Главные вкладки

    НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Куковерова Ольга Анатольевна

    Открытая непосредственно-образовательная деятельность  для детей подготовительной группы и их родителей к  23 февраля.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект для НОД63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Совместная непосредственно - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями на тему: 

    «Былинные богатыри нашей Русской земли»

    Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического ... 
    Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".

    И.А.Ильин.

                                                       Задачи:

    1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
    2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
    3.  Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
    4.  Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

                                           Активизация словаря:

    Богатырь, былина, сказитель, нараспев, витязь, , кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, , булава, ножны, оберёг.

                                                  Оборудование:

    Картина «Богатыри» В.М.Васнецова, «обереги» - дубовые листочки (на каждого ребёнка и гостей)

                                                  Ход:

    Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

    Слава русской стороне!

    Слава русской старине!

    И про эту старину

    Я рассказывать начну,

    Чтобы дети знать могли

    О делах родной земли.

    – Ребята, а кто такой богатырь? (ответы детей )

    Ребёнок читает стихотворение:

    Силён, как вольный ветер,        

    Могуч, как ураган.

    Он защищает землю

    От злобных басурман!

    Он силой доброю богат,

    Он защищает стольный град.

    Спасает бедных и детей

    И стариков и матерей!

    - Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

    Ответы детей:

    - Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

    - Что такое Былина?

    - Былина произошла от слова быль, было.

    - Кто слагал Былины о богатырях?

    Сказитель.

    - Как сказитель рассказывал Былину?

    - Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях,  их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,

    Да про старые, про бывалые,

    Да про битвы, да про сражения,

    Да про подвиги богатырские!

    - Почти в каждой из былин упоминается Киев:

    А он едет-то по славному чисту полю

    Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.

    Он приехал-то во славный стольный Киев-град

    А ко славному ко князю на широкий двор.

    А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви.

    Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь… Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами

    - В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов Кто это были ? (татары, печенеги ). Что они делали? ( Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.)

    - Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

    Подъехал он ко городу Чернигову.

    У того ли города Чернигова

    Нагнано врагов черным-черно,

    Он как стал-то эту силу великую

    И конём топтать и копьём колоть

    - И побил он эту силу великую.

    - Да, ребята, каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри.

    Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

    - Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри».

    Рассмотрим и побеседуем о ней.

    - Кто изображён на картине художника Васнецова?

    Ответы детей: Три богатыря.

    - Кто находится в центре картины?

    Ответы детей: Илья Муромец.

    - Как вы догадались, что это Илья Муромец?

    Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

    - Из того ли то из города из Мурома,

    Из того села да Карачарова

    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

    - Кто слева от Ильи Муромца?

    Ответы детей: Добрыня Никитич.

    - Расскажите о нём. Какой он? Ответы детей: (Спокойный, умный, рассудительный )

    Славный молодец Добрыня

    Взмылил конские бока,

    Прямоезжую дорогу

    Одолел в четыре дня

    О его победах слава

    На Руси давно гремит;

    Налетел, ударил справа,

    Под огонь подставил щит

    - Кто справа от Ильи Муромца?

    Ответы детей: Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

    - Какими качествами обладал Алёша Попович?

    Ответы детей: Хитростью, смекалкой, дерзостью.

    Первым вызвался Алеша -

    Сын ростовского попа.

    Для него любая ноша

    Легче мелкого клопа.

    Ни один лихой боярин 

    Перед ним не устоит;

    Под мечом его тугарин

    Потерял копьё и щит.

    - Как одеты богатыри?

    Ответы детей: На тело надета кольчуга – железная рубашка.

    - Зачем она нужна богатырям?

    Ответы детей: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

    - Что надето на головы богатырей?

    Ответы детей: Шлем.

    Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был по богаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

    - Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

    Ответы детей: Щиты, лук, колчан со стрелами, , топор, меч – булава.

    - Куда смотрит каждый из богатырей?

    Ответы детей: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

    - Что охраняют богатыри?

    Ответы детей: Землю русскую, её границы.

