ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДОМ РЕБЕНКА «ЁЛОЧКА»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Метод проектов
в трудовом воспитании дошкольников»
Подготовила
воспитатель
Голтаева Н.И.
г.Симферополь 2016г.
Содержание
I. Введение
1. Метод проектов – эффективный способ трудового воспитания дошкольников.
2. Сущность метода проектов.
3. Классификация, формы, этапы проектной деятельности.
4. Принципы и методы проектной деятельности
5. Правила проведения проектных занятий:
• Психологическая атмосфера занятий.
• Санитарно-гигиенические условия проведения.
II. Заключение
III. Литература
- Введение
1. Метод проектов – эффективный способ трудового воспитания дошкольников.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Трудовое воспитание в современной Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі» является обязательным компонентом развития базових и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.
В энциклопедическом словаре понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач:
1. помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности; приобретении трудовых навыков, умений.
2. развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Качество формирования социальной компетентности дошкольника в трудовом воспитании в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу нередко уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей порой эпизодична, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.
Для поддержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.
Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.
Педагоги в своей работе используют методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активизации дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.
Однако такой подход носит эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему может интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности, метод проектов, который актуален и очень эффективен в этом отношении.
2. Сущность метода проектов.
“Метод проектов” научно обосновал и разработал американский педагог Джон Дьюи (1859 – 1952). Этот популярный в России в 20-е годы XX века дидактический метод был неоправданно забыт и сейчас возрождается в новом содержании. Он предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей:
– вначале педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;
– затем педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми (дополняют или изменяют, предлагают новые идеи). Составляется план работы.
– и, наконец, реализация проекта (в соответствии с намеченным планом).
Такая организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием из личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе делания.
Джон Дьюи считает, что с помощью “метода проектов” достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Он доказывал, что система знаний должна сложиться в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действия (делания). Обучение должно иметь форму исследования, экспериментирования, применение уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка, поэтому ее “невозможно выполнять механически, не отбирая материалы для наблюдений”. Это путь развития научного мышления.
Последователь Дьюи В.Х.Килпатрик (1871-1965) развил понятие проекта. По его мнению, это «намеренное действие, производимое от всего сердца в социальной среде». В ходе проектной работы получение и проверка знаний и умений должны иметь место в конкретных социальных ситуациях, связанных с каждодневной жизнью (что более поучительно). Следует при этом создавать ученикам условия для действий, к которым они имеют естественные склонности и которые помогают им удовлетворять эти склонности. В определенных таким образом условиях проектного образования ученики развивают свою самостоятельность, инновационность, упорство, воображение, умение действовать совместно.
В определении Килпатрика самым важным в проекте было предпринять действие с определенным намерением и с определенной целью, так как решающим критерием метода должна быть позитивная мотивация. Проект обычно предполагал три фазы: намерение, планирование, проведение; Килпатрик же добавил еще оценку. Следует подчеркнуть, что самым важным в проекте, независимо от его типа, является ориентация на учащегося. Меньшее значение Килпатрик отводит ориентировке на действительность или на продукт.
Килпатрик расширил также значение понятия «метод». Метод проектов он считал общим методом образования, главным дидактическим принципом. Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике, учатся мыслить. Это и есть составляющее интеллектуального развития (развитие способности к дальнейшему образованию).
Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
Ученый доказывает, что связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.
Формирование социальной компетентности дошкольников – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.
3. Классификация, формы, этапы проектной деятельности.
Проектная деятельность - специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта в рамках определённых этапов.
Проектная деятельность:
– активизирует у детей творческое мышление, формирует умение решать различные проблемы, способствует более продуктивной умственной деятельности;
– интегрирует в себе элементы познавательной, игровой, коммуникативной и образовательную деятельности.
– дети приобретают позитивный опыт проектирования, пробных поисковых действий, опыт разных способов сотрудничества (воспитатель - дети, ребенок – ребенок, ребенок – родители, разновозрастное сотрудничество)
Характерные черты проекта:
– предполагают наличие значимой для детей проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
– проекты направлены на достижение конкретных целей;
– ограничены во времени;
– выполнение проекта подразумевает практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов, конкретный предполагаемый продукт;
– использование различных приемов и методов работы: определение проблемы, генерирование идей для решения проблемы, планирование работы, распределение деятельности между участниками/группами участников, оформление конечных результатов, представление проекта, подведение итогов и др.
