консультация для родителей на тему :"Агрессивное поведение детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Фисун Лариса Ивановна

Проблема агрессивности одна из центральных психологических и педагогических задач, так как, начиная уже с раннего возраста, современные дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессии. Дошкольное детство – наиболее ответственный возраст в силу насыщенными кризисными периодами, интенсивного формирования всех сторон личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл агрессивное поведение25.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Агрессивное поведение детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность общества.

Проблема агрессивности одна из центральных психолого0педагогических задач, так как, начиная уже с раннего возраста, современные дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессии. Дошкольное детство – наиболее ответственный возраст в силу насыщенными кризисными периодами, интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.

         Главное в том, что  у каждого  ребенка возникает вопрос: что поможет ему построить гармоничные отношения с миром – агрессия или гуманность?

         Ребенок дошкольного возраста – это ребенок, которым преимущественно правят эмоции, и именно по этой причине характеристики эмоциональной сфере ребенка служат основными показателями психического развития в норме и при различных отклонениях. Проявления агрессии в разных формах характерны для большинства дошкольников. Но если с установленными правилами и нормами поведения, агрессия занимает преобладающее место, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируюсь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются  возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и для самого себя. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психических механизмов. Хотелось бы отметить

тех исследователей, кто изучал проблему детской агрессивности: И.А.Фурманов, Г.Э.Бреслав, Е.Е.Алексеева, А.Г.Долгова и другие.

         Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к проявлению насилия, значительно отличаются от своих сверстников не только внешними проявлениями, но и психологическими особенностями. Становиться ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития общества, но и имеет некоторые особенности, которые мало известны.

         В настоящей работе мы попробуем разобраться в том, что же такое детская агрессия и рассмотрим проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявления особенностей агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс возникновения и развития агрессии у  младших дошкольников.

Предмет исследования: особенности агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Рассмотреть проблему исследования в психолого-педагогической литературе.

Определить понятия «агрессия» и «агрессивность».

Проанализировать концепцию происхождения агрессии.

Изучить особенности механизмов социализации.

Выявить методы профилактики и коррекции детской агрессии.

Методы исследования:

Теоретические: анализ и обобщение научных данных идей по теме курсовой работы.

        Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате в результате теоретико-методологического анализа обобщены научные знания по проблеме детской агрессивности.

         

1.1.Понятия «агрессивность», «агрессия».

         Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияют на образ жизни детей, вызывая в частности, нарушения эмоциональных отношений с окружающими людьми. Отклонения в поведении детей – одна из центральных психолого–педагогических проблем. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к росту отклоняющегося поведения среди детей. Нарушение поведения часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «агрессивное поведение».

         Агрессивное поведение – понятие неоднозначное как в терминологическом смысле, так и в содержательном плане.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.  

Агрессивность - свойство личности, заключающиеся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.

Агрессивное поведение складывается из следующих компонентов:

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

1. Социализированная.

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

2.Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию.

1.2.  Основные подходы к происхождению агрессии

         Под агрессивностью понимают действие ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

1. Наиболее нормальной и наименее патологической формой агрессии является игровое насилие. Оно используется человеком в целях демонстрации своей силы и ловкости, а не в целях разрушения, и не мотивированно ненавистью или деструктивностью.

2. Гораздо более распространенным является реактивное насилие. Это агрессия, которая проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества.

3. Враждебность, возникающая из зависти и ревности. Как ревность, так и зависть являются специфическими видами фрустрации. Зависть и ревность может обостряться у него еще и тем, что он не только не получает желаемого, но при этом осознает, что кто-то другой пользуется этим вместо него.

4. Мстительное насилие. Отличается от реактивного тем, что ущерб уже нанесен и применение силы больше не является функцией защиты.

5. Деструктивность, мотивированная потрясением веры. Возникает, как правило, в результате нарушения доверительных отношений между детьми и родителями.

Реакция на подобные переживания могут быть разными:

А. Формирование самостоятельности и независимости.

Б.Формирование скептицизма.

В. Формирование иллюзии защиты.

Г. Формирование накопительства.

Д. Формирование циничной ненависти.

6. Компенсаторное насилие. Это насилие служит человеку в качестве замены продуктивной деятельности.

7. Садизм. Это понятие трактуется, как импульс полностью подчинить другого человека своей власти, сделать его беспомощным объектом собственной воли.

8. Архаическая жажда крови. Отражает биологическую связь человека и природы: убийство из пристрастия страха собственного развития, очеловечивания.

1.3 Профилактика  и коррекция детской агрессии

         Прежде чем начать работу по коррекции агрессивного поведения, необходимо понять, с какими детьми вы будете работать. Каждый специалист должен учитывать возрастные особенности ребенка в коррекционной работе

Работа с агрессивными детьми должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.

Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.

Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.

Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно-потребностной сферы), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других - ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.

Современными психологами предлагаются занятия по снижению уровня агрессивности:

Тренинги (дети могут посещать их вместе с родителями)

Релаксация, направленная на расслабление различных групп мышц

Ролевая игра, направленная на разрешение конфликтных ситуаций

Сюрпризный момент (например, приглашение в группу известного детям сказочного героя) и др.

Работа с агрессивными детьми имеет ряд особенностей. Главная задача в такой работе - помочь ребенку преодолеть внутреннюю изоляцию, проявить способность к эмпатии, к нормальному общению со сверстниками. Занятия по снижению агрессивности могут проводиться в различных формах.

Очень важной является работа с родителями. Как уже отмечалось ранее, детям младшего возраста свойственно испытывать потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае важно поддержать своего ребенка.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.

На современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.

В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте.

Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.

В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.

В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

На основании изученной литературы можно прийти к заключению, что хотя мнения современных представителей вышеописанных направлений различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.

Агрессия у детей дошкольного возраста. Методы работы.

Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста:

Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Вероятно, это может быть результат воспитания и начальных годов жизни: минимальное общение с матерью, недостаток ласки, частые необоснованные наказания.

 Помните, не реагировать на детскую агрессию нельзя, иначе она может преобразоваться в безнаказанность и вседозволенность.

Знайте, что агрессивный ребёнок требует особенной помощи родителей и педагогов. Детская агрессия, особенно в дошкольном возрасте - это, в первую очередь отражение внутреннего дискомфорта, неспособность адекватно отвечать на происходящие события.

Агрессивный ребёнок чаще других чувствует себя ненужным. Он пытается привлечь внимание и получается у него это «в меру своих сил и своего жизненного опыта». Подобные действия  могут вызывает у взрослых и сверстников отрицательную реакцию.

Агрессия у как взрослых детей, так и в дошкольном возрасте очень часто делает детей подозрительными и настороженными. Такие дети стремятся переложить свою вину на других.

Если Вы заметили признаки агрессии у своего ребенка, Вы немедленно должны ему помочь.

Признаки агрессии у детей:

- постоянно теряет контроль над собой

- постоянно пытается спорить, ругается со взрослыми.

- постоянно отказывается выполнять правила.

- постоянно специально раздражает людей.

- постоянно винит других в своих ошибках.

- постоянно сердится и отказывается сделать что-либо.

- постоянно завистлив, мстителен.

- Чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.

Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Дайте выход гневу!

Если спрятать гнев внутри подсознания, медленно, но верно формируется хранилище для гнева. И самое ужасное, что это не бездонное пространство, и в определенный момент оно обязательно переполнится и гнев выплеснется наружу на человека, который попался под руку.

Негативное чувство внутри нас, постепенно приведет к возникновению у нас различных болезней соматического характера (желудок, сердце, голова).

Психологи рекомендуют в момент наивысшего накала страстей, дать возможность ребёнку выплеснуть свою агрессию, сделать то, что он хочет: например вместе с ним нарисовать обидчика, представить его в самых разных ситуациях, написать, то что хочет Ваш ребенок или сделать запись под его диктовку.

Психологи отмечают то, что вовремя не выплеснувший свой гнев и агрессию ребёнок, пойдёт иному пути, пути мести.

Можно придумать игру «обзывалки». Перебрасывая друг другу мяч, можно называть друг друга необидными словами (обговаривается условие, какими можно заранее). В такой список могут быть включены названия предметов мебели, название овощей и фруктов, канцелярские товары.... Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты... морковка! Заканчивая игру надо переходить на ласковые слова, а ты .... Солнышко!

Психологи отмечают, что существует масса различных вариантов: «Стаканчик для криков», «Волшебная труба-крик!».

Работа с эмоциями. Распознавание и контроль.

Агрессивные дети обычно не относят себя к агрессивным, а наоборот думают, что окружающие его люди агрессивные. Агрессивным детям трудно распознать другие эмоции кроме агрессии.

Оценивать свое состояние по сигналам тела.

Прежде чем начать рисовать, спросите у своего ребенка, что чувствует его  тело: в животе скрипит, щёки надуваются, иголочки бегают по телу, ладошки чешутся. Это поможет со временем ребёнку улавливать эти моменты, и пытаться контролировать свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему "О капризах детей младшего дошкольного возраста"

В материале указа информация для родителей о воспитании детей в возрасте 3 лет: " Кризис3 лет"...

Консультация для родителей на тему: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

В консултации представлен материал для родителей, который даёт возможность познакомиться с особенностями сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

В этой консультации для родителей, предлагаем очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые они могут организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, ч...

Консультация для родителей по теме "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: "Самообслуживание у детей младшего дошкольного возраста"

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, ...