Картотека. Зимние прогулки.
картотека (подготовительная группа) по теме

Морозова Надежда Валерьевна

В данном комплекте представлен материал для развивающих прогулок с детьми, который даст возможность взрослым - воспитателям, педагогам, родителям и т. д. сделать прогулки интересными, полезными, развивающими и оздоровительными. Все прогулки тематически разбиты по временам года.   Тематическая беседа, которую взрослый может проводить с детьми во время прогулки, и подвижная игра.В детских садах прогулки запланированы, но от этого они не становятся скучными. Для воспитателей прогулка - это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п. В режиме дня ДОУ выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.  В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале организовать свободную игровую деятельность, провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью (трудовая, игровая, индивидуальная работа с ребенком, наблюдение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_progulki.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цели развивающих прогулок

  • Расширять кругозор детей;
  • научить использовать полученные знания в играх, в рисовании;
  • научить делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
  • развивать творческую фантазию и воображение;
  • развивать память, внимание, речь детей,
  • поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  • прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
  • формировать желание стать другом и защитником природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать активность, коллективизм, настойчивость в достижении
    поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
  • совершенствовать основные виды движений.

ЗИМНИЕ ПРОГУЛКИ.

«Лед»

Цель прогулки

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе, объяснить, что в связи с понижение» температуры вода превращается в лед. Провести разъяснительную работу по охране здоровья объяснить детям, что лед нельзя брать в рот, тем более лизать, сосать и проглатывать льдинки снег.

Предварительная работа

Накануне прогулки залить вместе с детьми небольшой участок земли, покрытый снегом, водой.

Ход беседы

Педагог предлагает детям пояснить, почему они так тепло одеты, и перечислить предметы одежды. Ответы детей сводятся к тому, что на дворе зима. Педагог дает задание внимательно рассмотреть участочек земли, который накануне они все вместе залили водой.

Что произошло с водой? (Замерзла.) Как еще можно иначе сказать? (Застыла, обледенела,  затвердела, превратилась в лед.) А как она выглядела вчера? (Она была жидкая, лилась из лейки, брызгалась и т. п.) Как выглядит лед, если на него попадают солнечные лучи? (Он, как стекло, отражает солнечные лучи.) А если посмотреть через тонкий лед на свет? (Лед прозрачный)

Можно ли брать в рот льдинки и сосульки?

Педагог объясняет, что лед нельзя брать в рот, тем более лизать, сосать льдинки, это вредно для здоровья. Дети делают выводы, исходя из собственного опыта.

Игра на прогулке. «Гонка льдинок»

Дети выстраиваются на нескольких ледяных дорожках в затылок парами, тройками (в зависимости от ширины); у каждого ребенка по клюшке и по одной льдинке. Дети по очереди гоня
свои льдинки по дорожке, так чтобы она не попала в снег. Выигрывает тот ребенок, которые  благополучно проведет льдинку до конца дорожки.

«Свойства снега»

Цель прогулки

Закрепить знания о зимних явлениях природы, вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни. Развивать речь
мышление.

Предварительная работа

Подготовить рисунки снежинок.

Ход беседы

Рассмотрите рисунки снежинок. Сравните отдельные снежинки между собой. Чем они похожи? Чем отличаются? Обратите внимание на форму снежинок. Сосчитайте, сколько лучиков у каждой из них. Поднимите руку, кто нашел у снежинки 7 или 8 лучиков. Может, 5? Нет! Все снежинки шестигранные.

Ледяные звездочки-снежинки признаны символом Нового года. Они невероятно красивые. В природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люд
насчитали 246 разных форм снежинок. А для чего нужен снег в природе?
(Ответы детей.) Опишите снег. Какой он? Почему снег лиг
кий? А каким снег бывает при низкой температуре? Что произойдет со снегом, если его занести в помещение? А можно ли есть снег? Почему? Что может произойти? И т. д.
Педагог слушает ответы детей и дополняет их научными фактами о снеге.

Игра на прогулке. «Меткие стрелки»

На верхний край небольшого снежного вала кладут кегли, кубики, игрушки или какие-либо другие предметы, в которые целятся дети. Определяется расстояние, с которого будут кидать  снежками. Каждый ребенок имеет право на 3-5 выстрелов. Побеждают самые меткие.

«Такие разные снежинки»

Цель прогулки

Закрепить знания о зимних явлениях природы, вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать интерес к неживой природе. Развивать память, внимание, речь.

Ход беседы

Посмотрите на небо. Что вы видите? Это облака. На что они похожи? (Ответы детей.)

