Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности».
методическая разработка на тему

Ольга Васильевна Solovyova

Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности».

 

Педагога дошкольного образования зачастую волнует вопрос:

правильно ли им выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

 Традиционная методика обучения и воспитания детей грамматически

правильной и связной речи не вызывает особого интереса у дошкольников,

да и составленные ими в процессе деятельности рассказы, истории в основном однообразны, повторяются, нередко являются вариантами рассказа самого воспитателя. Такая методика не ведет к развитию у ребенка самостоятельности при создании рассказа. С этим сложно не согласиться, т.к. практика убеждает нас в этом. К тому же времени на это обучение в детском саду выделяется немного, ребенок просто не успевает усвоить и понять, по каким же правилам строится рассказ, а от монотонности подобных традиционных занятий он быстро утомляется и теряет всяческий интерес к предоставляемой ему информации. Поэтому, проанализировав научно-теоретическую литературу по проблеме развития речи у дошкольников, я

решила использовать в своей практике более совершенные подходы и формы при непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей.

 Мною был разработан план работы на год. Этот вариант планирования был составлен на основе содержания деятельности, определенного разными комплексными программами.

Формой организации совместной (партнерской) деятельности взрослого и детей я выбрала «творческую мастерскую».

 Перед каждым запланированным мероприятием ставится одна цель – это составление детьми связного творческого рассказа по сюжетной картине/композиции, созданной самими дошкольниками и создание комиксов по результатам как речевого, так и творческого продукта. Основная дидактическая задача - усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине/композиции, а не обучение составлению

конкретного рассказа. Кроме этого ставились и другие задачи: o развивать творческие способности детей и их познавательную активность посредством изобразительной деятельности; o учить техническим приемам и способам изображения в разных видах

изобразительной деятельности; o воспитывать культуру деятельности, o формировать навыки сотрудничества; o способствовать развитию связной и грамматически правильной речи.

 Для того, чтобы прийти к намеченной цели необходимо провести долгую и плодотворную работу, которая потребует немало усилий и от детей и от самого педагога. Только тщательно продуманная педагогом организация деятельности сможет принести «хорошие плоды», успешные результаты. Особое внимание нужно уделить планированию подготовительной работы. Ее значение велико: чем лучше будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении самого рассказа, тем лучше и оригинальнее получатся тексты. Когда ребенок занимается продуктивной деятельностью, то есть изготавливает какую-либо пластилиновую фигурку или складывает ее из бумаги, то каждое его действие сопровождается словом (потешка, стихотворные строки, просто обсуждение и описание самой фигурки животного или предмета и т.д.), а в режимных моментах уже со всей группой проводятся беседы по теме (например, в утренние часы, перед

завтраком, на прогулке и т.д.). В ходе самой деятельности можно выделить несколько этапов:

 1. Формулировка темы/названия продуктивной работы. Определение цели

и задач, которые необходимо достичь и решить в ходе деятельности.

 2. Родитель-ребенок. На уже выбранную тему предлагается нарисовать

сюжетный рисунок, придумать к нему стихотворение или рассказ. Задание

это дается на дом и выполняется совместно с родителями.

 3. «Защита рисунка». Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя ировесников. На этом этапе работы важно развить у детей умение оценивать рассказы товарищей как по содержанию, так и по форме, замечать удачные слова и выражения, точно отражающие сюжеты рисунка или метко характеризующие события, предшествовавшие изображенному. После «защиты рисунка» детьми и педагогом при помощи голосования (можно использовать фишки) выбирается наиболее понравившийся рисунок, который впоследствии станет основой для создания сюжетной композиции/картины. В случае выбора двух и более рисунков предлагается соединить их в один, выделив при этом основные объекты.

 4. Составление схемы-рисунка с месторасположением объектов.

 5. Реализация замысла.

 6. Итоговое мероприятие. Составление творческого рассказа по созданной детьми сюжетной картине/композиции. Создание комиксов на основе полученного продукта деятельности.  В дальнейшем можно проводить работу в рамках одного интегрированного занятия, но в этом случае пропускаются 2, 3 и 4 этапы.