Следовательно, педагог должен:
– Создать ситуацию для выявления проблемы;
– Помочь определить конкретную цель;
– Определить время реализации проекта;
– формировать у детей проектные умения.
Классификация проектов:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Формы и методы работы над проектом со всеми участниками образовательного процесса
С детьми:
– Игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и др.);
– Познавательная деятельность (экскурсии, занятия);
– Конструирование (изготовление макетов);
– Развитие речи (составление творческих рассказов, беседы с детьми, знакомство с творчеством писателей)
С педагогами:
– Консультации
– Семинары
– Совместная работа по реализации проекта
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
– На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
– Разработка плана достижения цели
– Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
– Составление плана-схемы проекта.
– Сбор накопленного материала.
– Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
– Задания для самостоятельного выполнения.
– Презентация проекта, открытое занятие.
Виды проектов в ДОУ:
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные;
- межгрупповые;
- творческие;
- групповые;
- индивидуальные;
- исследовательские.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
Этапы реализации проектной деятельности:
– выбор темы
– сбор сведений
– выбор проектов
– реализация проектов
– презентация проектов
Основные этапы метода проектов:
Целеполагание | Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. Ребенку необходимо помочь понять, что следует сделать, чтобы решить проблему проекта, в каком продукте можно будет воплотить найденный способ решения проблемы. |
Разработка проекта | План деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы можно использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели. |
Выполнение проекта | Практическая часть |
Подведение итогов | Определение задач для новых проектов |
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
4. Принципы и методы проектной деятельности.
Принципы, используемые в работе по проекту:
- принцип доступности; его практическая реализация вытекает из того, что материал и дидактические игры подбираются согласно достигнутого уровня;
- принцип индивидуальной направленности;
- принцип личной направленности;
- принцип самостоятельной деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип моделирования, позволяющий активнее влиять на процесс усвоения материала за счет создания новой предметной “реальности”, в которой ребёнок является активной стороной действия;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип прочности; так как память человека имеет избирательный характер, то чем интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, а моделирование способствует лучшему закреплению знаний, умений и навыков;
- принцип мотивации основывается на поддержании у детей интереса к изучаемому предмету;
- принцип проблемности. Находясь в новой ситуации, ребёнок осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы.
В предложенном подходе особое внимание уделяется таким методам, как наблюдение и эксперимент.
Наблюдениям придаётся активный характер; как метод – используется повсеместно, будь то целенаправленное наблюдение, или как элемент занятия, прогулки, экскурсии, ухода за животными, работы в уголке природы и т. д.
Развитию наглядно-образного мышления помогает демонстрация опытов и постановка экспериментов, что неизменно вызывает повышенный интерес у детей и обретение новых знаний об окружающем мире. Чтобы ярче вырисовался образ наблюдаемого объекта или явления, ставятся вопросы в логической последовательности, помогая детям понять причинно-следственные связи, формируя выводы, делая обобщения. Итогом такой работы должен стать перенос обретённых знаний в новую ситуацию, что соответствует концепции развивающего обучения.
Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и т.д., а, следовательно, органично вписывается в общую воспитательную канву ДОУ.
Необходимо использовать игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов и явлений; игры на развитие умения сопоставлять и делать умозаключения, на развитие внимания, сообразительности, на умение обобщать и классифицировать. (Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас).
Известно, что главная задача дошкольного учреждения – помочь ребёнку самореализоваться. При этом важно сохранить ему здоровье, воспитать его доброжелательным, умным, любознательным; обеспечить каждому атмосферу психологического комфорта, уважая его свободу и достоинство. Ещё И.Кант говорил: “Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьётся умничанье, модничанье, тщеславие”. Нужно внимательно следить, чтобы не допустить перегрузки.
Учитывая разные интересы, наклонности, способности, психофизиологические особенности детей, следует осуществлять дифференцированный подход к детям, что позволяет каждому ребёнку проявить себя с хорошей стороны. Это обеспечивает индивидуализацию обучения и воспитания.
