Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей
статья на тему

Кузнецова Наталия Викторовна

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни,  исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Одним из направлений деятельности  нашего ДОУ  с 2012 года  является духовно-нравственное и нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через социокультурный системный подход к истокам в  образовании, разработанный профессором Российской академии естественных наук И.А. Кузьминым, и положенный в основу программы «Истоки» или «Воспитание на социокультурном опыте».

Воспитательно-образовательная деятельность с детьми и родителями осуществляется  в системе в течение всего учебного года, в результате чего дети осваивают основные категории  курса:

В младшей группе (3-4 года) это первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, образ, книга;

В средней группе знакомство с  истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;

В старшей группе  обращение к  истокам ценностей внутреннего мира человека;

В подготовительной к школе группе знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Обращая детей к истокам русской культуры, формируем  у них духовные ценности, такие как:

  • эмоциональную отзывчивость и
  • социальную чувствительность к родным  и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы.
  • даем представления о милосердии, сострадании, послушании , дружной семье , домашнем тепле, ценностях семьи в жизни человека.

 Возрождая обычаи, знакомим детей с истоками православных традиций («Слова», «Образа», «Дела», «Праздника»), развиваем у детей  умения и навыки делового познавательного и личностного общения  в  ходе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально – художественной, чтения).

        Для этого в ДОУ создана РППС:

  • оформлен мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины: посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки.
  • В группах имеются народные календари и буклеты, книги для детей на православную тематику, макеты храмов, русской избы.
  • Совместно с детьми были сделаны настольно-дидактические игры: «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка»,  «Полезные вещи» и  др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Также
  • В уголках музыкально-театрализованной деятельности имеются в свободном доступе для детей музыкальные инструменты, различные виды театров по русским народным сказкам, совместно с родителями сшиты и приобретены народные костюмы.
  • В холле ДОУ оформлен  патриотический уголок с российской символикой.

         Содержание и способы взаимодействия выстраиваем с учетом возрастных особенностей детей, усложняем в соответствии с изменением основных психических процессов свойств и функций личности.

Чтение книг: «Добрый  мир», «Добрая книга», «Родные просторы», «Напутственное  слово»,

Народные игры « Вышла курочка гулять», « Золотые ворота», «Как у дедушки егора»,

Дидактические игры «Назови праздник», «Укрась пасхальное яико», « Угадай

Беседы « На добро добром ответь», «  Кого можно назвать настоящим другом», «Самый лучший в мире дом».

Чтение стихотворений «Наш дом», «Доброе слово»,

Сказок «Крошечка - Хаврошечка», «Белая уточка», «Царевна лягушка», «Василиса Прекрасная», «Иван - крестьянский сын  и чудо – юдо». «Перышко Финиста Ясна –сокола».

          Рассказов , разучивание притч и пословиц.

         Особое место отводим активным занятиям и  формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппах. Технология активных занятий  позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результату.  

Все дети группы активно участвуют в практической деятельности. Каждый участник имеет возможность получить объективную оценку социокультурного развития и  высказать свою точку зрения.

      Развивающие занятия  выстроены  через эмоциональный, чувственный опыт семейных отношений, приобщение сердцем к родной природе, истории, традициям, культуре. Это позволяет выйти на создание частных проектов по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:  «Защитники земли Русской», «Народная игрушка», «Любимый мой Саров».

      Очень  нравится нашим воспитанникам предпраздничные посиделки, где дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и знакомятся с историческим и духовным смыслом  проявлений  праздника, с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

К детям приходят игровые персонажи – бабушка, девица-красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком», «Сказка  правда, в ней намёк, добрым молодцам урок», и др.).

Старшие  передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики. Наши дети становятся мастерами, рукодельницами, изготавливая веночки, веточки вербы, ангелочков, колокольчики, учатся сотрудничать в группе, согласовывать свои действия, соблюдая правила общения в паре.

         Помогают нам  направлять естественную активность ребенка к социальному действию, социальному поступку, получению социально значимого результата акции, проводимые в ДОУ:  «Дорогою добра» (помощь детскому дому, концерты для пожилых людей, ветеранов),  «Украсим детский сад цветами», «Покормите птиц зимой» и др.

  Здесь дети получают опыт отношений к людям, к обществу, труду, природе, традициям.

 Много впечатлений наши  воспитанники получают от живого соприкосновения с прошлым во время  посещений:

  • музея народной игрушки, «Городского музея»
  • художественной галереи
  • библиотеки Пушкина, Маяковского
  • экскурсий.

Посещение святого места  «Дальней Пустынки», организованную при участии  ПТО «МiР»  позволило детям на доступном уровне познакомится с духовными ценностями. Затаив дыхание, дети стояли у многовековой сосны, трогали ее руками. С огромным удовольствием они слушали рассказ экскурсовода о жизни Серафима Саровского. Результатом данной экскурсии стало  совместное изготовление панно «Батюшка Серафим».

        В течение года при активном участии родителей дети получают возможность приобретения новых знания о разных сторонах окружающей действительности; участвуя в конкурсах городского и регионального уровня: «Свет рождественской звезды», «Пасха красная»,

«Ясельки», «Пасхальный колокольчик», «Мамочка- мой ангел», «Серафимовские чтения», «Наше наследие»

 Дети усваивает все то лучшее, что накоплено в культурно-историческом наследии России. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи,  наше одобрение – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску.

           Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. 

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы кружка по краеведению и духовно - нравственному воспитанию

Кружок по краеведению "Березка" посещают дети старшего возраста. Цель работы кружка формирование духовно-нравственного воспитания детей. На занятиях кружка знакомим детей с православными календарными ...

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...

Опыт работы по формированию у дошкольников представлений об основах здорового образа жизни

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходима целенаправленная работа педагогов с детьми (система физического воспитания) и родителями (беседы, консультации, совместны...

Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....

«Формирование у дошкольников духовно – нравственных ценностей в процессе краеведческой деятельности»

laquo;Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них,  приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массов...