 Представленная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Такая организация деятельностного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества:

- «любознательный, активный»,

- «эмоционально отзывчивый»,

- «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками»,

- «способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий

элементарные общепринятые нормы и правила поведения»,

-«овладевший необходимыми умениями и навыками».

 

«Творческая мастерская» как форма организации совместной

деятельности взрослого и детей. Психолого-педагогические условия.

 При организации образовательной деятельности с детьми в форме

«творческой мастерской» мной соблюдались следующие психолого-

педагогические условия:

- стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к

непринужденно-доверительному);

- рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от

отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с

детьми);

- отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к

участию в выполнении определенной части работы и т.п.).

 В совместной партнерской деятельности меняется и положение детей:

-дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то иным. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ее

отсутствием.

- с детьми вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

- дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т.д., но сделает это хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не может справиться с работой сразу, он может продолжить ее в последующие дни, но обязательно должен стремиться к тому, чтобы добиться результата, в получении которого ему помогает педагог.

- работа в форме «мастерской» может проводиться как в процессе образовательной деятельности с детьми (вместо занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием), так и в ходе режимных моментов (в утренние часы до завтрака, после сна, в промежутке между полдником и ужином, после ужина и т.п.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом. Если  работа в форме «мастерской» осуществляется в образовательной деятельности, то по длительности она, даже для увлеченных работой детей, не должна превышать норм СанПиНа. В ходе режимных моментов работа в «мастерской» регулируется в соответствии с распорядком дня, но по длительности она также не должна превышать норм СанПиНа.

- при организации работы с детьми педагогу важно, с одной стороны, обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребенок не завершил начатое им дело. Для этого в деликатной форме педагог должен своим участием, поддержкой, с помощью соответствующей мотивации, используя индивидуальный подход к каждому ребенку, добиваться завершения работы.

 Конечно же, если развивающая среда мало оснащена необходимыми атрибутами для проведения продуктивной деятельности или недостаточно подготовлена, то о хороших результатах и речи быть не может. Если в плане стоит сделать сюжетную композицию оригами+рисование, то в «мастерской» обязательно должны быть ножницы, цветная бумага (иногда может потребоваться и картон), ватман, клей ПВА, кисточка для клея и для красок, краски (гуашь), зубная щетка, вата; из пластилина – мягкий пластилин, стеки, зубные палочки, картон для основания, простой карандаш (если это картина) и ластик; для лоскутной аппликации необходимо наличие густо накрахмаленной хлопчатобумажной ткани, кальки, клея ПВА, лоскут холста или мешковины для основы, ножниц, карандаша, картона для изготовления шаблонов и т.д. Безусловно, огромное значение имеет материальное оснащение. Например, в лепке можно использовать современный яркий и эластичный пластилин, который через некоторое время засыхает и ребенок потом может играть своим продуктом деятельности на протяжении нескольких лет, не боясь того, что эта самодельная игрушка сломается через минуту прямо у него в руках. В своей работе я особое внимание уделяю подбору цветовой гаммы, то есть использую яркие насыщенные цвета, чтобы  ребенок как можно больше испытывал положительные эмоции и лучше запоминал предметы (объекты) для дальнейшего их описания. Мы, педагоги, не всегда знаем как правильно сделать птицу или кошку из бумаги, как слепить рыжего и хитрого кота, поэтому и возникают трудности при проведении художественно-творческой деятельности. Во избежание этого я приобрела современную литературу, где красочно подробно описано, что и как делать, если мы захотели слепить бегемота или построить бумажный кораблик.

 Реализация творческого продукта сопровождается речевыми упражнениями (с группой детей и индивидуально), которые на последнем этапе работы помогут детям более полно, связно, грамматически правильно составить творческий рассказ. Для, так скажем, облегчения этой работы, я оформила картотеку «игр и упражнений по развитию речи», игротеку «Пальчиковая гимнастика», настольно-печатные игры «Крылатые выражения», «Пословицы и поговорки», «Составляем рассказ по серии сюжетных картинок» и другие, сделала подборку материала для индивидуальной работы с дошкольниками по развитию связной речи. Реализация этапов подготовительной работы. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной композиции.

