Опыт работы по теме "Первые шаги в мир музея."
учебно-методический материал на тему

Сочка Елена Алексеевна

В опыте представлен материал по организации краеведческой работы с лементами музейной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_opytu_sochka.pptx121.26 КБ
Файл opyt_raboty.docx92.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида» Опыт работы по теме: «Первые шаги в мир музея» Воспитателя первой квалификационной категории Сочка Е.А . г . Ефремов


Предварительный просмотр:

Содержание

I        Вступление ……………………………………………………………………………...1

II        Актуальность опыта …………………………………………………………………..2

III        Музейная педагогика ……………………………………………………………….…3

  1. Цель, задачи, направления, принципы ………………………………..…………4
  2. Мониторинг ……………………………………………………………..…………...5
  3. Основные принципы музейной педагогики ………………………..…………....7
  4. Воспитание средствами музейной педагогики ………………..............…….....11

IV        Мини-музеи ……………………………………………………………………………12

  1. Задачи ……………………………………………………….………………………12
  2. Цели ………………………………………………………………….………….…...13
  3. Этапы работы …………………………………………………………..…………..15

V        Взаимодействие с родителями ………………………………...…………………….20

1. Работа с родителями по краеведению ……………………..……………………21

2. Проект «Дети в музее» …………………………………………..………………...22

VI        Заключение ……………………………………………………………………..……..23

VII        Список литературы ……………………………………………………………..……24

VIII        Приложения

Вступление

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери

Дошкольный возраст – сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы («Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.

Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п.

На практике эта удачная встреча происходит отнюдь не часто. Обычно крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. Бытует точка зрения, согласно которой беседовать с детьми дошкольного возраста на такие «взрослые» темы еще рано. Известно, что о сложном говорить простым, доступным, ясным языком трудно. А в результате зародившийся огонек  любопытства гаснет, и неизвестно, разговорится ли он вновь, когда, по мнению взрослых и мудрых, ему настанет пора.  Задача моя,как наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы (это невозможно), а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь   приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам.

Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В.Г. утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого я создала условия для проявления активности детей, реализуя принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

Актуальность

В проекте«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения дошкольников к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям народа.

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним). Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Становится особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своей малой Родине. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными. Анализ психолого-педагогических источников выявил, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Потребность общества в личности нового типа – современной, образованной, нравственной, предприимчивой, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-нравственных и культурных условий жизни.

Реализация такого направления в образовании и воспитании требует создания благоприятной образовательно-воспитательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка, а именно атмосферы любви, внимания к каждому дошкольнику и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса; приоритет нравственных ценностей, как важнейшего фактора эффективного воспитания.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры, на мой взгляд, является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.Первые шаги в мир музея – это, на мой взгляд в первую очередь нравственно –патриотическое воспитание ребенка.

В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.Слово «традиция» (от лат.Traditio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Где лучше всего узнать о традициях? Конечно в музее!Часто ли наши родители со своими детьми бывают в музеях?

Я  провела  анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в микрорайоне, который удален от центра города, где размещены краеведческий музей  и музей  имени Бунина. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. 
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому я решила использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе, тем более что в нашем  детском саду созданы для этого все условия, а именно работает музей детского сада «Моё Красивомечье».

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. Музейная педагогика –достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась.

Познавать окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Свою задачу, как  воспитателя, я вижу в том, чтобы помочь детям в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum– храм муз, место, посвященное наукам и искусствам,  в мире все закономерно и обусловлено ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Функции музея и задачи воспитания и образования ребёнка созвучны,что позволяет понимать музей каксреду, определяющую психическоеразвитие старшего дошкольника.

Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекции которых, настолько разнообразны и уникальны, могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.

Экскурсии в музей – это праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.