Высоко над землей, где очень-очень холодно, скапливаются водяные пары. Не успев перейти в воду, пары сразу превращаются в крохотные льдинки. Эти льдинки совсем крохотные, как пылинки. Их называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками. Они становятся все больше и больше. Наконец они превращаются в знакомые нам снежинки. Снежинки похожи на резные белые звездочки. Если поймать снежинку и внимательно е
рассмотреть, то вы увидите, какая она красивая. Снежинки словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками. Они словно сказочные неземные цветы.

В теплую зимнюю погоду снежинки слипаются между собой и на землю падают снежные хлопья. Поэтому люди и говорят про снег: «Пушистое снежное одеяло».

А в солнечный морозный денек снег скрипит у нас под ногами. А знаете почему? Все дело том, что крошечные лучики-лепестки ломаются. Из-за того, что ломаются одновременно много звездочек-снежинок, нам и слышен этот скрип.

Игра на прогулке. «Веселый поезд»

В игре принимают участие две команды. Связывают несколько (3-5) санок. Малыши сидят на санках, а взрослые (или дети постарше) по сигналу ведущего тянут санки от старта к финишу. Побеждает та команда, последний вагон «поезда» которой первым пересечет финишную
черту.

«Художница Зима»

Цель прогулки

Провести наблюдение за зимней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, интерес к природе, стремление заботится о ней, беречь и охранять в меру сил. Обогащать словарный запас, активизировать внимания и память.

Ход беседы

Какое сегодня число, день недели, месяц? Какое время года на дворе? Какие зимние месяц вы знаете? Что вы наблюдаете в небе? Что у нас под ногами? Важно, чтобы дети обосновывали свои ответы, не оставляя их односложными. Послушаем скрип снега. Посмотрите на деревья вокруг. Какие они? Как преобразила зим все вокруг? Представьте, что вы все художники, вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать зиму. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей? Что можно нарисовать красной краской? Синей? Коричневой? А можем ли мы назвать Зиму художницей? Почему? Какие картины рисует художница Зима. Какие она использует краски? Поднимите руку те, кому нравятся ее картины. Каким словом можно заменить слово картины? (Пейзажи, произведения, художества, рисунки и т. д.) А какой характер у Зимы? Зима бывает солнечная и ласковая, добрая и веселая. А можно  быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется капризничать и разбрасывать вокруг себя снег.

Игра на прогулке. «Снежный баскетбол»

Дети становятся в одну шеренгу. У каждого из них заготовлено по 10-15 снежков. Примерно в 5 м перед каждым ребенком заранее приготовлена «корзина» -  небольшая ямка в снегу. 3; дача игроков - попасть в свою корзину максимальным количеством снежков.

 «Снегопад»

Цель прогулки

Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Пополнить знания детей о зимовье зайца, о его трудностях. Проводим опыты со снегом: легкий, хрупкий, от тепла тает и т. д. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь.

Материалы к прогулке

Кукла-перчатка Заяц.

Ход беседы

На прогулку педагог выносит куклу-перчатку Зайца.

Взрослый загадывает детям загадку:

-  Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Заяц. Зимой у нас белая теплая шубка. Я могу спрятаться от хищных птиц и животных. Я уме! запутывать следы на снегу. А про снег я знаю только, что он холодный, Пожалуйста, расскажите  мне про снег.

Педагог. Заинька, а ты погуляй с нами, и сам все про снег узнаешь.

Педагог вместе с детьми проводит опыты со снегом.

1.        Опускаем комочек снега в стакан с водой. Он не тонет. Вывод: снег легче воды.

2.        Держим снег на ладони, тает. Вывод: снег состоит из воды.

3.        Катаем из снега ком. Вывод: снег может быть липким, из него можно делать фигурки.

4.        Наносим на поверхность снежной фигуры краску. Вывод: снег поддается окрашиванию, как и вода, и лед. Заяц благодарит детей и еще раз повторяет вывод о свойствах снега.

Педагог. Когда идет снег, это явление называют снегопадом, то есть «снег падает». Это красивое зрелище. Если во время снегопада нет ветра, стоит запрокинуть голову вверх и смотреть  на небо, тогда, кажется, что ты летишь сквозь снег.

 «Зимний ветер»

Цель

Обобщить и систематизировать знания детей о воздушных потоках. Учить детей делать выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширят словарный запас детей, учить подбирать синонимы.

Материалы

Флажки.

Ход беседы

Подумайте, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы. (Холодный ветер лед на лужах, люди стали теплее одеваться, снег повсюду и т. д.)