 Теория и практика дошкольного образования показывают, что ДОУ как уникальная педагогическая система не может быть монотехнологичным, политехнологизм в образовании сегодня неизбежен. В предлагаемой

мною разработке я использую следующие технологии: личносто-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, технология проектной деятельности. Основная задача, которую я перед собой поставила – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Существенное отличие от традиционных форм образовательно-воспитательного процесса дошкольников заключается в том, что картина/сюжетная композиция создается руками детей.

 Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по сюжетной композиции происходит во время подготовительной работы до планируемого (итогового) мероприятия. Работа проводится коллективно, в подгруппах, индивидуально. К участию в продуктивной деятельности необходимо привлечь каждого ребенка (сегодня или на следующий день не имеет значения), чтобы из простого наблюдателя он стал непосредственным участником. Результат продуктивной деятельности находится в группе в специально отведенном месте, чтобы ребенок в любое время мог подойти посмотреть, с кем-то что-то обсудить, что-либо сделать или помочь в этом другому ребенку. Продолжительность всей работы – 3 недели. В пятницу, к концу 3-ей недели рекомендуется проводить итоговое занятие (мероприятие) со всей группой детей. Оно включает в себя составление творческих

рассказов по сюжетной композиции/картине и создание по ней комиксов.

Лучше, конечно, рассказы детей зафиксировать на бумаге, чтобы в последующие дни использовать их для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки. На основе анализа рассказа каждого ребенка строится индивидуальная работа по обогащению связной речи дошкольника. В конце занятия воспитатель читает свой образец рассказа, это будет служить стимулом у детей для составления рассказов по следующей картине.

 Далее мне бы хотелось привести пример такой организованной деятельности.

 Подготовка к работе заключалась в следующем: определение темы работы, заготовка речевых игр и упражнений, подвижных игр на эту тему, примерный план составления творческого рассказа, а также - пластилин, стеки, основа для пластилиновой сюжетной композиции.

 Итак, в начале первого этапа была проведена беседа с детьми о кошках и мышках. Дети делились впечатлениями из собственных наблюдений за этими животными, рассказывали необычайные истории о том, как их кошка Мурка ловила мышей на даче или как кот Васька долго дружил с домашней мышкой по кличке Чудик и ни разу ее не обидел. Интересно детям было послушать и рассказы воспитателя из личного опыта. После бурных обсуждений детям было предложено отразить это все в лепке, т.е.

сделать сюжетную композицию на тему «Встреча кота и мышки». Дети охотно согласились, и я предложила им сначала нарисовать рисунок, а если они затрудняются, то нарисовать его дома вместе с родителями, придумать к нему историю или сочинить стихотворение (второй этап). Дети очень эмоционально на это отреагировали, и на следующий день каждый из них принес уже готовый продукт своей деятельности. Что самое интересное, родители очень ответственно к этому подошли и помогли своему ребенку осуществить задуманное.

 На третьем этапе дети «защищали» свои рисунки. Они оценивались детьми, затем выбиралась лучшая работа. Именно по ней и решили делать пластилиновую сюжетную композицию.

 Четвертый этап. Чтобы иметь полное представление о том, что мы хотим сделать, нами была нарисована схема из кружочков определенной цветовой гаммы. Каждый из них обозначал какой-либо предмет. Если кружочек был красный, то мы использовали красный пластилин и т.д.  И вот мы начали реализацию своего замысла (пятый этап). Никогда не думала, что детям это так понравится. Здесь нам очень помогла книга Рони Орен «Секреты пластилина», где последовательно описано как лепить мышку, кошку. Скажу честно, до этой минуты я боялась, что все «провалится» и дети не справятся с заданием и потеряют интерес. Но, к моему удивлению (как это ни странно звучит) дети легко усвоили эту технику и лепили желаемые фигурки и предметы с превеликим удовольствием.

 Во избежание трудностей при составлении творческих рассказов на

итоговом мероприятии я проводила подготовительную работу с детьми на протяжении всей их творческой деятельности: рассматривание, беседа, чтение художественной литературы, словарная работа, игры и упражнения по развитию связной и грамматически правильной речи.

 На последнем шестом этапе работы я провела интегрированное занятие, на котором ребята составляли творческие рассказы по созданной ими пластилиновой композиции и принимали участие в создании комиксов.