- Правила проведения проектных занятий.
Психологическая атмосфера занятий.
В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детстве в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей.
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. При проведении проектных мероприятий этот момент приобретает особое значение.
Организуя проектные занятия, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Сюда относятся:
• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе ДОУ – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
• разнообразие деятельности детей в ходе проекта – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
• и наконец, проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий.
Эмоционально-поддерживающий компонент среды
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей воспитателю необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
• развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние.
Эмоционально-настраивающий компонент среды
При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.
Оформление помещения в процессе проектной деятельности должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки.
Музыкальный фон создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.
Следует позаботиться об оборудовании, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка, а имеющиеся уже интерьер и оборудование пересмотреть с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды
Потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. В проектной деятельности, предполагающей творческий, исследовательский процесс, этот момент следует учитывать в особенности.
Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.
Эмоционально-активизирующий компонент среды
Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать в план проекта игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
• игры с детьми на накопление эмоций;
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
• игры на преодоление негативных эмоций;
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.
Эмоционально-тренирующий компонент среды
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важны они и для здоровых детей в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи:
• фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
• подражательно воспроизводить чужие эмоции;
• фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций;
• анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
• повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях;
• контроль ощущений.
Санитарно-гигиенические условия проведения.
Полноценная подготовка дошкольников к трудовой деятельности, в том числе при проведении проектных занятий, невозможна без создания здоровых условий для посильного труда детей. В своей деятельности работники должны руководствоваться такими принципами: "Охрана труда – охрана здоровья ребенка".
Выполнение гигиенических требований во время организации и проведения труда дошкольников предусматривает создание таких условий, которые содействуют общему развитию детей и укреплению их здоровья.
Воспитателю для организации трудовой деятельности необходимо помнить такие важные аспекты:
- содержание работы, предлагаемой детям;
- характер трудовых операций и рабочая позиция;
- место труда в режиме дня;
- индивидуальные возможности каждого;
- особенности обстановки.
Необходимо помнить, что не все виды труда одинаково влияют на состояние здоровья детей и их физическое развитие.
Организовывая трудовые поручения, необходимо учитывать, что в детском саду нельзя привлекать малышей к работам, связанным с образованием пыли, а также тех, которые могут содержать опасность переноса инфекции. Запрещаются трудовые задания, которые заключаются в перенесении тяжелых предметов в течение всего времени их выполнения. Воспитателю нужно помнить о том, что каждые 7-10 минут необходимо менять содержание деятельности ребенка, использовать для работы инвентарь определенного веса. Для этого необходимо обозначить черточкой уровень, до которого будет наливаться вода, насыпаться песок.
В детском саду во время организации труда дошкольников ставятся такие санитарно-гигиенические и педагогические требования:
1) соответствие работы возрастным особенностям и возможностям;
2) доступность трудовых поручений для выполнения детьми;
3) постепенный переход от поручений простого содержания к сложным.
Дошкольникам не следует предлагать такие трудовые задания, с которыми они не справятся: отсутствие ожидаемого результата негативно повлияет на желание трудиться. Целесообразно неоднократно предлагать детям выполнить работу одинакового содержания труда, чтобы вырабатывалось умение производить определенные действия и операции.
В дошкольном заведении необходимо помнить о том, что трудовое воспитание тесно связано с физическим, поскольку в процессе труда у детей формируются или совершенствуются определенные двигательные навыки. Приложение физических усилий развивает координацию движений, укрепляет костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы, улучшает обмен веществ. Виды труда, которые требуют попеременной работы разных групп мышц, способствуют улучшению координации движений, повышают выносливость. Следовательно, воспитатель должен так организовать труд дошкольников, чтобы обеспечивались смена рабочей позиции, чередование разных видов деятельности, устраивались активные подвижные перерывы.
В дошкольном учреждении необходимо иметь наборы предметов и инструментов, необходимых для выполнения детьми трудовых заданий.
