Картотека «Скороговорки, пословицы, поговорки, частушки» на отработку звукопроизношения
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Москалёва Агата Александровна

Потешки

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Например, если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то это чудесная потешка поможет вам поднять ему настроение.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека: чистоговорки и скороговорки, пословицы и поговорки»

Выполнил:

Хоменкова Агата Александровна

МБОУ «Елыкаевская СОШ»

2017

Потешки

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Например, если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то это чудесная потешка поможет вам поднять ему настроение.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Выручат потешки-утешкиПотешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

 Потешки  развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Чистоговорки и  скороговорки

Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

Новая скороговорка произносится в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

- с вопросительной;

- весело;

- грустно;

«запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Чистоговорки— народно - поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.

Примеры чистоговорок: ла-ла-ла - у меня юла, оч-оч-оч - наступила ночь, жа-жа-жа – иголки у ежа и др.

Методика работы над чистоговоркой.

•  проговаривает чистоговорку 1-2 раза;

• дети проговаривают хором 1-2 раза;

•  проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);

• детям предлагается проговаривать, выделяя голосом звук «Чистоговорки».

Виды работ с чистоговорками:

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

3. Скажи тихо.

4. Скажи громко.

5. Скажи медленно.

6. Скажи быстро.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

9. Придумай чистоговорку по картинке.

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

• У Сени и Сани сом с усами.

• Сеня в сени сено вез.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

• Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Восьмой кол вбили в частокол.

• Топали да топали, дотопали до тополя.

• Дятел дуб долбил, да не додолбил.

• В один, Клим, клин колоти.

• Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

• Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

• Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

• Ри-ри-ричисто говори (на ветках снегири).

• Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

• Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

• Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

• Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

• Ру-ру-руразвлекаем детвору (гуси ходят по двору).

• Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

• Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

• Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

• Жутко жуку жить на суку.

• Ежу на ужин жук нужен.

• У ужа ужата, у ежа – ежата.

• Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

• По двору, по подворью в добром здоровье.

• У нас на подворье погода размокропогодилась.

• Свинья тупорыла весь двор перерыла.

• Летят пичужки через три пустые избушки.

• У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

• Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

• Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

• Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

• Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

• Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

• Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Пословицы и поговорки

 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаютсяПословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Что не маловажно для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Поэтому в работе с детьми использую народные изречения, в которых всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действия через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние, что еще более усиливает воздействие на человека.

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?»

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»«Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.

Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например«Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

Пословицы и поговорки произношу выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаю жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.

Пословицы использую в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напоминаю медлительному«Семеро одного не ждут», а если кто-то оделся неаккуратно«Поспешишь – людей насмешишь». Помогая ребенку завязать шарф, предостерегаю«Береги нос в большой мороз». На занятии напоминаю«Ученье – свет, а не ученье - тьма»«Красна птица пеньем, человек уменьем». При закреплении материала«Повторенье – мать ученья». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ, то его поправляю такими словами«Сумел ошибиться – сумей и поправиться»«Сначала думай, потом говори». Если кто-то во время занятия отвлекается, в зависимости от ситуации говорю«Большой говорун – плохой роботун»«Не торопись языком – торопись делом»«Звону много, до толку мало».

Многие пословицыпоговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение«Радость молодит, а горе старит»«Человек от лени болеет, а от труда здоровеет»«Добро помни, а зло забывай».

Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда«Терпенье и труд все перетрут»«За один раз и дерево не срубишь».

После занятия, кстати, будет пословица«Делу время, потехе – час».

Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое-нибудь совместное дело, говорю: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы«Что одному не под силу, то легко коллективу».

Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы («Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались» и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую) и она получилась качественной говорю«Какие труды, такие и плоды»«Кончил дело – гуляй смело».

Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы, чтобы смягчить ситуацию«На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи»Пословицей показываю отношение к силовому; сила хороша с добротой, а с драчливостью несовместима«Сила – хорошо, а ум лучше»Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого, несговорчивого оборачивается его поведение«Кто в нраве крут, тот никому не друг»«Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации привожу пословицы, подчеркивающее значения дружбысогласия«Человек без друзей, что дерево без корней»«Вместе - тесно, а врозь - скучно»«Старый друг лучше новых двух». А про двух неразлучных друзей говорю«Куда иголка, туда и нитка».

Многообразие интонаций, с какими произношу одну и ту же пословицу, расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать - переделывать» в одном случае констатирую как результат поспешности, а в другом – предупреждение.

Прибаутки, пословицыпоговорки использую вне конкретного поведения и действий детей, а как средство создания определенного поведения и действий детей, а как средство создания определенного настроения, атмосферы вокруг какого-то явления. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. 

• Наскоро делать – переделывать.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Тяп-ляп – не выйдет корабль.

• Один за всех, и все за одного.

• Один в поле не воин.

• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

• Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

• Кончил дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Памятка

Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

- с вопросительной;

- весело;

- грустно;

«запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Чистоговорки— народно - поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Методика работы над чистоговоркой.

•  проговаривает чистоговорку 1-2 раза;

• дети проговаривают хором 1-2 раза;

•  проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);

• детям предлагается проговаривать, выделяя голосом звук «Чистоговорки».

Виды работ с чистоговорками:

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

3. Скажи тихо.

4. Скажи громко.

5. Скажи медленно.

6. Скажи быстро.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

9. Придумай чистоговорку по картинке.

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пословицы, поговорки, загадки о войне.

пословицы, поговорки, загадки о войне к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА «Загадки, пословицы, скороговорки и потешки о подушке"

Материал для работы с детьми дошкольного возраста...

картотека стихов, пестушек, загадок, пословицы поговорки, считалки, потешки

картотека стихов, пестушек, загадок, пословицы поговорки, считалки, потешки...

Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки про птиц.

Картотекаэкологическая акция «Кормушка».Загадки, пословицы, поговорки, приметы,стихи, потешки о птицах...

Скороговорки,пословицы и поговорки на военную тему

Скороговорки Ракетчик РумяновРешил разузнать,Умеет ли прямоРакета летать.Решительно рукуК ракете раскрыл,Раз дернул рычагИ куда-то уплыл.Расчет не заметилПотери бойца,Ракету списали,И нет огольца...