Таким образом, каждый этап подготовительной работы по-своему

значим:

- заинтересовать ребенка предлагаемой деятельностью,

- осуществить взаимосвязь между ребенком и родителем,

- поспособствовать умению составлять оригинальные творческие рассказы без помощи взрослого,

- сотрудничать со сверстниками при достижении общей цели.

 

Анализ результатов речевой деятельности детей.

 

 Анализ результатов речевой деятельности детей я проводила на третьем этапе подготовительной работы и на заключительном этапе.

 При «защите рисунка» дети с большим трудом составляли небольшие сюжетные рассказы, редко использовали прилагательные, в основном было перечисление предметов и действий, нарушали логику изложения, отсутствовало разнообразие лексики, а звуковое оформление высказывания было прерывистым и невыразительным При составлении текста дети не видели «красоты» - цветовая гамма словно отсутствовала.

Поэтому для продуктивной деятельности я использовала яркий пластилин, чтобы ребятам в дальнейшем было проще обозначить оттенки изображаемого, например: голубой комод, рыжий кот, серая мышь и т.д.

 Из текстов, составленных детьми на заключительном этапе видно, что дети свободно оперируют своим словарем, используют сравнения прилагательных, синонимы, антонимы разных частей речи. Таким образом, специальная работа над смысловой стороной слова

способствует обогащению речи детей образными словами и выражениями.

 Для построения связного монологического высказывания большое

значение имеет произвольность, преднамеренность использования средств

языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами,

употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые

служат наиболее точной передаче замысла говорящего.

 Задания на выбор слова, на подбор синонимов и антонимов не только

способствует пониманию смысла слова, но и формируют способность отбора

слов (игры «Назови признак», «Скажи наоборот». «Закончи предложение» и

др.).

 После проведения подготовительных этапов к творческому рассказыванию уровень речевых умений детей значительно повысился. Это говорит об эффективности данной работы. И подтверждает, что успешное формирование речи у дошкольников достигается:

- на основе работы по развитию всех сторон речи;

- на основе специальных упражнений;

- ознакомления с произведениями художественной литературы,

когда происходит осознанное заимствование выразительных

авторских средств;

- на основе использования художественного творчества, в процессе которого дети испытывают положительный всплеск эмоций, «проживают» всю историю (рассказ, сказку) совместно с героями, т.к. сами принимают активное участие в создании этих персонажей.

 

 Детям понравилось заниматься продуктивной деятельностью в «творческой мастерской», создавать комиксы своими руками (как в современных детских журналах, которые им покупают родители). Скажу откровенно, я очень довольна полученными результатами работы: положительные эмоции, позитивный настрой детей и их умение сотрудничать друг с другом, а самое главное – их оригинальные творческие рассказы.

 

 Литература

1. Волшебная мастерская. Пластилиновые чудеса. Пособие для детей 4-7лет. Т.Е.Лаптева.-М.:»Просвещение», 2011г.

2. Занятия по развитию речи детей 5-7 лет/Под ред. О.С.Ушаковой. М.:ТЦ Сфера, 2010г.

3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Подготовительная группа/ авт.-сост. Н.В. Лободина. –Волгоград:

Учитель, 2012г.

4. Комплексное перспективное планирование. Подготовительная группа/Под ред. Т.С Комаровой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.

5. Педагогические технологии в дошкольном образовании./Хабарова Т.В. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

6. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа под общей редакцией Л.Л.Тимофеевой. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2012г.

7. Секреты пластилина: Учебное пособие./ Орен Р.-М.: Махаон, Азбука-

Аттикус, 2011г.

8. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине:

Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-2- е изд., испр. и доп../Сидорчук Т.А., Лелюх С.В..-М.: АРКТИ,2010г.

9. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/[О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе и др.]. – М.: Просвещение, 2012г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_teme.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности».

