Готовим детей к жизни
консультация (подготовительная группа) на тему

Леонова Елена Александровна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zametka_dlya_rodit_gotovim_detey_k_zhizni.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:


(выступление на родительском собрании)

            Вера в человека, поиск  путей его максимальной реализации, уважение к растущей  личности ребенка,  к его  своеобразию  и индивидуальности, к  его праву на развитие и счастье – вот ядро современной педагогической концепции. Абсолютно идеальной схемы воспитания ребенка не существует. Необходимо  учитывать индивидуальные психологические и возрастные особенности ребенка. Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности  невозможны  без формирования нравственного идеала.  Главным  содержанием воспитания  становятся общечеловеческие ценности: добро, истина, красота, здоровье, идеалы  гуманизма и милосердия (дружба,  сотрудничество, любовь,  щедрость и др.).  

   Часто мы задаем вопрос: « С чего  следует начинать?» С себя, конечно. Самое важное, что нам, взрослым, следует   самим нацелиться на  выполнение  нравственных  законов жизни: делай добро, люби и прощай людей; относись к людям так, как хотелось бы,  чтобы относились к тебе; познай  себя и окружающий мир; бойся  обидеть  человека; умей  дарить людям  радость;  не  теряй оптимизма, ибо уныние -  тоже болезнь, болезнь духа.

  Оптимальной является  активная  позиция, когда в любой ситуации  ребенок  действует  самостоятельно, соблюдая следующие  принципы:

-доброжелательности и приветливости

-точности во времени и  словах

-щедрости материальной и  духовной

-деликатности, тактичности

-умения слушать  и слышать  человека

-умения говорить  и спрашивать, видеть другого

- способности оказывать помощь  и просить о помощи

Нравственный  выбор должен быть свободным, опираться на   совесть,  не порабощенную  примитивными  удовольствиями  и фантастическими  мечтаниями. На  многообразном жизненном пути, прежде чем совершить  какой-либо  поступок, следует  научиться спрашивать  себя: доброе ли это дело, по совести ли я поступаю?

 Чтобы  воспитать ребенка здоровым, с  недеформированной психикой, нужно  понимать его нужды  и потребности, знать  закономерности  его роста и развития. Понимание  потребности ребенка в любви, в сознании его нужности - фундамент человеческих потребностей.

   Для воспитания полноценного, здорового спокойного ребенка  необходимо очень многое: соблюдение  режима дня, правил личной гигиены, правил питания, занятия физкультурой по возрасту, для укрепления нервно-психической деятельности все это  необходимо вдвойне.

Есть семьи, где слово «нельзя» почти не употребляется, где господствует обстановка вседозволенности   и  постоянного умиления ребенком. Как правило, в таких семьях  ребенок растет взбалмошным, нетерпимым  к возражениям, человеком, которому все в жизни  будет очень легко.

  Детская нервозность может сформироваться  и когда  взрослые чересчур  придерживаются  определенной тактики  воспитания - на каждом шагу  ребенок слышит «нельзя». Нередко в таких семьях  строго  соблюдается  распорядок дня  и малейшее отклонение    от него рассматривается  как чрезвычайное происшествие. В  таких семьях  ребенок  растет  робким,  нерешительным,  иногда скрытным и  замкнутым.  На фоне  обычного  послушания  иногда  возникает  тупое  упрямство, немотивированные  вспышки  возбуждения, ожесточенность.  При слове «нельзя»  он все делает наоборот.  Это своеобразная реакция  протеста, осуществляемая  доступными  ребенку способами. С возрастом  подобные  бунтарские выходки  могут  все более  усугубляться, вплоть до побегов  из дома,  немотивированного воровства, агрессивности. Замечено, что  люди,  выросшие  в  строгой обстановке, нередко  отличаются  холодностью,  равнодушием,  и даже жестокостью.

   Анализируя детские проблемы, часто  приходится видеть,  что это проблемы  не детей, а взрослых, родителей. Ребенок лишь является  симптомом  какого-то  семейного неблагополучия, на себя он стягивает  все проблемы  семьи. Если  ребенок уходит  их школы или  из дома,  это протест школе   и семье,  всему образу жизни.  Если вы ломаете ребенка   под себя, проявляя при этом  авторитарность, дети делают  то же самое: он возвращает взрослым  их уроки, и тогда  «коса находит на  камень». А так как дети  в силу  общественного строя  чаще  оказываются  побежденными   родителями, они  вырастают  агрессивными  или пассивными, у них  накапливается озлобление или обида.

          У каждого ребенка должна быть  возможность  совершать  действие по  своему усмотрению и желанию (относительная свобода): гибкое время выполнения  уроков,  прогулок.  Следует  спокойно  объяснить ребенку, чем вызвано  ваше требование, но право выбора предоставляется ему, тогда и родительские ограничения будут легче восприниматься.

