АОП для ребенка с ЗПРР на 2016-2017
рабочая программа на тему
Адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психо-речевого развития на 2016-2017 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_na_2016-2017.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании педагогического совета МБДОУ «Старобобовичский детский сад «Сказка» Протокол № 1 от 02.09.2016 года | Утверждаю: приказом заведующий МБДОУ «Старобобовичский детский сад «Сказка» № 44 от 02.09.2016 года |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБДОУ «Старобобовичский детский сад «Сказка»
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи образовательной программы | 4 |
1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.4 | Психолого-педагогическая характеристика ребёнка | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения программы | 10 |
2. Содержательный раздел | ||
2.1 | План коррекционно-развивающей работы музыкального руководителя | 11 |
2.2 | План коррекционно-развивающей работы воспитателя | 12 |
2.3 | Формы, методы и приемы реализации Программы | 13 |
2.4 | Взаимодействие с семьей по реализации Программы | 15 |
2.5 | Изучение ребёнка с задержкой психо-речевого развития | 16 |
3. Организационный раздел | ||
3.1 | Расписание индивидуальных занятий по реализации Программы | 17 |
3.2 | Индивидуальный учебный план по основным коррекционным направлениям | 17 |
3.3 | Психолого-педагогические условия реализации Программы | 18 |
3.4 | Материально-техническое обеспечение Программы | 19 |
3.5 | Заключение и рекомендации | 30 |
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка инвалида младшего дошкольного возраста с пороком сердца разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО), индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида, в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Старобобовичский детский сад «Сказка». В соответствии с ч.1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации ) установлено: «…содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26(далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа -30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка - инвалида обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа предназначена для специалистов МБДОУ «Старобобовичский детский сад «Сказка», работающих с ребенком-инвалидом. Программа рассчитана для ребенка 7 лет.
Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребёнка с задержкой психо-речевого развития, рекомендации по организации работы по развитию способности к общению, возбуждение интереса к окружающим его людям, их интересам и потребностей.
Адаптированная образовательная программа направлена на обучение ребенка совместному поиску взаимовыгодных решений в разнообразных ситуациях, в том числе и конфликтных, которые часто возникают между детьми.
Сроки реализации адаптированной образовательной программы: 01.09.2016-31.05.2017.
Адаптированную образовательную программу реализуют все специалисты дошкольного учреждения: музыкальный руководитель Курочко И.В., воспитатель Травникова А.А., а также родители ребёнка.
3
1.2. Цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель: содействовать социализации ребёнка с задержкой психо-речевого развития в детском коллективе, получению ребенком квалифицированной помощи, направленной на индивидуальное развитие, помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ)
Задачи:
1. Создать условия в МБДОУ «Старобобовичский детский сад «Сказка», обеспечивающие сопровождение индивидуального развития ребенка.
2. Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психо-речевых нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы воспитателя в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
4. Обеспечить педагогическую поддержку семьи ребенка с ОВЗ.
4
1.3. Принципы и подходы к формированию АОП
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
5
1.4. Значимые характеристики для формирования и реализации АОП, в том числе особенности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Для успешной реализации АОП обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
8) поддержка исследовательско-технической направленности обучения, через Lego –конструирование, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
6
Характеристика контингента воспитанников с ЗПР
Особенности развития детей с задержкой психо-речевого развития:
- Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке
- Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение
- Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение
- Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
- У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка
- Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности
- Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом
Задержка психо-речевого развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПРР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Особенности развития ребенка с задержкой психо-речевого развития:
Сведения о состоянии здоровья - редко болеет, хронических заболеваний нет. Особенности функционирования нервной системы - быстро утомляемая.
Проявление личностных качеств в поведении ребенка:
Интересы направлены на трудовую деятельность, на художественно-эстетическую деятельность.
проявляет активность в общественной жизни, охотно выполняет поручения педагога.
Отношение к себе:
эгоистичен.