Педагога дошкольного образования зачастую волнует вопрос:

правильно ли им выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

 Традиционная методика обучения и воспитания детей грамматически

правильной и связной речи не вызывает особого интереса у дошкольников,

да и составленные ими в процессе деятельности рассказы, истории в основном однообразны, повторяются, нередко являются вариантами рассказа самого воспитателя. Такая методика не ведет к развитию у ребенка самостоятельности при создании рассказа. С этим сложно не согласиться, т.к. практика убеждает нас в этом. К тому же времени на это обучение в детском саду выделяется немного, ребенок просто не успевает усвоить и понять, по каким же правилам строится рассказ, а от монотонности подобных традиционных занятий он быстро утомляется и теряет всяческий интерес к предоставляемой ему информации. Поэтому, проанализировав научно-теоретическую литературу по проблеме развития речи у дошкольников, я

решила использовать в своей практике более совершенные подходы и формы при непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей.

 Мною был разработан план работы на год. Этот вариант планирования был составлен на основе содержания деятельности, определенного разными комплексными программами.

Формой организации совместной (партнерской) деятельности взрослого и детей я выбрала «творческую мастерскую».

 Перед каждым запланированным мероприятием ставится одна цель – это составление детьми связного творческого рассказа по сюжетной картине/композиции, созданной самими дошкольниками и создание комиксов по результатам как речевого, так и творческого продукта. Основная дидактическая задача - усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине/композиции, а не обучение составлению

конкретного рассказа. Кроме этого ставились и другие задачи: o развивать творческие способности детей и их познавательную активность посредством изобразительной деятельности; o учить техническим приемам и способам изображения в разных видах

изобразительной деятельности; o воспитывать культуру деятельности, o формировать навыки сотрудничества; o способствовать развитию связной и грамматически правильной речи.

 Для того, чтобы прийти к намеченной цели необходимо провести долгую и плодотворную работу, которая потребует немало усилий и от детей и от самого педагога. Только тщательно продуманная педагогом организация деятельности сможет принести «хорошие плоды», успешные результаты. Особое внимание нужно уделить планированию подготовительной работы. Ее значение велико: чем лучше будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении самого рассказа, тем лучше и оригинальнее получатся тексты. Когда ребенок занимается продуктивной деятельностью, то есть изготавливает какую-либо пластилиновую фигурку или складывает ее из бумаги, то каждое его действие сопровождается словом (потешка, стихотворные строки, просто обсуждение и описание самой фигурки животного или предмета и т.д.), а в режимных моментах уже со всей группой проводятся беседы по теме (например, в утренние часы, перед

завтраком, на прогулке и т.д.). В ходе самой деятельности можно выделить несколько этапов:

 1. Формулировка темы/названия продуктивной работы. Определение цели

и задач, которые необходимо достичь и решить в ходе деятельности.

 2. Родитель-ребенок. На уже выбранную тему предлагается нарисовать

сюжетный рисунок, придумать к нему стихотворение или рассказ. Задание

это дается на дом и выполняется совместно с родителями.

 3. «Защита рисунка». Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя ировесников. На этом этапе работы важно развить у детей умение оценивать рассказы товарищей как по содержанию, так и по форме, замечать удачные слова и выражения, точно отражающие сюжеты рисунка или метко характеризующие события, предшествовавшие изображенному. После «защиты рисунка» детьми и педагогом при помощи голосования (можно использовать фишки) выбирается наиболее понравившийся рисунок, который впоследствии станет основой для создания сюжетной композиции/картины. В случае выбора двух и более рисунков предлагается соединить их в один, выделив при этом основные объекты.

 4. Составление схемы-рисунка с месторасположением объектов.

 5. Реализация замысла.

 6. Итоговое мероприятие. Составление творческого рассказа по созданной детьми сюжетной картине/композиции. Создание комиксов на основе полученного продукта деятельности.  В дальнейшем можно проводить работу в рамках одного интегрированного занятия, но в этом случае пропускаются 2, 3 и 4 этапы.

 Представленная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Такая организация деятельностного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества:

- «любознательный, активный»,

- «эмоционально отзывчивый»,

- «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками»,

- «способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий

элементарные общепринятые нормы и правила поведения»,

-«овладевший необходимыми умениями и навыками».

«Творческая мастерская» как форма организации совместной

деятельности взрослого и детей. Психолого-педагогические условия.

 При организации образовательной деятельности с детьми в форме

«творческой мастерской» мной соблюдались следующие психолого-

педагогические условия:

- стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к

непринужденно-доверительному);

- рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от

отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с

детьми);

- отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к

участию в выполнении определенной части работы и т.п.).