Для самообслуживания и хозяйственно-бытового труда:
- щетки для подметания пола;
- тряпки для вытирания пыли;
- щетки и совки для сметания крошек со стола;
- щетки для обуви и одежды;
- небольшие ванночки для стирки кукольного белья и посуды;
- клеенчатые передники;
- маленькие ведерки и прищепки для белья.
Для дежурств:
- доску для дежурств;
- передники для дежурных (белые - для дежурств по столовой, разноцветные - для дежурств в уголке природы);
- щетки, ведерки, совки, тряпки.
Для дежурств в уголке живой природы:
- чашки, лейки, термометр, ведерки.
Для работы на огороде и в цветнике:
- ведерки, лопатки, грабли, носилки, тележку, этикетки, колышки, веники.
II. Заключение
Как видно из вышеизложенного, метод проектов в трудовом воспитании дошкольников является весьма перспективным и полезным как для педагогов, так и для воспитанников. Так, в результате применения проектной деятельности в практике работы педагоги овладевают эффективными способами педагогического воздействия на детей, а именно проблемным обучением, игровыми и образовательными ситуациями, использованием моделей и схем в ходе трудового процесса. Они приобретают умение строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности. Работа по формированию социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности становится постоянной, систематичной. Это положительно сказывается на активизации дошкольников, позволяет ребенку быть субъектом своей деятельности, осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Метод проектов очень помогает в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Работа над проектом невозможна без сотрудничества: совокупности устойчивых способов взаимодействия педагога и ребёнка, в основе которых лежит принцип взаимного уважения друг друга, взаимной зависимости и ответственности в осознании цели коллективной деятельности. Главная суть сотрудничества в том, что педагог не ведёт за собой, а помогает ребёнку определить очередную цель и пути к ней. Роль ребёнка состоит не столько в точном исполнении указаний, а в более полной реализации создаваемых воспитателем предпосылок для осуществления поиска. Предварительно создаётся проблемная ситуация.
Таким образом, целью проектной деятельности является создание модели развивающего пространства.
Итак, по нашему мнению, интегрированный подход к методу проектов – такая организационная форма работы, которую можно рассматривать, как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность детей-партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта. Он является эффективным способом педагогического воздействия, позволяющим успешно решать задачи трудового обучения дошкольников.
ІІІ. ЛИТЕРАТУРА
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". М., Мозаика-Синтез, 2016.
- Куцакова Л. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2016.
- Шорыгина Т. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. М., Сфера, 2014.
- Лабутина Н., Иванова А., Гусева Н. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. М., Вентана-Граф, 2016.
- Дыбина О. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. М., Сфера, 2014.
- Осечкина Л. И., Чапкова В. В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. М., АРКТИ, 2015.
- Дени М. Развивающие игры для любознательных малышей. М., Клевер Медиа Групп, 2016.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. М., Сфера, 2016.
- Мосягина Л. Парциальная программа по курсу "Экологическое воспитание" для детей группы младшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет). М., Детство-Пресс, 2016.
- Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. М. Мозаика-Синтез, 2013.
- Гогоберидзе А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗов. СПб, Питер, 2015.
- Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М., Феникс, 2015 г.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М., Академия (Academia), 2013.
- Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы. М., Учитель, 2016.
- Мазанова Е.В., Гладышева Н.Н., Писаренко С.Н. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы". М., Учитель, 2014.
- http://pedsovet.su/publ/177-1-0-2852
- http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preschool/natural/
- http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/trudovoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html
- http://raguda.ru/sk/trudovoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общем родительском собрании по теме: "Трудовое воспитание дошкольников".
Обсуждение с родителями темы:"Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"....
Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников»
Консультация для родителей на тему:«Трудовое воспитание дошкольников»...
Консультация для педагогов на тему: "Трудовое воспитание дошкольников"
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника....
Методы и приемы трудового воспитания дошкольников
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если ис...
Месяц Май- "Основные методы и приёмы трудового воспитания дошкольников".
Создание у детей практического опыта трудовой деятельности....
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"
laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...
Трудовое воспитание дошкольников. Методы, приемы
В последние годы в России происходит некоторая переоценка ценностей, которая оказывает влияние на все население, и особенно на подрастающее поколение. Это влияние не всегда положительно, и, вне всяког...