Уверенность в себе:
часто при выполнении заданий, поручений просит помощи.
Волевые качества личности:
колеблется перед выполнением задания.
Самообладание:
не всегда справляется со своими эмоциями, находясь в сложной ситуации подвержен к эмоциональному всплеску.
Авторитет в группе: не пользуется авторитетом у детей.
Особенности психических процессов и эмоции.
Внимание:
Отвлекается часто, встречаются ошибки из-за невнимательности.
Память:
кратко временная, при изучении нового может запомнить лишь то, что особенно понравилось.
Мышление:
удовлетворительно принимает материал после объяснения воспитателя, решает задачи в медленном темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
Ребёнку присуще отставание в развитии речи, которое характеризуется произношением лишь звуков, слогов и некоторых слов.
Так же наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
Наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки.
Для детей с ОВЗ характерно снижение интереса к окружающему миру, особенно к миру людей. В связи с этим он не всегда легко идет на контакт с детьми.
Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, проанализировав опыт работы в данном направлении, нами был выбран индивидуальный маршрут развития, разработанный педагогами.
9
1.4.Планируемые результаты освоения АОП
Целевые ориентиры в обязательной части и части, формируемой участниками АОП.
Ребенок адаптировался в детский коллектив, при общении с детьми и взрослыми может выразить свои желания, сдерживать эмоциональные всплески.
Ребенок испытывает потребность в общении; стремится к расширению понимания речи; говорит отдельными слогами и словами, пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы, активно включается в игры и игровые упражнения совместно со сверстниками, проявляет интерес к изучению нового материла.
2 Содержательный раздел
Условия реализации индивидуального маршрута развития ребёнка
специалисты | Формы работы с ребенком | Формы работы с родителями |
Воспитатель на группе | Реализации программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных условий развития для данного ребенка, работа по развитию речи, мышления и памяти, коррекционная работа по развитию движений, мелкой и крупной моторики рук. | Показ практической деятельности с детьми, информирование родителей о развитии детей, предоставление помощи родителям в образовательной деятельности через беседы, консультации |
Музыкальный руководитель | Индивидуальная работа во время организации НОД | Подготовка рекомендаций для родителей |
10
2.1.План коррекционно-развивающей работы музыкального руководителя по формированию способности к передвижению.
Цель: Развитие крупной моторики рук и ног, координации движения и мышечной памяти в танцевально-ритмических движениях.
Способствовать умению выразительно и ритмично двигаться, способствовать развитию творческой активности ребенка в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Основная форма работы: образовательная область - «Художественно-эстетическое» .
Содержание | Формы организации | Сроки реализации | Отметка о |
результате | |||
Способствовать умению выразительно и ритмично двигаться | Индивидуально | В течение | |
Совместная | года |
| |
деятельность | |||
Групповая | |||
Способствовать развитию творческой активности ребенка в доступных видах | Индивидуально | В течение | |
музыкальной исполнительской деятельности | Совместная | года | |
деятельность | |||
Групповая | |||
Планируемый результат освоения Программы:
Ребенок стремиться выразительно и ритмично двигаться.
Ребенок участвует в музыкально-ритмических постановках.
11
2.2 План коррекционно-развивающей работы воспитателя старшей разновозрастной группы.
Цель: Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность посредством упражнений направленных на развитие речевых навыков и познавательных процессов.
Основная форма работы: совместная деятельность со взрослым, детьми и как часть занятий.
Содержание | Формы организации | Сроки реализации | Отметка о результате | |
Повышение общего уровня эмоциональных отношений через непрерывные методы воздействия на эмоциональный фон в группе (танцевальная терапия, куклотерапия) | Совместная деятельность | В течение года | ||
Развитие речи ребенка (дидактические игры и упражнения) | Индивидуально | В течение года | ||
Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) | Индивидуально | В течение года | ||
Развитие игровых умений, коммуникативных навыков ребенка через сюжетно-ролевые игры, через поручения, назначение «помощником воспитателя». | Совместная деятельность | В течение года | ||
Развивать двигательную активность ребенка, используя различные массажеры для различных частей тела, массажные коврики, мячи. | Совместная деятельность | В течение года |
Планируемые результаты:
Ребенок умеет произносить слоги и отдельные слова, внимательно слушает и выполняет поручения педагога.