 В совместной партнерской деятельности меняется и положение детей:

-дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то иным. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ее

отсутствием.

- с детьми вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

- дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т.д., но сделает это хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не может справиться с работой сразу, он может продолжить ее в последующие дни, но обязательно должен стремиться к тому, чтобы добиться результата, в получении которого ему помогает педагог.

- работа в форме «мастерской» может проводиться как в процессе образовательной деятельности с детьми (вместо занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием), так и в ходе режимных моментов (в утренние часы до завтрака, после сна, в промежутке между полдником и ужином, после ужина и т.п.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом. Если  работа в форме «мастерской» осуществляется в образовательной деятельности, то по длительности она, даже для увлеченных работой детей, не должна превышать норм СанПиНа. В ходе режимных моментов работа в «мастерской» регулируется в соответствии с распорядком дня, но по длительности она также не должна превышать норм СанПиНа.

- при организации работы с детьми педагогу важно, с одной стороны, обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребенок не завершил начатое им дело. Для этого в деликатной форме педагог должен своим участием, поддержкой, с помощью соответствующей мотивации, используя индивидуальный подход к каждому ребенку, добиваться завершения работы.

 Конечно же, если развивающая среда мало оснащена необходимыми атрибутами для проведения продуктивной деятельности или недостаточно подготовлена, то о хороших результатах и речи быть не может. Если в плане стоит сделать сюжетную композицию оригами+рисование, то в «мастерской» обязательно должны быть ножницы, цветная бумага (иногда может потребоваться и картон), ватман, клей ПВА, кисточка для клея и для красок, краски (гуашь), зубная щетка, вата; из пластилина – мягкий пластилин, стеки, зубные палочки, картон для основания, простой карандаш (если это картина) и ластик; для лоскутной аппликации необходимо наличие густо накрахмаленной хлопчатобумажной ткани, кальки, клея ПВА, лоскут холста или мешковины для основы, ножниц, карандаша, картона для изготовления шаблонов и т.д. Безусловно, огромное значение имеет материальное оснащение. Например, в лепке можно использовать современный яркий и эластичный пластилин, который через некоторое время засыхает и ребенок потом может играть своим продуктом деятельности на протяжении нескольких лет, не боясь того, что эта самодельная игрушка сломается через минуту прямо у него в руках. В своей работе я особое внимание уделяю подбору цветовой гаммы, то есть использую яркие насыщенные цвета, чтобы  ребенок как можно больше испытывал положительные эмоции и лучше запоминал предметы (объекты) для дальнейшего их описания. Мы, педагоги, не всегда знаем как правильно сделать птицу или кошку из бумаги, как слепить рыжего и хитрого кота, поэтому и возникают трудности при проведении художественно-творческой деятельности. Во избежание этого я приобрела современную литературу, где красочно подробно описано, что и как делать, если мы захотели слепить бегемота или построить бумажный кораблик.

 Реализация творческого продукта сопровождается речевыми упражнениями (с группой детей и индивидуально), которые на последнем этапе работы помогут детям более полно, связно, грамматически правильно составить творческий рассказ. Для, так скажем, облегчения этой работы, я оформила картотеку «игр и упражнений по развитию речи», игротеку «Пальчиковая гимнастика», настольно-печатные игры «Крылатые выражения», «Пословицы и поговорки», «Составляем рассказ по серии сюжетных картинок» и другие, сделала подборку материала для индивидуальной работы с дошкольниками по развитию связной речи. Реализация этапов подготовительной работы. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной композиции.

 Теория и практика дошкольного образования показывают, что ДОУ как уникальная педагогическая система не может быть монотехнологичным, политехнологизм в образовании сегодня неизбежен. В предлагаемой

мною разработке я использую следующие технологии: личносто-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, технология проектной деятельности. Основная задача, которую я перед собой поставила – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Существенное отличие от традиционных форм образовательно-воспитательного процесса дошкольников заключается в том, что картина/сюжетная композиция создается руками детей.

 Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по сюжетной композиции происходит во время подготовительной работы до планируемого (итогового) мероприятия. Работа проводится коллективно, в подгруппах, индивидуально. К участию в продуктивной деятельности необходимо привлечь каждого ребенка (сегодня или на следующий день не имеет значения), чтобы из простого наблюдателя он стал непосредственным участником. Результат продуктивной деятельности находится в группе в специально отведенном месте, чтобы ребенок в любое время мог подойти посмотреть, с кем-то что-то обсудить, что-либо сделать или помочь в этом другому ребенку. Продолжительность всей работы – 3 недели. В пятницу, к концу 3-ей недели рекомендуется проводить итоговое занятие (мероприятие) со всей группой детей. Оно включает в себя составление творческих

рассказов по сюжетной композиции/картине и создание по ней комиксов.

Лучше, конечно, рассказы детей зафиксировать на бумаге, чтобы в последующие дни использовать их для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки. На основе анализа рассказа каждого ребенка строится индивидуальная работа по обогащению связной речи дошкольника. В конце занятия воспитатель читает свой образец рассказа, это будет служить стимулом у детей для составления рассказов по следующей картине.

 Далее мне бы хотелось привести пример такой организованной деятельности.

 Подготовка к работе заключалась в следующем: определение темы работы, заготовка речевых игр и упражнений, подвижных игр на эту тему, примерный план составления творческого рассказа, а также - пластилин, стеки, основа для пластилиновой сюжетной композиции.

 Итак, в начале первого этапа была проведена беседа с детьми о кошках и мышках. Дети делились впечатлениями из собственных наблюдений за этими животными, рассказывали необычайные истории о том, как их кошка Мурка ловила мышей на даче или как кот Васька долго дружил с домашней мышкой по кличке Чудик и ни разу ее не обидел. Интересно детям было послушать и рассказы воспитателя из личного опыта. После бурных обсуждений детям было предложено отразить это все в лепке, т.е.

сделать сюжетную композицию на тему «Встреча кота и мышки». Дети охотно согласились, и я предложила им сначала нарисовать рисунок, а если они затрудняются, то нарисовать его дома вместе с родителями, придумать к нему историю или сочинить стихотворение (второй этап). Дети очень эмоционально на это отреагировали, и на следующий день каждый из них принес уже готовый продукт своей деятельности. Что самое интересное, родители очень ответственно к этому подошли и помогли своему ребенку осуществить задуманное.

 На третьем этапе дети «защищали» свои рисунки. Они оценивались детьми, затем выбиралась лучшая работа. Именно по ней и решили делать пластилиновую сюжетную композицию.

 Четвертый этап. Чтобы иметь полное представление о том, что мы хотим сделать, нами была нарисована схема из кружочков определенной цветовой гаммы. Каждый из них обозначал какой-либо предмет. Если кружочек был красный, то мы использовали красный пластилин и т.д.  И вот мы начали реализацию своего замысла (пятый этап). Никогда не думала, что детям это так понравится. Здесь нам очень помогла книга Рони Орен «Секреты пластилина», где последовательно описано как лепить мышку, кошку. Скажу честно, до этой минуты я боялась, что все «провалится» и дети не справятся с заданием и потеряют интерес. Но, к моему удивлению (как это ни странно звучит) дети легко усвоили эту технику и лепили желаемые фигурки и предметы с превеликим удовольствием.

 Во избежание трудностей при составлении творческих рассказов на

итоговом мероприятии я проводила подготовительную работу с детьми на протяжении всей их творческой деятельности: рассматривание, беседа, чтение художественной литературы, словарная работа, игры и упражнения по развитию связной и грамматически правильной речи.

 На последнем шестом этапе работы я провела интегрированное занятие, на котором ребята составляли творческие рассказы по созданной ими пластилиновой композиции и принимали участие в создании комиксов.

Таким образом, каждый этап подготовительной работы по-своему

значим:

- заинтересовать ребенка предлагаемой деятельностью,

- осуществить взаимосвязь между ребенком и родителем,

- поспособствовать умению составлять оригинальные творческие рассказы без помощи взрослого,

- сотрудничать со сверстниками при достижении общей цели.

Анализ результатов речевой деятельности детей.

 Анализ результатов речевой деятельности детей я проводила на третьем этапе подготовительной работы и на заключительном этапе.