   В условиях детского сада трудно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому я решила большую часть работы провести через «мини-музеи». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Я поставила  следующую Цель: 

  • зажечь искорку любви и интереса к истории и культуре, к природе родного края и России.
  • создание воспитательно-образовательной среды, способствующей полноценному духовному и нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

Основнымизадачами приобщения детей к музейной педагогике стали:

  • образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями; расширение и углубление знаний дошкольников по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев; формирование этнографической культуры дошкольников,приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям;
  • развивающие: приобщение дошкольников к исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса, развитие культуры поведения в музеи и культуры речи, увеличение словарного запаса;
  • воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа, чувства патриотизма любви к родине и родному краю,формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

Мною  были выбраны следующие направления деятельности с детьми в области музейной педагогики

  • организованная образовательная деятельность,  направленная на получение

детьми знаний о музее как учреждении культуры музейных экспонатах музейных профессиях и др.;

  • использование музейной тематики в режиме дня;
  • включение  элементов  музейной педагогики в совместную деятельность детей и родителей (законных представителей).

Вся моя работа основана на следующихпринципах:

  • Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения воспитателя с детьми.
  • Принцип культуросообразности. Создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  • Принцип свободы и самостоятельности, который позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  • Принцип тематического планирования материала.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
  • Принцип последовательности – изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для дошкольников, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.

Чтобы выявить интерес знаний детей о музее, стране, ее достопримечательностях, я разработала мониторинг «Первые шаги в мир музея», критериями которого являются: музейный компонент, родная страна, символика, история народной культуры и традиций, историко-географический и природный компоненты, личностный компонент. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, отмечала знания детей о том, что такое музей, знают ли дети правила поведения в музее, о своем городе, его достопримечательностях, о народной игрушке, о жилище человека и предметах быта.

В начале года у 46% детей преобладает средний уровень развития. Но, благодаря системной работе в течение года, наблюдаем результат – высокий уровень развития у 45% детей. Дети стремятся поделиться своими впечатлениями о поездках в другие города, охотно участвуют в общих делах социально-гуманистической направленности. Проявляют инициативность и самостоятельность. В свободном общении активно используют музейные термины (музей, экспонат и др.).

Показатели мониторинга «Первые шаги в мир музея»

с детьми старшей группы на 2012-2013 учебный год:


Уровень развития

Начало года

Конец года

Низкий

39%

3%

Средний

46%

47%

Высокий

15%

45%

Я понимаю, что помочь старшим дошкольникам «прикоснуться» к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты сегодня может только такой уникальный социальный институт, как музей. Он способствует привитию им умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Свою работу я разбила на два этапа, при этом обязательно предполагаю совместную деятельность дошкольников и родителей на каждом из этапов.

В первый год знакомлю детей с такими понятиями, как музей, экспонат, коллекция, а дома вместе с родителями мои воспитанники находят знакомые предметы-экспонаты, или описывают собственную коллекцию. Вся деятельность построена с учётом возрастных особенностей и строятся на создании мини-музеев в группе, посредством которых дети знакомятся с музейными экспонатами, узнают их историю.

Значительное количество времени 2-го года направленно на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск. Создавая свой творческий исследовательский проект (мини-выставку, маршрут экскурсиии т.п.).К концу подготовительной группы дети должны знать быт и нравы русского народа, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, основные термины, применяемые в музейном деле; 
умеют обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его.

Прогнозируемый результат моей работы:

Старшая группа - Дошкольники получат первичные знания в области музееведения, о роли музея в жизни человека, о музейной экспозиции, познакомятся с основными понятиями и музейными терминами, с музейными профессиями – экскурсовод, хранитель. Научатся создавать вместе со взрослыми мини – музеи, познакомятся с экспозициями музея города Ефремова. 

Подготовительная к школе группа - основной упор делается на закрепление и углубление знаний краеведческого характера. Дошкольники пробуют себя в роли экскурсоводамини – музея в возрастной группе и музеи детского сада «Моё Красивомечье»;учатся работать над творческими исследовательскими проектами по различным темам, например:

  • «Моя семья – моя родословная». Эта работа имеет очень глубокий смысл. Законы природы неотвратимы – старшие поколения уходят, но они не исчезают совсем, если о них помнят потомки. Изучая историю своего рода, ребята изучают и то время, в котором жили их предки и знакомятся со своей малой Родиной.
  • «Наш детский сад». Эта тема способствует сохранению и укреплению традиций, формирует общественную активность детей, помогает им личностно раскрыться.
  • «Моя малая Родина». Работа связана с изучением и подбором материалов по прошлому родного города, местных достопримечательностей, роли жителей в литературе, истории, культуре. 

