Статья на тему: Психофизиологические причины возникновения школьных проблем
материал (подготовительная группа) на тему

Волкова Елена Константиновна

Статья поможет педагогам и родителям определить и предотатить школьные проблемы у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_trudnostey_v_shkole.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьные трудности. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной  неуспеваемости. Если школьные трудности отражают неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...

Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьных трудностей?

Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы.

Ослабленные, часто болеющие дети, как правило, имеют низкую неустойчивую работоспособность, повышенную утомляемость, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, легко отвлекаются, что неизбежно ведет к целому комплексу трудностей в обучении, особенно на начальном этапе. Нервно-психическая сфера ребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания, непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы ребенка и также привести к ухудшению его психического здоровья. Недостаточность психических процессов, которая характерна для этих детей, может быть связана с нарушениями познавательных функций при сохранности наиболее элементарных навыков.

Особая причина школьных трудностей - нарушения функционального развития мозга.

Исследования ММД свидетельствуют о специфическом характере трудностей, возникающих при подобных нарушениях, особенно при освоении навыка письма, чтения, математики. В основе этих трудностей лежат дифференцированные нарушения восприятия (зрительного, слухового), моторики, речи, интегративных функций, высших психических функций.

Гипер возбудимость- причина двигательной расторможенности, нарушения внимания, нарушения ряда высших психических функций.

Незрелость зрительно-пространственного восприятия.

Несформированность в развитии этих функций может оказывать влияние на всю сложную функциональную систему организации деятельности (письма, чтения), тормозить процесс ее формирования.

Несформированность речи, отставание в речевом развитии лежит в основе многих форм интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений и это вполне объяснимо, т. к. речь выполняет коммуникативную, регулирующую и программирующую функции. 

Именно речь побуждает к действию, и понимание инструкции (задания) является главным компонентом организации целенаправленной (произвольной) деятельности. Речь (в том числе внутренняя) регулирует поведение ребенка, более того - сам ребенок осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности вербально.. Речь становится регулятором действия для ребенка 5-7 лет не сама по себе, а во взаимосвязи с практическим действием.

У детей с нарушениями речевого развития отмечается сложная картина специфических трудностей не только при обучении письму и чтению, но и выраженные трудности при обучении математике и другим предметам, связанные с трудностями восприятия вербальной инструкции (задачи, задания), трудностью перевода ее в конкретное действие.

Леворукие дети - это не однородная группа.  Леворукость как причина школьных трудностей вполне реальна, но для того, чтобы помощь ребенку была эффективной, необходимо разобраться в механизмах возникающих проблем.

Выделяются три основных вида леворукости: генетически закрепленная (наследственная), компенсаторная (патологическая), вынужденная (социальная). У леворуких детей с генетически закрепленной леворукостью (семейным левшеством) может не быть никаких особых проблем, выходящих за рамки индивидуальных особенностей, характерных как для праворуких, так и для леворуких детей. У леворуких детей с компенсаторной (патологической) леворукостью, возникающей чаще всего при дисфункции левого полушария, может отмечаться комплекс специфических трудностей. Левое полушарие мозга регулирует движения правой руки. Правое полушарие регулирует движения левой руки. Если у ребенка по какой-то причине, например, из-за родовой травмы, нарушена деятельность левого полушария, то его функцию на раннем этапе развития может взять на себя неповрежденное правое полушарие, и тогда ведущей (наиболее активной), становится левая рука. У таких леворуких детей очень часто отмечаются и нарушения речевого развития и нарушения в организации деятельности. Это вполне объяснимо, т.к. основные речевые центры расположены в левом полушарии и дисфункция левого полушария у детей с компенсаторной леворукостью одновременно вызывает и нарушения речевого развития. У таких детей нередко страдают и зрительно-пространственное восприятие, и зрительно-моторные координации, что ведет в свою очередь к возникновению и развитию комплекса школьных трудностей.

Третья группа - так называемые вынужденные леворукие. Сломанная в раннем детстве и неудачно сросшаяся правая рука не такая уж редкость, и ребенок привыкает работать левой, тренирует ее. Сложнокоординированные движения у вынужденных леворуких затруднены. Они неловки, движения их неточны, медленны, двигательные навыки формируются длительно и с большим трудом.