 При «защите рисунка» дети с большим трудом составляли небольшие сюжетные рассказы, редко использовали прилагательные, в основном было перечисление предметов и действий, нарушали логику изложения, отсутствовало разнообразие лексики, а звуковое оформление высказывания было прерывистым и невыразительным При составлении текста дети не видели «красоты» - цветовая гамма словно отсутствовала.

Поэтому для продуктивной деятельности я использовала яркий пластилин, чтобы ребятам в дальнейшем было проще обозначить оттенки изображаемого, например: голубой комод, рыжий кот, серая мышь и т.д.

 Из текстов, составленных детьми на заключительном этапе видно, что дети свободно оперируют своим словарем, используют сравнения прилагательных, синонимы, антонимы разных частей речи. Таким образом, специальная работа над смысловой стороной слова

способствует обогащению речи детей образными словами и выражениями.

 Для построения связного монологического высказывания большое

значение имеет произвольность, преднамеренность использования средств

языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами,

употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые

служат наиболее точной передаче замысла говорящего.

 Задания на выбор слова, на подбор синонимов и антонимов не только

способствует пониманию смысла слова, но и формируют способность отбора

слов (игры «Назови признак», «Скажи наоборот». «Закончи предложение» и

др.).

 После проведения подготовительных этапов к творческому рассказыванию уровень речевых умений детей значительно повысился. Это говорит об эффективности данной работы. И подтверждает, что успешное формирование речи у дошкольников достигается:

- на основе работы по развитию всех сторон речи;

- на основе специальных упражнений;

- ознакомления с произведениями художественной литературы,

когда происходит осознанное заимствование выразительных

авторских средств;

- на основе использования художественного творчества, в процессе которого дети испытывают положительный всплеск эмоций, «проживают» всю историю (рассказ, сказку) совместно с героями, т.к. сами принимают активное участие в создании этих персонажей.

 Детям понравилось заниматься продуктивной деятельностью в «творческой мастерской», создавать комиксы своими руками (как в современных детских журналах, которые им покупают родители). Скажу откровенно, я очень довольна полученными результатами работы: положительные эмоции, позитивный настрой детей и их умение сотрудничать друг с другом, а самое главное – их оригинальные творческие рассказы.

 Литература

1. Волшебная мастерская. Пластилиновые чудеса. Пособие для детей 4-7лет. Т.Е.Лаптева.-М.:»Просвещение», 2011г.

2. Занятия по развитию речи детей 5-7 лет/Под ред. О.С.Ушаковой. М.:ТЦ Сфера, 2010г.

3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Подготовительная группа/ авт.-сост. Н.В. Лободина. –Волгоград:

Учитель, 2012г.

4. Комплексное перспективное планирование. Подготовительная группа/Под ред. Т.С Комаровой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.

5. Педагогические технологии в дошкольном образовании./Хабарова Т.В. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

6. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа под общей редакцией Л.Л.Тимофеевой. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2012г.

7. Секреты пластилина: Учебное пособие./ Орен Р.-М.: Махаон, Азбука-

Аттикус, 2011г.

8. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине:

Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-2- е изд., испр. и доп../Сидорчук Т.А., Лелюх С.В..-М.: АРКТИ,2010г.

9. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/[О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе и др.]. – М.: Просвещение, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по теме "Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по развитию речевой активности у детей подготовительного к школе возраста посредством художественного творчества....

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале произведений М.П. Шевченко)»

Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с удивительными рассказами нашего земляка, почётного гражданина города Россоши - Михаила Петровича Шевченко....

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова на материале произведений К.Д. Ушинского»

К.Д. Ушинский - русский педагог, основоположник русской классической школы, замечательный детский писатель. Его произведения жизненны, поучительны, интересны. Почитайте детям детские рассказы К.Д. Уши...

План по самообразованию на 2020-2021 г. Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а так же игра выступает как важное средство воспитания, а еще лучше этот процесс проходит в сюжетно-ролевой игре....

Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале детских стихов В. В. Беликова)»

Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с детскими стихами писателя-краеведа, члена Союза писателей России, нашего земляка В. В. Беликова, расскроет богатый внутренний мир автора....