Основные принципы музейной педагогики

Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже XIX - XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена[25,45]

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни утверждают, что музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе. Под музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальный и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Моя задача  заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идет об «омузеивании» образования или об «образовании культурой».

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители , осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музеи, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положительным образом, а нередко отказываются от очередного посещения музея. Словом, количество никак не переходит в качество.

Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявление главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно что надеяться на то, что человек впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Я должна отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научиться в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического восприятия отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, я могу повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На предваряющих музейное посещение занятиях  раскрываю своим воспитанникам смысл такого феномена, которым является музей, знакомлю со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея вместе с маленькими посетителями я продолжаю начатый разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

«Бабушкины чердаки и сундуки», семейные альбомы и реликвии – незаменимые помощники в изучении истории и культуры. К тому же можно найти интересующие меня видеоматериалы и другие иллюстративные материалы, открывающие богатейший мир коллекций российских и зарубежных музеев в интернет-ресурсах.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначает весьма конкретное явление и  призывают к целенаправленным действиям. Культурное наследие во всем его многообразие должно служить в качестве противоядия против псевдоценностей, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающихсегодня культурное пространство. Следовательно, я обязана научить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного.

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

В основе развивающих методик музейной педагогики лежит и постулат выдающегося русского психолога: «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность», и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, в частности американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи: «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, с фактическим изготовлением предметов», и рекомендации выдающихся швейцарских ученых - психолога Жана Пиаже «Понятие вырабатывается у ребенка только в результате самостоятельного действия с предметом» и педагога Иоганна Генриха Песталоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ядействую согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаюсь старинных предметов, памятников архитектуры… Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которым подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.

Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагогической задачи – включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научить, ценности необходимо пережить».

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а так же праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и наибольшие самостоятельные исследования, например, в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Культуры, которые живут в моем доме».

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.  Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

Дидактические игры: «Прошлая жизнь старых вещей», «Колесо времени», «Что было до…».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы идем в музей», «Готовимся к Пасхе», «Крестьянская семья».

В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами и т.д., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир и культура», «Музей и окружающий мир» и др.

Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи – то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в  сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Начинать работу по ознакомлению с миром музея, на мой взгляд, нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Анализ психологической литературы позволил установить, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Воспитание средствами музейной педагогики

Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту.

Немаловажным является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в совместной деятельности с детьми рассматривают предметы старины; семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка.

“Диалог” с музейной вещью вне стен музея позволяет обратить внимание дошкольника и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию. Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея.

Создание музея дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы. Концептуальная основа организации музейно-образовательной среды ДОУ - субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Освоение содержания дошкольного образования составляют исследовательский метод обучения Савенкова А.И., комплексная программа «Детство» Логиновой В.И. и Бабаевой Т.И., синтез искусства Куревиной О.А.

В процессе создания модели музейно-образовательного пространства  выделяются следующие средства музейной педагогики: художественные, социально-средовые, деятельностные.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе.

Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музее города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо-туристической деятельности.

Практическая деятельность в свою очередь включает:

-собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок;

-совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов, проектов;

-экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдений.

Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии.

При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве целесообразны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, «сократовский способ», поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие.

В практике работы ДОУ апробированы следующие формы работы с аудиторией:

-организация интерактивных выставок (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей);

-создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских);

-организация праздников (с привлечением деятелей культуры, театра, филармонии и т.п.);

-работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи)

-игротека для детей, педагогов и родителей;

-организация совместной художественной деятельности;

-авторские художественные выставки групп детского сада в холле.