Внимание носит устойчивый характер. Преобладает наглядно-действенное мышление.
Проявляет самостоятельность в организации спортивных упражнений, дидактических игр-упражнений.
Ребенок проявляет эмоциональную активность, легко идет на контакт со взрослыми.
2.3. Формы. Методы и приемы реализации АОП
Формы организации деятельности:
Образовательная деятельность со взрослыми: показ способов выполнения всех доступных видов игры и труда, объяснение их последовательности, возможности совместных действий, действий по образцу и словесной инструкции. Ведущей формой коррекционно-развивающей работы с ребёнком является индивидуальная работа, а также предусматривается включение ребёнка инвалида во фронтальные групповые, парные виды работы.
Режимные моменты: совместная трудовая, продуктивная, двигательная активность, включение в микрогруппы из 2-3 человек, объяснение, показ. Совместная деятельность ребёнка: игровая, продуктивная, двигательная, экспериментальная деятельность, оказание взаимопомощи, участие в коллективных видах деятельности, сюжетно-ролевые игры.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
•Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, ходьба,праздники, физкультурные минутки;
•Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровье сберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно- гигиенических навыков;
•Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры, безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
•Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно- ролевые, театрализованные, конструктивные;
•Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико - ориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры-драматизации;
•Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
•Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
•Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др. Самостоятельная деятельность детей.
13
Методы и приемы, используемые в АОП Для реализации данных задач используются следующие методы и приемы:
-игра (сюжетно-ролевая, дидактическая), познавательно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- формирование сознания ребёнка (объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение, моделируемая речевая ситуация);
-организация деятельности и формирование опыта общественного поведения (задание, поручение, наблюдение, образовательная ситуация, демонстрация);
-стимулирование и мотивация деятельности и поведения (соревнование, дискуссии, поощрения).
2.4.Взаимодействие с семьей по реализации АОП
Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям.
1.Комплексное обследование семьи: воспитателем.
Жилищные условия семьи Возраст. Образование матери и отца.
Супружеский опыт (в первом, во втором браке, разводе и пр.) Состав семьи и структура родственных связей.
Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи)
Поколенный состав семьи (бабушка, дедушка, проживающие вместе с ребёнком)
2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям по запросу.
3. Индивидуальное консультирование семьи по вопросам понимания проблем своего ребёнка, пути коррекции, обогащение практического опыта, понимание значимости в коррекционной работе, то, что полученные результаты необходимо закреплять в повседневной жизни, в прогулках и быту.
4. Знакомство родителей с результатами обследования.
5. Индивидуальные практикумы.
6. Просмотр индивидуальных занятий.
7. Обучение взрослых практическим приемам работы с ребёнком.
14
План воспитательно-образовательной работы для родителей по развитию ребенка с ЗПРР
Содержание | Сроки | Отметка о |
реализации | результате | |
Развивать умение использовать в домашних условиях различные игровые приемы для развития речи, памяти, внимания | В течение года | |
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности и в быту. | В течение года | |
Совершенствовать умение определять и называть основные цвета, геометрические фигуры. | В течение года | |
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге | В течение года | |
Продолжать упражнять в произношении слогов и слов, называя отдельные предметы и действия | В течение года | |
Продолжать упражнять приемам снятия тонической напряженности (повышен тонус мышц в | В течение года | |
состоянии покоя). | ||
а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; | ||
б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; | ||
в) массаж |
15
2.5. Изучение ребёнка с задержкой психо-речевого развития
Обследование ребёнка проводится с согласия родителей на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ст. 44 п.6.