   Родительские ограничения, чрезмерные для детей - это все равно, что попытки перегородить  полноводную реку. Лучше  позаботиться, в какое русло  ее направить. Необходимы согласованные  действия всех членов семьи.

         Следует рассматривать  протест ребенка против  помощи  родителей и  ограничение  своих возможностей  не как обычное непослушание,  а как  проявление  детской самостоятельности. Эта  фаза важна  для нормального  развития  ребенка, т.к.  формирует способность     к самостоятельному,  волевому   поведению. Если взрослые  будут подавлять  детей, то вырастят  их зависимыми, сомневающимися  в себе людьми. Если наказывать ребенка,  имеющего  свое мнение, он вырастет  соглашающимся, не способным  отстаивать свои права человеком.

        Необходимо установить  правила и объяснить   их ребенку.

Следует сократить  «нельзя» и увеличить «можно». Требования  родителей должны  быть твердыми, но дружелюбными. Важно обеспечить   реальный успех  ребенка в какой-либо  деятельности, меньше  его  ругать  и больше  хвалить, не сравнивать с другими  детьми.  Если ребенок  медленно одевается, не фиксируйте  его внимание на этом, а если изменился в лучшую сторону, обязательно надо это отметить.

        Теплые, эмоциональные  отношения, доверительный  контакт со взрослым способствуют   снижению общей  тревожности. Если ребенок  не чувствует родительской любви, он инстинктивно   старается  привлечь к себе внимание своим негативным поведением.

  Если в детстве, даже имея  все необходимые  условия и блага, человек лишен любви, он вырастает с тяжелыми моральными и сексуальными дефектами.

          Мать должна  проявлять любовь к своему ребенку, но не  допускать, чтобы переходила  в сверхзаботу, мешающую детской самостоятельности.

        Потребность в самостоятельности – необходимое  качество, присущее ребенку, которое необходимо  всячески поддерживать, а не пресекать. Ребенок является объектом любви и заботы, но нужно, чтобы  сам он о ком-то заботился.  Необходимо научить   ребенка сочувствовать, сопереживать  радости  и боли  другого  человека  или животного.  Любовь -  не только чувства, но и действия, обращенные к другому, это радость  от доставления  радости  другому человеку, от того, что ему хорошо.

         Если идти  на поводу  у своих детей, выполняя  любые их желания, то они  вырастут эгоистами, не приученными  к порядку, не умеющими  себя ограничивать.  За пределами дома  такие дети  испытывают трудности - часто  они  бывают  отверженными, и их встречают с усмешками. Воспитывать детей в любви - не обязательно  решать их проблемы.  

Для ребенка  основной вид деятельности - общение, благодаря которому он самоутверждается, реализует  себя. Если общение с родителями не избавляет его от одиночества, то остается улица. Дети не выносят  чрезмерной родительской опеки, они бегут от постоянных  ожиданий  и требований. Это бегство  в поисках  свободы, самоутверждения.

          Иногда  внешне  кажется, что дома все спокойно, нет ни ссор, ни скандалов, но ребенок  вырастает приспособленным только к домашней обстановке. Стоит изменить условия (к примеру, отвести ребенка в детский сад), как тут же возникает  масса осложнений и невротических  реакций. Родители должны  заботиться не только о состоянии ребенка  в данный период  времени, но и о его готовности  к различным  возможным психологическим нагрузкам. С другой стороны, наносит вред  и чрезмерная забота о будущем ребенка,  интенсивная заготовка знаний  и умений впрок.  В этом случае  ребенок лишается детства, перегружается информацией.

          Необходимо формировать физиологию  здоровья, опираясь на ценностные ориентиры Надо осознать, что здоровье – это самое большое богатство , и приучить себя к мысли о необходимости  формирования потребности в здоровом образе жизни.

        Пройдут годы и наши дети станут взрослыми. Все то, что мы сегодня заложим в них – вернется к нам опять.

Леонова Е.А., воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Родительское собрание в подготовительной группе, проведенного в форме "Круглый стол"...

Родительское собрание "Готовим ребенка к жизни"

Конспект родительского собрания...

Деловая игра для детей и родителей "Готовим детей к школе. Что это значит?"

Деловая игра для родителей совместно с детьми, проводимая в рамках реализации педагогического проекта для детей подготовтельной к школе группы и их родителей "Готовим будущего школьника"...

Конспект родительского собрания по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни»

Обратить внимание родителей на    экономическое воспитание детей...

«Готовим детей к школе: формирование пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет».

Рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей будущих первоклассников, с перечнем игр и упражнений....

Конспект родительского собрания по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни».

Конспект родительского собрания по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни»....