Мини-музеи

Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1979.). Музей – от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев - научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, краеведческие и др. Возникли в XV - XVI веках.

Реализуя принципы музейной педагогики при использовании мини-музеев,я решаю следующиезадачи:

-учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

-формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

-развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

-вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Задачи, которые я ставлю перед собой, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Цели мини-музея:

1.Реализация направления «Музейная педагогика».

2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4.Формирование у дошкольников представлений о музее.

5.Расширение кругозора дошкольников.

6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9.Развитие творческого и логического мышления и воображения.

10.Формирование активной жизненной позиции.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. 

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1.Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2.Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3.Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

Начиная работу по созданию мини-музеев, я, прежде всего, сама хорошо изучила природные, культурные, социальные и экономические особенности города и края. Продумала, о чем рассказать детям, чтобы доступно показать связь родного города со всей страной. Моя работа строится так, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. В работе с детьми я обязательно подчеркиваю, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах на фермах, на полях и т.д. Результаты труда людей родного края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;

- в родном городе, крае, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

- в одном городе живут люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;

- в родном городе, как по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять родную природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Работу по созданию мини-музея я разделила на три этапа
1.Подготовительный этап.

В начале работы я вместе с детьми и родителями определяем тему и название мини-музея, разрабатываем его модель, выбирают место для размещения. 
                                                       2. Практический этап.

Вместе с  детьми, следуя своим моделям, создаем мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми разрабатываю содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. 

3. Подведение итогов.

Тематика мини-музеев самая различная.

  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы – здесь представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Это крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
  • «Музей воинской доблести и славы» и др.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражает специфику возраста детей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. 

Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание я уделяю подготовке юных экскурсоводов из подготовительной к школе группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми помогает мне решать следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах моей работы с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Важно, на мой взгляд, чтобы в группе былаоформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе. В своей работе с детьми использую широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов. Ворганизованной образовательной деятельности изучаем произведения устного народного творчества и символику родного города и края.

Ориентиром в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания. Большинство организованной образовательной деятельности  по ознакомлению с родным городом провожу в музее детского сада «Моё Красивомечье». Мной организовывались экскурсии и в музеи города. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли лучше представить себе, что их родной город является частью страны, я даю им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны – рассказываю о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Одно из направлений работы – знакомство детей с историческим прошлым. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций невозможно без реставрации прежних моральных устоев. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.

Отбор и систематизация знаний о музее я проводила с учетом умственных возможностей детей, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению. Я старалась так отобрать материал, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка.

        Также я понимаю, что дошкольники не посещают музеи самостоятельно, их всегда сопровождают родители (законные представители). Эффективность посещения зависит от заинтересованности и подготовленности взрослых. Если дети пришли с родителями, то они находятся под присмотром близких людей и это хорошо, но есть свои трудности: родителям не всегда интересно то, что показывают детям.Кроме того, при такой организации посещении музея для дошкольников нельзя спланировать предварительную работу и решать задачи, связанные с последующим творческим самовыражением детей.Самым лучшим можно считать посещение музея с дошкольниками в сопровождении педагогов, так как дети знают единые правила, а воспитатели могут организовать предварительную и закрепляющую работу.

Какие же методические приёмы лучше  использовать при проведении экскурсии, взяв на себя роль экскурсовода:

1.Каждый ребёнок определяет, какойпредмет ему нравится больше всего, и объясняет свой выбор. Это делает работу более целенаправленной.

2. «Одушевление» предметов активизирует воображение детей, позволяет представить, как они оживают и начинают общаться между собой.

3. Обращение к опыту детей, полученному на предыдущих занятиях в музее.

4. Реализация полученных впечатлений в творческой деятельности.

Для проведения экскурсий по музею детского сада определила ряд закономерностей:

1. Сюжетная, игровая подача материала, «одушевление» предметов позволяют развивать воображение детей, усиливают интерес к экскурсии, улучшают запоминание материала  («одушевление» нужно использовать в меру, чтобы оно раскрывало предмет показа, а не уводило в мир фантазий).