Цель – изучить уровень задержки психики и речи, а также уровень сформированности способности к двигательной активности, развития координационных способностей организма, развитие мелкой моторики рук, развитие межличностных отношений, развитие познавательных процессов, сенсомоторное развитие.
Задачи:
Изучить общую картину нарушений развития психики и речи, координационных способностей, развития мелкой моторики рук. Определить пути коррекции нарушений.
Направление обследования:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности;
- использовать в речи слоги и отдельные слова;
- называть предметы окружающего мира;
- внимательно слушать речь педагога и выполнять простейшие поручения.
Направление обследования мелкой моторики руки:
1. Упражнения для рук и кистей, для пальцев рук.
2. Пальчиковые игры, удержание позы, мышц и последовательное выполнение двух образов.
3. Воспроизведение ритма ладонями, одной ладонью (ведущей руки), пальцем.
4. Игры с мелкими предметами, крупами и сыпучими материалами.
5. Ориентирование в пространстве, на плоскости.
6. Формирование графических навыков.
3. Организационный раздел
3.1.Расписание индивидуальных занятий с ребенком по реализации АОП
День недели | Время занятий |
понедельник | 10.00-10.25 |
вторник | 10.00-10.25 |
среда | 10.00-10.25 |
четверг | 10.00-10.25 |
пятница | 10.00-10.25 |
- Индивидуальный учебный план по основным коррекционным направлениям
Направление коррекционной работы | Количество занятий в | Итого |
неделю | ||
Игры и упражнения по развитию речи | 1 | 35 |
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве | 1 | 35 |
Игры и упражнения на совершенствование основных движений | ||
Игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие | 1 | 35 |
Игры и упражнения на развитие крупной моторики рук и ног, координации | 1 | 35 |
движения и мышечной памяти в танцевально-ритмических движениях. | ||
Игры и упражнения на формирование мелкой моторики рук | 1 | 35 |
Программа реализуется в течение всего учебного года (с сентября по май месяц).
17
- Психолого-педагогические условия реализации Программы:
Учебный материал практического курса рассчитан на 35 занятий в год по основным направлениям коррекционной работы (один раз в день по 25 минут) В процессе реализации АОП необходимо добиться:
- изменение общего эмоционального состояния ребёнка (ребёнок становится активным и уверенным в своих действиях, у него появляется познавательный интерес);
- улучшения речевых навыков и познавательных процессов;
- предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;
- отслеживания динамики положительных изменений, своевременного закрепления достигнутых результатов.
-использование данной программы всеми специалистами ДОУ.
Взаимодействие специалистов:
Воспитатель поддерживает взаимосвязь с воспитателем второй половины дня, музыкальным руководителем. По мере выполнения коррекционной работы сообщает педагогам информацию необходимую для контролирования ребёнка. Содействует межличностному взаимодействию с детьми в процессе совместных игр, мероприятий, праздников, развлечений, оздоровления и физического развития в условиях детского сада.
Воспитатель ежедневно стимулирует речевое развитие, двигательную активность ребёнка.
