствии с возможностями детей. Целесообразно заранее продумать сокращения или дополнения, которые могут произойти по ходу праздника, если в этом возникает необходимость.

Принцип четвертый. Сюжет праздника строится на вовлечении детей в происходящее, на их непринужденном общении с персонажами, на превращении зрителей в активных участниках. При этом у детей появляется возможность проявить свою эрудицию и находчивость, продемонстрировать свои знания и сообразительность. И, конечно же, получить признание своих достижений.

Согласно сценарию, во время праздника ведущий и другие персонажи будут обращаться к детям. Однако не следует предупреждать их об этом и тем более заранее готовить ответы. Пусть дети проявят находчивость и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_detmi_po_femp_syomushkina.doc489.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 имени В.Ф. Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

Формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений

(сообщение из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете

воспитателя структурного подразделения

«Детского сада «Гномик»

Елена Владимировны Семушкиной

г Новокуйбышевск

Формы работы с детьми по формированию элементарных

математических представлений

(из опыта работы)

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач – шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.

Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от цели познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых НОД, при индивидуальной работе, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы.

Варианты математических игр

Игра «Танцующие цифры»

Цель: совершенствовать представления о числах и цифрах.

Материал: Два набора карточек с цифрами (от 0 до 10) двух цветов (например, синего и красного); две ленты такого же цвета, как карточки, уложены на полу параллельно одна другой – ориентир для построения «цифр». (К одному концу каждой полоски приклеен цветок или иной символ). Магнитофонная запись, танцевальной мелодии.

Ход игры:

На столе в случайном порядке лежат все карточки изображением вниз. Дети (играющие) берут по одной карточке и под музыку выполняют танцевальные движения. Когда музыка прекращается, «цифры» строятся по порядку вдоль полоски такого же цвета, как и их карточка. Обе шеренги стоят лицом друг к другу. (Числовой ряд начинается от символа). Это выглядит так:

0123456789 10

10 9876543210

Дети проверяют правильность построения (в каждой шеренге «цифры» одного цвета расположены по порядку). По считалке выбирают ребенка, который начинает «цепочку» заданий. Он обращается к любому участнику противоположной команды (шеренги). Тот, выполнив задание, получает право задать вопрос «цифрам» другой команды. Таким образом задания адресуются то одной, то другой команде.

Через некоторое время по звуковому сигналу воспитателя шеренги «рассыпаются». Дети снова подходят к столу, кладут свою карточку изображением вниз, берут другую. Вновь звучит музыка для «танцующих цифр». Игра повторяется.

Рекомендации к содержанию заданий:

- разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре

- чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полноценнее становятся их представления о числах и цифрах

- загадки и задания не должны повторятся

- воспитатель поощряет оригинальные вопросы, помогает детям разнообразить формулировки

- вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно занимать много времени

- воспитатель следит за правильностью использования слов «число» и «цифра»

- каждое задание состоит из двух частей

1. Фактически вопрос адресуется одному игроку, но понять, кому предназначена загадка, можно только отгадав ее. Таким образом, в отгадывании участвует вся команда.

Нельзя называть конкретную цифру (или число), которой предстоит выполнить задание. Для этого используется стихотворение, описание местоположения числа или схожесть цифры с каким-либо предметом.

2. Тот, кому предназначен вопрос, разгадав «хитрость» ведущего, выполняет задание, а остальные играющие проверяют, правильно ли оно выполнено. Задания могут быть разными: назвать своих соседей в шеренге; подпрыгнуть или присесть определенное количество раз; определить число, которое больше (или меньше) твоего числа на единицу и др.

Варианты загадок и заданий

1. Число больше 3 на 1! Как называется фигура, у которой столько же углов, сколько единиц в твоем числе? (Ответ: цифра 4 говорит, что такая фигура называется квадрат, или прямоугольник, или четырехугольник)

2. Число, стоящее между числами 5 и 7! Посчитай числа от себя в обратном порядке до 0.