2. Экскурсоводу - воспитателю необходимо осознанно дозировать передаваемую детям информацию.

3. Хорошо продуманные вопросы позволяют подвести детей к самостоятельным открытиям; экскурсия – монолог неприемлема.

4.  При составлении маршрута желательно предусмотреть возможность отдыха через 15-20 минут после начала  экскурсии; оптимальная продолжительность экскурсии для старших дошкольников 40-45 минут.

5. Рассказ экскурсовода – воспитателя  должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

6. Объектом воспитательного воздействия музея становится семья как единый социокультурный организм. Поэтому родителей необходимо информировать о посещении музея, предлагать творческие совместные проекты.

Не забываю я и о совместной деятельности воспитателя и дошкольников.Организую выставки предметов детского творчества, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций.Наиболее эффективно воздействие на ребенка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отвожу изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений при ознакомлении дошкольников с музеем. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родного города, дошкольники могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи.

Реализуя поставленные задачи, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы крестьянского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок,крынку, горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, изготавливали бусы, расписывали «ложки».Мной  организовывались выставки детских работ: «Космическое путешествие», «Ах, барыни-сударыни» (дымка), «Город будущего», «Улицы нашего города», «Московский Кремль», «Русская матрешка», «Сильные, могучие богатыри» и др.

Знакомство с компонентами народной культуры целесообразно осуществлять средствами народной игры. Особенность игры, как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

        Удар по веревочке

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Перетяжка

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

        

Бой петухов

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Эффективным видом игровой практики может стать игротека, которую я планирую сделать,которая предполагает  разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети будут знакомиться с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьевкам или по сговору.В игротеке я  предполагаю и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм. Например, узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других.

Мои дети принимают активное участие в защите природы. Им доступно многое, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и другое. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталась с воспитанием любви к родному городу и краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству. Само по себе объединение в совместной деятельности дает детям радость, однако, она будет значительнее, если по содержанию и мотиву такой труд будет иметь общественную направленность.

Излюбленной темой детей стали народные и обрядовые праздники: Рождественские посиделки (гадания), Колядки, Масленица, Пасха, Веснянка (встреча весны) и др.Приобщаясь к ним, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.

Взаимодействие с родителями

Не следует забывать, что первые шаги в мир музея проходят эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Я  в своей работе с семьей опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности.Позиция родителей является основой семейного воспитания. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «Родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.

Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь приходят родители. Родителям я предложила такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки, экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение музеев города и т.д.

После ознакомления детей с символикой Тулы и Ефремова, я  предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою  инициативу. Из данных работ мной была организована выставка, которую посетили сотрудники, дети и родители всех групп детского сада.

В музее  «Мое Красивомечье», который уже немало  лет существует на базе детского сада №5, совместно с родителями был организован музей предметов старины, где собраны прялка, рушники, крынки и т.д.; предметы ремесел: вышитые картины, куклы, предметы  и т.д. Мной  была организована беседа с бабушкой одного из воспитанников Насонова Дани, которая рассказала об устройстве прялки, назначении различной утвари. Мы на личном опыте убедились, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети, вначале лишь пассивные слушатели, а уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение.

Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах были найдены старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то нашлись книги с красивыми иллюстрациями.

Назначение музея–патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с моей  точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. 


Работа с родителями по краеведению

  1. Привлекать родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения развивающей среды группы и экспозиции мини-музея краеведения.
  2. Проводить консультации на темы краеведческого характера, например, «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте города», «Куда пойти с ребенком в выходной день» и др.
  3. Привлекать родителей к организации и участию в групповых праздниках, занятиях на тему «Конкурс знатоков родного края».
  4. Подготовить вместе с родителями папку - передвижку «65 добрых дел», «С любовью к городу» и др.
  5. Организовывать участие родителей в конкурсах рисунков «Город, что сердцу дорог», в совместных с детьми выставках работ к фольклорным праздникам.
  6. Проводить анкетирование родителей о знакомстве детей с родным краем.
  7. Проводить для родителей дни открытых дверей, праздники, развлечения.
  8. Организовать совместное написание детей и родителей сочинений на тему: «Если бы я был(а) президентом» или «Кем я хочу стать, когда вырасту».
  9. Проводить туристические походы на природу, прогулки, экскурсии по городу.