Музыкальный руководитель развивает крупную моторику рук и ног, координацию движений и мышечной памяти в танцевально-ритмических движениях. Способствует умению выразительно и ритмично двигаться, способствует развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
18
- Материально-технические условия
№ п\п | Образовательная область | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов |
1. | Физическое развитие | Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. Горбунова Л.Г. Гинастика и массаж. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.- М.: Мозаика-Синтез, 2012 Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика.- М.: Мозаика-Синтез, 2014 |
2. | Социально – коммуникативное развитие | Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: 2012. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевых игр детей 4—5 лет. — М.: Центр Педагогического образования, 2012. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2016, |
3. | Речевое развитие | Гербова В.В. Развитие речи в саду (средняя группа).- М.: Мозаика-Синтез, 2014 Гербова В.В. Развитие речи в саду (старшая группа).- М.: Мозаика-Синтез, 2014 Гербова В.В. Развитие речи в саду (подготовительна группа).- М.: Мозаика-Синтез, 2014 |
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2016
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Тригер Р.Д., Е.В Владимирова «Звуки речи , слова , предложения- что это?». - М.: 2000г
- Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». - М.1991г
19
В ДОУ оборудованы следующие помещения:
Помещения | Количество |
Музыкально/спортивный зал | 1 |
Методический кабинет | 1 |
Групповые помещения | 2 |
Медицинский кабинет | 1 |
Физкультурно/музыкальный зал
• оборудован необходимым спортивно-игровым оборудованием для организации двигательной активности детей в помещениях и на свежем воздухе (мячи, обручи, скакалки и т.п.);
- на территории созданы условия для физического развития детей;
- атрибуты для проведения утренней гимнастики и подвижных игр: маски, флажки, ленточки, платочки, кубики и т.д.
Методическая литература, пособия, картотека игр, считалок, занятий, конспекты спортивных мероприятий. Рабочая документация. Картотеки занятий по физической культуре, подвижных игр, физминуток;
• спортивные уголки в группах.
- музыкальный инструмент — пианино, баян;
- детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, барабаны, ложки и др.);
- музыкальный центр и акустическая система;
- ноутбук -1 шт.,
- музыкально-дидактические игры и пособия;
- фонотека с образцами классической и современной музыки для детей.
Групповая комната
- разные виды конструктора;
- дидактические игры и упражнения;
- разные виды театра;
- оборудование для двигательной активности (скакалки, балансиры, кегли, мешочки с песком, мячи, хоппы);
- фигурки для обыгрывания построек;
- игрушки бытовой тематики;
- полифункциональный материал (коробки, палочки, камушки, зерна, бусинки, катушки и т.д.)
20
Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками:
- нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- современные программы и технологии дошкольного образования;
- обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей;
- библиотека методической и детской литературы;
- демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками;
- 1 компьютер, принтер, для сбора и анализа информации, оформления педагогической документации;
- столы, стулья, информационный стенд.
- медицинский кабинет (ростомер, весы, шкафы для хранения медицинской документации, инвентаря, (термометры, разовые шпатели), стол письменный, стулья.
- изолятор (детская кровать (1 шт)).
21
- Методическое обеспечение программы
Информационно-технологическое обеспечение дошкольного образовательного учреждения
Наименование | Количество единиц |
Ноутбук | 1 |
Подключение к сети Интернет | 1 |
Принтер (черно-белый) | 1 |
Музыкальный центр | 1 |
Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям в соответствии с возрастной категорией
Старший дошкольный возраст
Центр физического развития | Центр социально-коммуникативного развития | Центр познавательного развития | Центр речевого развития | Центр художественно-эстетического развития |
|
ящик с мелкими предметами заместителям |
«Логический домик», «Играем в математику», «Парочки» и др.
веревочки разной длины и толщины, ленты широкие и узкие, линейки
для переливания и вылавливания – черпачки, воронки, сачки; мерные стаканчики, предметы из разных материалов,
| Книжный уголок: художественная литература
|
подносы Музыкальные инструменты: аккордеон бубен кастаньеты колокольчик коробочки рожки маракасы металлофон пианино трещетка дудочка набор шумовых инструментов |
В настоящее время МБДОУ «Старобобовичский детский сад «Сказка» ориентирован не на формальную результативность, а на поддержку интересов, способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Насыщение окружающей ребенка среды должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов ребенка младшего и старшего дошкольного возраста. 24
В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как одного ребенка, так и детей группы. Поэтому предметно-развивающая среда имеет характер интерактивности.