Медлительность связана с уровнем активации ЦНС и скоростью развертывания отдельных операций в процессе деятельности.

Скоростная и темповая характеристики организации деятельности, особенно максимальный темп, генетически заданы и имеют значительный разброс индивидуальных значений, которые невозможно оценивать в категориях «хорошо - плохо», т.к. любая деятельность может быть быстрой, но качественной и некачественной, либо медленной и также качественной и некачественной. Медлительные дети, даже очень способные и хорошо подготовленные к школе, буквально с первого дня становятся отстающими в прямом смысле этого слова. Особенностью таких детей является более длительное включение в деятельность, трудность переключения на новый вид деятельности, резкое снижение объема усваиваемой информации при увеличении темпа ее подачи, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Трудности письма, чтения, счета в сочетании со стрессом из-за постоянного ограничения времени и недовольства взрослых приводят не только к возникновению школьных проблем, но и к выраженным нарушениям физического и психического здоровья. Неправильная педагогическая тактика и форсированный темп обучения становятся основными причинами трудностей медлительных детей. Причиной школьных трудностей являются не особенности медлительных детей, а недостаточный учет их особенностей, неверная тактика и методика работы в школе и дома.

В качестве причин школьных трудностей часто рассматривается уровень интеллектуального развития.

Действительно, особенности интеллектуального развития (а это комплексная характеристика, включающая запас сведений и знаний, особенности мышления, уровень функционального развития, специфику организации деятельности) существенно сказываются на проявлении различных трудностей при обучении. Однако общий высокий уровень интеллектуального развития нередко сочетается с так называемыми парциальными (частичными) дефектами функционального развития. И именно эти дефекты при достаточно высоком уровне интеллектуального развития способны стать причиной комплекса школьных проблем.

Несоответствие методик и программ обучения функциональным, возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Несоответствие режимов и методов обучения функциональным возможностям детей ведет к нарастающему ухудшению состояния здоровья школьников, увеличению числа учащихся, испытывающих непроходящие трудности при обучении. Особую настороженность вызывают попытки интенсифицировать учебный процесс, сделать главным критерием успешности скорость. Это относится в первую очередь к стремлению ряда педагогов увеличить скорость чтения вслух до 120-150 слов. Такая скорость не только очень трудна для артикуляционных движений, но, главное, при такой скорости подачи информации (а чтение вслух и есть подача информации самому себе) она просто не усваивается, т. к. оптимальной является скорость 80-90 слов в минуту. Необдуманные, необоснованные рекомендации, как в этом случае, не только не могут дать ожидаемого эффекта, но способны нанести вред здоровью детей. Стресс отставания, стресс неуспевающих приводит к тяжелейшим неврозам, а отрицательные эмоции, включаясь в структуру поведения, либо побуждают к деятельности, либо формируют механизмы ее избегания. Изменить формирующуюся в начальной школе структуру эмоционально-потребностной сферы на следующих этапах развития и обучения чрезвычайно сложно.

Это лишь основные причины возможных психофизиологических механизмов возникновения и различных трудностей в обучении у школьников. 

Московский педагогический государственный университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Контрольная работа по дисциплине:

«Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с основами диагностики.»

Выполнила студентка 501 группы

заочного отделения

Волкова Елена Константиновна

Преподаватель: доцент

Холмогорова Н.В.

Москва 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Психолого-педагогические причины возникновения школьных трудностей

Консультация для воспитателей по теме: Психолого-педагогические причины возникновения школьных трудностей...

Статья на тему: Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возрастаДети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только де...

Консультация по обж на тему «Агрессия. Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявления»

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых отк...

Статья на тему "Шесть причин отдать ребенка в музыкальную школу"

Помните: музыкальная школа, папочка с нотами в руке, строгая учительница отсчитывает «и раз, и два…», занудные диктанты на сольфеджио и распевки на хоре?.. А еще бесконечн...

Статья на тему:" Психофизиологическая структура письма и речевые предпосылки его формирования"

СТАТЬЯ НА ТЕМУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПИСЬМА И РЕЧЕВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. В данной статье описывается психофизиологическая структура письма и речевые предпосылки его формирования....

Родительское собрание на тему: «Конфликты. Причины возникновения и пути решения.»

Конфликты, возникающие между педагогом и родителями, способы их разрешения...