3. Число меньше 8 на 1! В названии какой сказки ты встречаешься?

4. Цифра, похожая на неваляшку! Назови своих соседей.

5. Цифра, похожая на букву «О»! Назови любые три числа, которые больше тебя (или посчитай от себя до 7).

6. Число, которое больше 5 на 1! Хлопни в ладоши столько раз, сколько показывает твоя цифра.

7. Число, которое меньше 10 на 11. Попробуй простоять на левой ноге столько секунд, сколько единиц в твоем числе, а вы, красные цифры, считайте секунды все вместе.

8. Цифра, стоящая между 1 и 3! Расскажи про себя стихотворение (или расскажи, чего бывает у человека столько, сколько ты показываешь).

9. Число меньше 2 на 1! Назови в комнате пять предметов, которые выше тебя.

10. Красная команда! Какое из ваших чисел записывается двумя цифрами? Пусть это число назовет любые три числа меньше себя.

Игра «Угадай-ка»

Цель.  Совершенствовать опыт пространственных ориентировок и навыки счета. Обогащать словарь новыми терминами. Закреплять умение определять цвета и форму предметов.

Материал. Фланелеграф – на нем панно, составленное из нескольких групп однородных и одиночных предметов, отличающихся по количеству, величине цвету и форме (например, улиток, стрекоз, бабочек разного цвета;; грибов, ёлок и т.д.); поднос с такими же запасными предметами для игры.

Ход игры

Игра состоит из двух частей (при желании каждую из них можно использовать самостоятельно).

I часть. Играющие располагаются рядом с панно и рассматривают его. По считалке выбирают ведущего. Он задает свой вопрос всем детям, а затем предлагает одному ребенку ответить. Если тот отвечает правильно, то становится ведущим, задает свой вопрос и снова выбирает кого-то из детей. Так постепенно ход переходит от одного игрока к другому. Воспитатель поощряет оригинальные и разнообразные вопросы, помогает сформулировать их ясно и коротко. Тихо, чтобы не слышали другие игроки, советует ведущими, «про что» можно задать вопрос, если тот затрудняется. В вопросах «кодируется» название, количество, местоположение или количество объектов, представленных на панно.

Варианты вопросов

1. На панно есть две группы, где объектов поровну. Назови их.

2. Назови группу одинаковых предметов, количество которых больше, чем улиток. Что это? Сколько их и на сколько больше, чем улиток?

3. Назови, каких одинаковых предметов столько же, сколько стрекоз.

4. Назови три любых предмета слева от пенька.

5. Назови три любых предмета слева от пенька, но справа от ёлки.

6. Найди четыре объекта, которые были бы ниже березы, но выше гриба.

7. Кто летает (сидит) выше стрекозы?

8. Найди пять изображений красного цвета (8 зеленого цвета, 4 жёлтого цвета).

9. Найди три объекта, у которых нет ни красного, ни зелёного цвета.

10. Найди пять объектов, имеющих круглую форму.

II часть. На подносе лежат дополнительные детали для игры. По заданию ведущего играющий: добавляет на панно детали и располагает их по заданию, заменяет одну деталь другой; перемещает элементы панно.

Варианты заданий

1. Увеличь группу стрекоз на одну. Расположи новый элемент панно справа от самой низкой ёлки.

2. Сделай так, чтобы бабочек и птиц стало поровну. Расскажи, сколько бабочек тебе придется добавить? Можно ли по-другому выполнить задание? (Убрать птиц) Какая бабочка летает ниже других? Где она расположена на панно, как она выглядит?

3. Самую низкую ёлку расположи между двумя, одинаковыми по высоте. Скажи, как теперь расположены ёлки относительно пенька?

4. Сделай так, чтобы количество деревьев с одной стороны пруда ровнялось количеству деревьев с другой стороны пруда. Что тебе пришлось переместить и что добавить?

5. Каких деревьев надо добавить, чтобы берёз и ёлок на панно стало поровну? Расскажи, как по-другому можно уравнять количество ёлок и берёз?