Центр физического развития | Центр социально-коммуникативного развития | Центр познавательного развития | Центр речевого развития | Центр художественно-эстетического развития |
Старший дошкольный возраст | ||||
Алгоритмы и пиктограммы гигиенических процедур, одевания и раздевания. Портфолио здоровья. «Дорожка здоровья» (массажные сенсорные дорожки, коврики) атрибуты для двигательной активности, сухой бассейн. Фитомодульные композиций и аромамедальоны, мешочки и подушечки с травами. Стаканчики, понос, скатерть для фито-бара. «Аптека на грядке» - (познавательно-исследовательская деятельность). Выставки рисунков, коллективных коллажей. Аппликация о правильном питании. Дидактическая игра: «Что полезно для зубов». Плакаты: «Не забывайте мыть руки»; «Моем руки правильно». Игровой набор «Кукольный доктор», игрушки – зверюшки, скамеечка для машины «скорой помощи», куклы, халат и шапочка для врача, шапочки с красным крестом для медицинского персонала, две игрушечных машины для сюжетно-ролевой игры «Больница». Кассовый аппарат, коробочки, пробирки, колбочки, ступка, пестик, спиртовка, коробочки от трав, фрукты и овощи для сюжетно-ролевой игры «Лесная аптека». Маски: медведя, волка, ласточки, зайца, лисички, курочек, пеньков, акулы, рыб и атрибуты для подвижных игр. «Маршруты выходного дня». Мультик-банк «Все о здоровье». Музыкальный центр с дисками «Радуга звуков», «Живой уголок леса», «Шум моря». Дидактическая игра «Как замечательно устроен наш организм». | Фотоальбомы: «Какие мы», «Я и моя семья». Фотовыставка «Праздник в нашей семье». Иллюстративный материал, отображающий эмоциональное состояние людей. Картинки с изображением предметов, необходимых для деятельности мужчине, женщине. Круги большие и маленькие для моделирования состава семьи. Иллюстрации, картинки «Хорошо – плохо» по ознакомлению детей с социальными эталонами. Фотоальбомы с фотографиями «Мой дом», «Магазин на моей улице», «Где я бывал?», «Где я отдыхал?».Альбома «Мой родной город». Произведения фольклора, авторские произведения, используемые во всех режимных моментах, конфликтных ситуациях. Мультик-банк «Разное настроение». «Солнышко дружбы», привлекает внимание ребенка, создает настроение радости, праздника, объединяет детей для совместных игр, формирует навыки взаимодействия, способствует формированию детского коллектива. «Семейная книга», обеспечивает связь с семьей, формирует чувство гордости за близких, чувства личной и семейной значимости. «Цветок радостных встреч» с первых минут пребывания ребенка в группе создает атмосферу радости, удовольствия, отвлекает от отрицательных эмоций. «Зонтик-сюрприз» (коробочка) создан для яркости интерьера, он привлекает внимание малыша, широко используется для организации развлечений, сюрпризов, подарков, находит применения в игровой деятельности. Фотоальбом «Я и моя семья», обеспечивают связь с домом, с семьей, дорогими и близкими ребенку людьми, это прекрасная возможность разнообразных разговоров с ребенком о его семье, близких, это повод общения с ребенком о событиях которые происходили с ним и его родными. Иллюстративный материал, слайды, фотографии, отображающие архитектурный облик домов и улиц родного города. Демонстрация проектов «Дом, в котором я живу», «Мой двор»; «Детский сад и я – дружная семья»; «Моя родная улица». Праздничная скатерть, посуда, самовар для организации групповой традиции детского сада: «Я сегодня именинник», «Встреча друзей». Разные виды бумаги, разных цветов и размеров и разная по фактуре, альбомы, листы ватмана, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши – цветные, простые, краски, акварельные, фломастеры, материал, для изготовления приглашений. Альбом «Новая страничка» о моем городе. Иллюстрации по содержанию малых фольклорных форм: песенок, попевок, потешек народов Урала. Детско-взрослые проекты «Интересная работа моей мамы (моего папы)». Видеофильмы «Мой родной город». Сухой бассейн. Водный конструктор для конструирование домов, музеев, театров в родном городе. Фотовыставка «Моё настроение», «Зеркало добрых дел». Тематический