ПРОЕКТ «ДЕТИ В МУЗЕЕ»

Цель:        использование богатейшего культурного наследия воспитателей в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного ефремовца.

План реализации проекта

Месяц

Мероприятия

Участники

Ответственный

Октябрь

Анкетирование «Дети в музее»

Посещение музея

«Мое Красивомечье»

Родители

Родители, дети

Воспитатель

Ноябрь

Наглядная информация «Впервые в музее»,

«Куда пойти с ребенком в Ефремове»

Родители

Воспитатель

Декабрь

Разработка памяток для родителей «Как познакомить ребенка с музеем?»

Посещение мини-музея «Обрядовые куклы» в группе детского сада «Божья коровка»

Родители

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Январь

Тематическая беседа «Какие бывают музеи?»

Просмотр видеоролика «Какие бывают музеи»

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Февраль

Тематическая неделя «Встреча с прекрасным. Музеи города»

Конкурс детского рисунка «Самый интересный музей»

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Март

Экскурсия в краеведческий музей г. Ефремова

Воспитатель

Дети

Родители

Воспитатель

Апрель

ОД в мини-музее «Космос»

«Такие разные планеты»

Оформление фотостенда

«Дети в музее»

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Май

Анкетирование «Дети в музее»

II этап

Подведение итогов

Родители

Воспитатель

Заключение

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь 2.3. Анализ эффективности использования регионального компонента в формировании основ социализации детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь.

На основе проведенного анализа музейной педагогики, воспитательных возможностей мини-музеев ДОУ мной были сделаны следующие выводы:

1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.

2. Мне необходимо повышать свои теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи передо мной стоит необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. В нашем образовательном учреждении создана «музейная зона» - «Мое Красивомечье», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.

3. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

        В будущем я планирую продолжать работу по выбранной теме, но уже с детьми подготовительной к школе группы.

Содержание

Введение

1. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

2. Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

3. Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения

Заключение

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-7.

2.Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41

3.Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные  занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.

5.Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.

6.Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72.

7.Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся / Д.С.Лихачев.- М.:Просвещение, 1983.

8.Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

9.Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении / Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.

10.Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.

11.Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.115

12.Пастухова И. Домашний музей / И.Пастухова - Дошкольное воспитание, 2008, № 4. стр.111

13. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И.А.Попова - Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.

14.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова,  А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.

15.Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова - М.: Линка-Пресс, 2003.

16.Сенновская И. Дошкольники и музеи / И.Сенновская - Дошкольное воспитание, 2002, № 5. стр.98.

17.Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров -Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66

18.Тихонова М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее  детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

19.Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.

20.Трунова М. Секреты музейной педагогики / М.Трунова - Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38

21.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6т. Т.2. Сост. С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1988.

22.Фаткуллина Э. Этнографический музей «Родник истории» / Э.Фаткуллина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.126.

23.Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.

24.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова-Дошкольное воспитание,2008, №3.

25.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44-50.

26.Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Шаг за шагом"

Опыт работы "Шаг за шагом"Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, самореализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим лю...

Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

Опыт работы. Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний...

Опыт работы. Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний...

Опыт работы «Создание и использование мини-музея в детском саду» (подготовительная группа).

Материал поможет педагогам создать свой мини-музей в детском саду и  организовать систему работы с родителями и детьми....

Опыт работы - Наши первые шаги – развитие детей раннего дошкольного возраста

 Всё новое входит в жизнь и сознание ребенка постепенно, мелкими шагами. Больше всего интересно то, что знакомо (узнаваемо), и в то же время несколько отличается от привычного....