Где начинается "дедовщина"?
консультация на тему

Панина Марина Николаевна

Консультация для воспитателей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Где начинается «дедовщина»?

(консультация для воспитателей и родителей)

2007-2008 уч.год.

Где начинается «дедовщина»?

Не секрет, что истоки так называемой «дедовщины», или издевательства над другими людьми, восходят к дошкольному детству. Примерно к старшему дошкольному возрасту, т.е. к 5 годам, дети проходят настоящую школу выживания, включающую агрессивное поведение отдельных детей, ненормативную лексику, обзывательства и дразнилки, порчу и насильственный отъём игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т.п.

Пятилетний возраст не рассматривается как критический, однако, по мнению отечественных психологов, это очень важный переломный этап в развитии ребёнка, причём особо остро он проявляется именно во взаимоотношениях с ровесниками. В 5 лет на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряжённое внимание к ровесникам, эмоциональная вовлечённость в их действия и сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника порой огорчают, обижают, вызывают агрессивную реакцию, а его неудачи, напротив, радуют, вызывают чувства облегчения и уверенности в собственной состоятельности.

Хочется обратить внимание, что именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно и демонстративно завидовать ровесникам, задирать их, соперничать с ними и так же демонстративно подчёркивать собственные преимущества. Острота эмоциональных реакций может принимать форму плача, ярко выраженной спонтанной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Поддержка взрослым (симпатия, восхищение, одобрение и пр.) одного ребёнка воспринимается другим как вызов.

С психологической точки зрения данный возрастной период воспринимается осознанием собственного Я, его оцениванием и выделением в нём отдельных способностей, умений, качеств, но только в сопоставлении с другими; причём этих «других» всецело заменяет сверстник. Сопоставление себя с другими наблюдается не только в их реальном повседневном взаимодействии, но и во внутренней жизни самого ребёнка. Сопоставление направлено на противопоставление себя другим: «Что я хуже других? Нет, я лучше!»

 Решающее значение для ребёнка 5 лет имеет доказательство собственного превосходства над другими. Например, ребёнок может принести в детский сад жвачки, конфеты, игрушки, фантики, но не для того, чтобы съесть их или играть с ними, а для того, чтобы похвастаться перед ровесниками, т.е. наблюдается устойчивая потребность в самоутверждении, что в итоге приводит к напряжённости, конфликтам, внутренней дисгармонии. Так возникают истоки агрессивного поведения, которое со временем может вылиться в психологическую травлю, т.е. повторяющееся агрессивное поведение, направленное на конкретного человека, который принимает роль жертвы.

Следует заметить, что подобное встречается не массово и характерно лишь для отдельных детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападения могут принимать форму провокаций, т.е. проверки границ допустимых пространств и меры дозволенного. Постепенно эти ситуации нападения, психологического или физического, начинают затрагивать всех участников, как непосредственных («зачинщик», «агрессор», «жертва»), так и сторонних («наблюдатель»).

Основной целью нападения, как правило, является  получение удовольствия, удовлетворения от утверждения своей физической или психологической власти над другим человеком. Физическое насилие включает драки, порчу, отъём и прятание личного имущества; психологическое (вербальное) – обзывательства, дразнилки, насмешки, запугивание, ненормативную лексику, угрозы, распространение сплетен, а также социальное исключение: бойкот, преследование, изгнание, отчуждение (причём, девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному исключению, мальчики – физическому насилию).

Получается, что отрицательный опыт выстраивания отношений в коллективе может усваиваться ребёнком ещё в дошкольном детстве – в детском саду, семье, во дворе.

Причинами детской агрессии, проявляющейся в насилии и травле, могут быть желание самоутвердиться (унижающий преследует цель продемонстрировать своё лидерство), стремление униженного взять реванш, разозлить, оскорбить, унизить сверстника, привлечь внимание, оказаться в компании нападающих, боязнь стать «жертвой».

Агрессия является феноменом «социального научения». Вовремя не остановленная, она становится разрешённым способом решения проблем в группе детей. В результате они усваивают допустимость выстраивания подобных отношений.

Причиной агрессивности может стать семья, в которой ребёнка подвергают физическим, вербальным, психологическим формам насилия или в которой подобное насилие он наблюдает по отношению к кому-то другому. К неблагополучным факторам риска возникновения агрессивности относится также конфликтная внутрисемейная ситуация (появление отчима, мачехи, нового члена семьи или, наоборот, потеря значимого близкого), равнодушное, пренебрежительное или гиперопекающее отношение к ребёнку, завышенные притязания родителей относительно его игровой, учебной и иной деятельности, а также развития в целом, соперничество и недружелюбная семейная атмосфера и пр.