6. Расположи всех птиц выше всех бабочек. Определи, где находится стрекоза по отношению к птицам и по отношению к бабочкам?

7. Возьми зайчика, расположи его справа от пенька. Расскажи, какие объекты его окружают.

8. Возьми грибок, расположи его слева от пенька. Что находится дальше от грибка, чем пенек, что ближе, чем пенек?

9. Убери все хвойные деревья, кроме одного. Добавь столько же кустов, сколько деревьев ты убрал.

10. Расположи три объекта на панно так, как может быть только в волшебной сказке (например, заяц – на верхушке дерева, птица – на солнце, гриб – на ёлке).

Игра «Расскажи о себе»

Цель.  Закреплять представления о величине и способах соизмерения; обогащать словарь.

Материал. Полоски бумаги разной длины и цвета; круги из шнура на 4-5 детей; внутри каждого круга – символы-домики одного или двух цветов, обозначающие, что сюда могут «войти» полоски указанного цвета; бубен.

Ход игры

На столе лежат полоски разной длины и цвета. Каждый ребенок берет по одной полоске. Звучит бубен, дети прыгают на месте. По звуковому сигналу играющие находят в кругу символ-домик, соответствующий цвету полоски, и располагаются около этого круга. Все «жители» домика соизмеряют свои полоски, накладывая или прикладывая, их друг к другу, а также обращают внимание на цвет своей полоски и полоски товарища (это удобно делать, разместившись около круга на коленях). Затем каждый рассказывает по очереди «о себе», т.е. о своей полоске.

По сигналу воспитателя все направляются к столу, возвращают свои полоски, берут другие. Звучит бубен. Игра повторяется.

Варианты высказываний детей

1. У меня красная полоска, она такая же по цвету, как у Маши, но длиннее Машиной и Ваниной и равна Дашиной полоске.

2. моя жёлтая полоска по цвету похожа на Катину, но длиннее Лериной и Настиной, длиннее всех полосок.

3. Моя зелёная полоска короче Настиной и Катиной, но длинее Олиной и такого, же цвета, как у Оли.

4. Моя синяя полоска такой же длины, как Машина красная полоска.

Математические праздники

Все дети любят праздники и развлечения. Познавательные праздники являются не только отдыхом, но и важным элементом опосредованного обучения. Главное в них: совместная неформальная деятельность детей и взрослых.

Назовем несколько принципов, которыми целесообразно руководствоваться при подготовке математических праздников или развлечений.

Принцип первый. Праздник строится на представлениях и знаниях детей, на том понятийном багаже, который у них сложился. Вся предшествующая образовательная работа служит фундаментом праздника.

Принцип второй. Праздник должен быть экспромтом для детей, «действом», полным сюрпризом, загадочности. Многое для них должно быть неожиданным, поэтому знакомить детей в ходе подготовки со сценарием и главными персонажами нецелесообразно.

Принцип третий. Будучи экспертом для детей, праздник должен быть хорошо подготовлен, «отрепетирован» взрослыми. Их «сыгранность» продуманная режиссура, а также подбор находчивого и артистичного ведущего залог успеха.

Сценарий всегда является  только ориентиром. Он может быть сокращен, а некоторые задания изменены в соответствии с возможностями детей. Целесообразно заранее продумать сокращения или дополнения, которые могут произойти по ходу праздника, если в этом возникает необходимость.

Принцип четвертый. Сюжет праздника строится на вовлечении детей в происходящее, на их непринужденном общении с персонажами, на превращении зрителей в активных участниках. При этом у детей появляется возможность проявить свою эрудицию и находчивость, продемонстрировать свои знания и сообразительность. И, конечно же, получить признание своих достижений.

Согласно сценарию, во время праздника ведущий и другие персонажи будут обращаться к детям. Однако не следует предупреждать их об этом и тем более заранее готовить ответы. Пусть дети проявят находчивость и самостоятельность.