альбом «Разные поступки». Выставка рисунков и рассказов «Мой лучший друг», «Подарок другу». Портфолио детей. Конструкторы разных размеров и фактуры для сюжетно – ролевой игры «Мы строим город»; «Высокие и низкие дома в нашем городе». Альбом фотографий «Узнай свой дом». Дидактическая игра «Этот транспорт есть в нашем городе». Выставка «Транспорт на улицах нашего города». Альбом с наклейками «Транспорт нашего города». Макет нашего микрорайона, города. Мини-музей «Мир уральской игрушки». | Центр «Песок-вода»: совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров), грабельки; емкости, набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, корабликов, утят, рыбок, пингвинов), черпачки, мячики, набор игрушек «Что плавает–что тонет?», самые разные предметы – цветные камешки, ракушки, ложки, скорлупки, пенопласт, дерево. Копилка «Нужных, ненужных вещей». Эко-библиотека. «Полянка драгоценностей». Детские дизайн-проекты: «Огород на окне», «Обереги». «Коробка находок». Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Создаем модели луга, городского парка, городского пруда (внесение изменений в зависимости от сезона, от климатических условий). Предметные и сюжетные картинки, наборы открыток по сезонам, по ознакомлению детей с трудом взрослых, с праздниками. Дидактические игры по ознакомлению детей с миром предметов и явлений ближайшего окружения («Найди маму», «Чей домик», «Собери животное», «Лото малышам» и т.д.). Набор тематических игрушек: «Домашние животные», «Фрукты», «Овощи», «Животные нашего леса». Игры-вкладыши. Муляжи, гербарии, учебные коллекции, наборы открыток о природе, альбомы, которые используются в работе с детьми. «Занимательная коробка», книги направленная на развитие тактильных ощущений. Дидактическая кукла с подбором одежды для всех сезонов. Календарь погоды, где ведутся наблюдения заявлениями и объектами живой и неживой природы, результаты отражаются в календарях сезонных изменений. Мини-огороды, где имеются посадки лука, овса, гороха, фасоли, огурцов, ведутся тетради наблюдений за ростом и развитием растений. Макеты «Животные нашего леса», «Лес», «Птицы» для ознакомления детей с природной зоной. Фотографии, иллюстрации, слайды природы родного края. Видеотека (фильмы о природе). Библиотека (книги о природе). Фонотека (голоса птиц, животных, диалоги, песни о природе). | Книги – произведения малых фольклорных форм. Игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание, сигнальные карточки. | Фотоальбомы: «Какие мы», «Я и моя семья». Фотовыставка «Праздник в нашей семье». Иллюстративный материал, отображающий эмоциональное состояние людей. Картинки с изображением предметов, «Хорошо – плохо» по ознакомлению детей с социальными эталонами. Фотоальбомы с фотографиями «Мой дом», «Магазин на моей улице», «Где я бывал?», «Где я отдыхал?». Альбома «Мой родной город (село)». Произведения фольклора, авторские произведения, используемые во всех режимных моментах, конфликтных ситуациях. «Солнышко дружбы», привлекает внимание ребенка, создает настроение радости, праздника, объединяет детей для совместных игр, формирует навыки взаимодействия, способствует формированию детского коллектива. «Семейная книга», обеспечивает связь с семьей, формирует чувство гордости за близких, чувства личной и семейной значимости. «Цветок радостных встреч» с первых минут пребывания ребенка в группе создает атмосферу радости, удовольствия, отвлекает от отрицательных эмоций. «Зонтик-сюрприз» (коробочка) создан для яркости интерьера, он привлекает внимание малыша, широко используется для организации развлечений, сюрпризов, подарков, находит применения в игровой деятельности. Фотоальбом «Я и моя семья», обеспечивают связь с домом, с семьей, дорогими и близкими ребенку людьми, это прекрасная возможность разнообразных разговоров с ребенком о его семье, близких, это повод общения с ребенком о событиях которые происходили с ним и его родными. Иллюстративный материал, слайды, фотографии, отображающие архитектурный облик домов и улиц родного города. Демонстрация проектов «Дом, в котором я