Можно выделить и другие социальные факторы: девиантное, т.е. отклоняющееся от нормы, поведение окружающих ребёнка людей, влияние средств массовой информации, пропагандирующих культ насилия в повседневной жизни, переполненность групп детских садов, неудачи ребёнка, нескладывающиеся отношения с воспитателями, сверстниками и пр.

Чтобы агрессия приняла форму травли, достаточно одного ребёнка в группе, склонного к самоутверждению за счёт унижения других. Как правило, дети-агрессоры являются сильными, самоуверенными личностями, в поведении которых преобладают демонстративность и провокационность. Дети-жертвы отличаются тревожностью, боязливостью, зачастую могут иметь заниженную самооценку. В ситуации насилия они предпочитают отступить, убежать, зареветь, приблизиться к взрослому.

Можно выделить отдельную группу детей – так называемых провоцирующих жертв, способных (в зависимости от ситуации) и на провокационное, и на агрессивное поведение. Такие дети характеризуются ранимостью, импульсивностью, стремлением к нападению, что в результате провоцирует и других детей с агрессивным поведением к нападению.

Можно выделить группу детей с обострённым чувством собственного достоинства и справедливости, отстаивающих своё личное пространство и его границы при их нарушении другими детьми. Как правило, именно такие дети попадаются на глаза при активном сопротивлении «агрессору» и именно они оказываются наказанными за неподобающее поведение.

Ситуация насилия, травли является травматической и по своей природе, и по своим последствиям, поскольку затрагивает и изматывает всех: и активных, и пассивных её участников. В группе, где издевательства и унижения встречаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, проблемами в общении, игровой, учебной деятельности и т.п. Такую детскую группу трудно назвать коллективом: взаимодействие приобретает уродливые формы.

К сожалению, достаточно типичными стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблематичное и требующее немедленного вмешательства. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насильственное разрешение ситуации.

Вмешательство же взрослых в ситуации насилия необходимо, иначе «агрессор» начнёт воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают отрицательный опыт построения взаимоотношений в коллективе. Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора и без учёта личного «вклада» каждого ребёнка в её создание и разрешение. Такая тактика взрослого недопустима, ребёнку непонятна его роль в ситуации. Особую обиду и чувство несправедливости испытывают «жертвы», когда их наказывают наравне с истинными виновниками ситуации насилия; «агрессоры» торжествуют победу, чувствуют свою безнаказанность и разрешение и дальше действовать в том же духе.

  Пик детской агрессивности достигает своего апогея в подростковом возрасте. Именно в это время наблюдается абсолютное неповиновение взрослому, увеличивается насилие. Поэтому крайне важно не запускать ситуации насилия в любых его формах и проявлениях, а корректировать их уже в дошкольном возрасте. Нередки примеры того, как воспитатели силой своего авторитета подавляют детское насилие (как было сказано ранее), без детального разбора ситуации и научения допустимому поведению.

К сожалению многие воспитатели считают насилием только грубые акты вандализма, например уничтожение имущества, избиения, драки. Педагоги часто не обращают внимание на сигналы детей о нарушении личного пространства другими детьми, считая это всего лишь баловством, шуткой, но не более. Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку допускают  сарказм как средство педагогического воздействия; например, говорят так: «Надо же, жалобная книга у нас появилась», «Прекратите ябедничать» и пр.

Работать над проблемой насилия необходимо с самых первых его проявлений в детском коллективе. Прежде всего целесообразно публично заявить о правилах допустимого или разрешённого поведения и о запретах на неподобающее поведение, а также предложить коллективно обсудить эти правила.

Педагогу необходимо быть посредниками между конфликтующими сторонами, отдавая предпочтение допустимому поведению и поощряя детей, выбравших ненасильственные способы разрешения конфликтов.

В целом работу над проблемой можно разделить на этапы:

-подготовительный – работа над правилами разрешённого и запрещённого поведения;

-основной – работа «по горячим следам», т.е. подробный анализ поведения и эмоционального состояния участников ситуации, рефлексивное осознание конфликтующими сторонами собственных действий в перспективе развития ситуации нападения;

-примирительный – выбор совместной стратегии, направленной на примирение и заключение устных соглашений по его рекомендации, а также санкций на запрещённое по условиям договора поведение;

-испытательно-контрольный – определение испытательного срока для реализации условий устного соглашения и договора о запрещённом поведении с последующим контролем за поведением и встречами участников конфликтной ситуации.

Работа над проблемами детского насилия должна проводиться систематически, постоянно с обязательным привлечением внимания к проблеме родителей. Только тогда возможно взять под контроль ситуацию и достичь желаемых результатов.