    - Главным другом богатырей был конь, лошадь. –Какая защита была у коня?

    - Знаете , как одним словом можно назвать этих богатырей?

    Ответы детей: Витязи! Крепкие духом !

    - А вы хотели бы стать богатырями?

    - Давайте проверим вашу выносливость.

    Физкультминутка

    Мы устали, засиделись (потянулись)

    Нам размяться захотелось (рука вверху, другая внизу – рывки)

    То на стену посмотрели

    То в окошко поглядели (смотрим в даль)

    Вправо, влево поворот

    А потом наоборот (повороты корпуса)

    Приседанья начинаем (стойка, ноги шире, руки на поясе)

    Ноги до конца сгибаем.

    Вверх и вниз, вверх и вниз

    Приседать не торопись.

    И в последний раз присели

    А теперь на место сели (садятся)

    У нас в группе - молодцы!

    Как один все – удальцы!

    Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

    Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословица говорит:

    Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

    Поговорки:

    Жить – родине служить.

    Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

    Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

    Человек без родины – что соловей без песни.

    Глупа та птица, которой своё гнездо не мило..

    Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет.

    Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

    Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

    Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вот как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

    А вот так просил благословления Добрыня Никитич:

    А приходит Добрынюшка Никитич к своей матушке,

    А к честной вдове Амельфе Тимофеевне,

    Просит у неё прощеньица - благословеньица:

    - Свет государыня, моя матушка! 

    Дай ты мне прощение-благословение 

    Ехать-то мне в Золотую Орду, 

    Выправлять-то дани-выходы за двенадцать лет.

    Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

    Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

    Ребята, знаете какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам?

    - Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными, а ещё любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

    А и сильные, могучие богатыри

    на славной Руси!

    Не скакать врагам по нашей Земле!

    Не топтать их коням

    Землю Русскую

    Не затмить им солнце наше красное!

    Век стоит Русь – не шатается!

    И века простоит – не шелохнётся!

    А преданья старины

    Забывать мы не должны.

    Слава русской старине!

    Слава русской стороне!

    А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

    А вы подарите вот эти талисманы – нашим гостям !...

    (дети садятся на места)

    Обращение к родителям :

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно -патриотических чувств у дошкольников.

    Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Каждому  слово «семья » - родное,

    Даже в слове  том  много  тепла,

    Оно – словно  солнце  большое,

    Полно  и  надежд, и  добра.

    Нас  согревают  мамины  руки,

     

    Они – словно  солнца  лучи,

    А  папины  руки  не  знают  скуки,

    Спасут  детвору  от  тревоги  они

    Беседа с родителями:

    1. Как происходит воспитание патриотических чувств в семье?

    2. Какие традиции, обычаи и реликвии есть в семье?

    3. У кого есть генеалогическое дерево?

    Используемая литература:

    Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход».- Москва, 2013 «Скрипторий»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Герои земли марийской

    Конспект занятия ко дню национального героя в подготовительной группе...

    Земля- наш дом родной. Сценарий развлечения к праздникуДень Земли

    Во всем мире 20 марта, по инициативе ООН, празднуется День Земли (англ. Earth Day). Причем в календаре международных праздников существует два Дня Земли – сегодняшний отм...

    Совместная непосредственно - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями на тему: «Былинные богатыри нашей Русской земли»

    Задачи:1.    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.2.    Оживить представлени...

    Конспект интегрированной деятельности ко дню земли: «Земля наш общий дом»

    Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

    Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

    Комплексное занятие в подготовительной группе «Герои земли Саратовской»

    Цель:Обучающая - познакомить детей с героями- саратовцами, погибшими во время ВОВ; расширить знания о памятных местах, улицах Саратова, посвященных героям.Развивающая - расширять кругозор детей, стрем...

    Смотр-конкурс литературно-музыкальных композиций "Героям войны поклон до земли".

    Смотр-конкурс литературно-музыкальных композиций, посвященному 70-летию Победы. Положение. Фотоотчет....