живу», «Мой двор»; «Детский сад и я – дружная семья»; «Моя родная улица». Праздничная скатерть, посуда, самовар для организации групповой традиции детского сада: «Я сегодня именинник», «Встреча друзей». Разные виды бумаги, разных цветов и размеров и разная по фактуре, альбомы, листы ватмана, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши – цветные, простые, краски, акварельные, фломастеры, материал, для изготовления приглашений. Альбом «Новая страничка» о моем городе. Иллюстрации по содержанию малых фольклорных форм: песенок, попевок, потешек народов Урала. Детско-взрослые проекты «Интересная работа моей мамы (моего папы)». Видеофильмы «Мой родной город». Сухой бассейн. Водный конструктор для конструирование домов, музеев, театров в родном городе. Фотовыставка «Моё настроение», «Зеркало добрых дел». Тематический альбом «Разные поступки». Выставка рисунков и рассказов «Мой лучший друг», «Подарок другу». Портфолио детей. Конструкторы разных размеров и фактуры для сюжетно – ролевой игры «Мы строим город»; «Высокие и низкие дома в нашем городе». Альбом фотографий «Узнай свой дом». Дидактическая игра «Этот транспорт есть в нашем городе». Выставка «Транспорт на улицах нашего города». Альбом с наклейками «Транспорт нашего города (села)». Макет нашего микрорайона, города (села). Мини-музей «Комната крестьянского быта». |
30
Заключение и рекомендации
Организация образовательного процесса
Оценка результатов (усвоение программы (указать какой) в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения к школе \ положительный результат отсутствует)
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Организация коррекционного процесса
Оценка результатов (усвоение программы (указать какой) в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения к школе \ положительный результат отсутствует)
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Психолого-педагогическое сопровождение
Оценка результатов \положительные результаты отсутствуют
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Организация жизнедеятельности
Оценка результатов (достигнута компенсация (полная или частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности \достигнута (полная или частичная) способность к самообслуживанию \восстановлены полностью или частично навыки бытовой деятельности \ положительный результат отсутствует)___________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг достижений воспитанников за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы
Цель: выявить уровень усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по реализации образовательной программы «Радуга».Используемые методы: ди...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА РЕБЕНКА С ОВЗ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
I. Устранение дефектовзвукопроизношения. II. Развитие фонематическогослуха.III. Работа по обогащению, уточнению и систематизациисловаря. IV. Совершенствование грамматического строя речи.V. Развитие св...
2016-2017 Планирование образовательной деятельности "Художественно-эстетическое развитие" по тематическому модулю "Музыкальная деятельность" (3-7 лет) на 2016-2017 учебный год
Планирование образовательной деятельности...
2016-2017 Проект "Город мастеров" подготовительная группа 2016-2017 уч.г.
Вид проекта: познавательно-творческийПродолжительность: краткосрочныйСрок реализации: 1 месяцДата реализации: 25 октября – 25 ноябряПо количеству участников: групповойУчастники: д...
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2013-2014,2014-2015,2015-2016,2016-2017,2017- учебные года
Мониторинги усвоения программы...
Данные педагогического обследования ребенка с ОВЗ за 2016-2017 учебный год
Материал содержит данные педагогического обследования ребенка с ОВЗ за 2016-2017 учебный год которые ле...
Данные педагогического обследования ребенка с ОВЗ за 2016-2017 учебный год
Материал содержит данные педагогического обследования ребенка с ОВЗ за 2016-2017 учебный год которые легли в основу планирования работы по реализации коррекционно-развивающей и общеобразовательной про...