У вас в руках флажки. Мы в группе смотрели на них. В каком они были состоянии? Вернее ткань свисала вдоль древка (палочки). Что вы можете сказать о флажках сейчас, на улице Правильно, флажок вьется на ветру. А каким другим словом можно заменить слово «вьется»
(Подбираются синонимы: трепещет, колышется, бьется, развевается, реет, полощется и т. п.  А почему это происходит? (Ветер играет.) Посмотрите вокруг, а с какими еще предметами играет ветер? (Ответы детей.) Правильно, ветер тянет нас за шарфики, таскает за макушки кусты и деревья, играет с травинками, которые торчат из-под снега. Неугомонный ветер успевает побывать везде. Кажется, будто он замерз и, чтобы согреться, прыгает с места на место: то по
елочкой посидит, то на березовых веточках покачается, то начнет стучать калиткой, то в окно постучит. А если мы с вами посмотрим на небо, то и там можем заметить работу ветра. Гонит о пушистые облака. Может, старается убрать их, чтобы освободить место солнышку?

Игра на прогулке. «Заморожу!»

Выбирают двоих детей, которые будут водить. Остальные образуют круг и протягивают рук вперед. По сигналу ведущего водящие бегут внутри круга в противоположных направления; пытаясь шлепнуть игроков, составляющих круг, по ладоням, которые те стараются убрать. То'
кого шлепнули по ладошке, считается «замороженным» и выбывает из игры.

«Зимние забавы»

Цель прогулки

Ознакомить детей с историей русских зимних забав и игрищ. Развивать речь, активизировать внимание и память. Воспитывать патриотические чувства. Создать на прогулке атмосфер праздника. Растить детей здоровыми, физически крепкими.

Ход беседы

Какое время года на дворе? По каким признакам вы определили, что зима? (Ответы детей)

Кто из вас любит зимушку? Что же в зиме такого хорошего?

Кто из вас любит играть? Какие зимние игры вы знаете?

Русские люди всегда умели и трудиться, и веселиться. После трудового дня они собирались на игрища.

На ярмарках и гуляниях россияне устраивали состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна. Взрослые мужчины проводили бои на бревне: два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.

Любили наши предки игру «Взятие снежного городка». В этой игр! участвовали целыми семьями.

Дети соревновались друг с другом в беге «взапуски», то есть наперегонки. К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках: бег на ходулях - игры хорошо известные и сейчас.

На прогулке можно провести русскую народную забаву «Взятие снежного городка». Для этого проведите  предварительную работу по картине В. Сурикова.

«Деревья зимой»

Цель прогулки

Воспитывать любовь к природе родного края. Пояснить детям, что в морозные дни веточки деревьев и кустарников особенно уязвимы. Воспитывать чувство ответственности за окружающий мир.

Материалы

Кукла-перчатка Незнайка.

Ход беседы

На прогулку педагог выносит куклу-перчатку Незнайку.

Педагог. Внимательно оглядитесь вокруг: какие зеленые друзья окружают нашу площадку

Незнайка. Где это вы зимой зеленых друзей увидали?

Педагог. Незнайка, во-первых, не очень-то хорошо перебивать взрослых. А во-вторых, деревья и кустарники действительно наши зеленые друзья. Понятно?

Незнайка. Ничего и непонятно! Какие же они зеленые, если они голые?

Педагог. Ребята, кто из вас может Незнайке объяснить, почему деревья-  зеленые друзья' (Ответы детей.)

Педагог подводит итог: на зиму деревья сбрасывают листву, но они не умирают, а просто отдыхают.

Педагог. Осенью дни становятся короче, солнечного света листья получают меньше. У де рева остается совсем мало времени, чтобы производить питательные вещества в листьях, и она начинает расходовать запасы, накопленные весной и летом. Вот дерево и сбрасывает листы
и стоит голое до весны. Сокодвижение и рост замедляются. Веточки в это время особенно уязвимы, они хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать. А вот хвойные деревья не сбрасывают листву. Их листья - хвоя- достаточно сильны, чтобы пережить зиму.

Незнайка. Теперь я тоже все понял и запомнил, друзья. Спасибо вам!

«Покормите птиц зимой»

Цель прогулки

Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения о том, что птицам надо помогать, подкармливай их. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.

Ход беседы

Какое сейчас время года? Докажите. (Ответы детей.) Что принесла с собой зима?

Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все вокруг снегом. Прилетели вместе с хозяйкой ее слуги: пурга, метель, вьюги и бураны. А мороз зиме помогает -  все водоемы льдом сковал. И гордится зима своими делами.

Педагог предлагает подумать: всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима. Говорит о том, что зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

Кто больше всего страдает от капризов зимы? (Животные и птицы.) А чем питаются птицы, где они добывают корм зимой? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц -  не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под перышками; самое ужасное  -  голод. Когда корм
мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если их не подкармливать, они могут погибнуть. Поэтому нужно заботиться о пернатых друзьях. А для этого необходимо развесить птичьи столовые — кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконе и т. п. А птицы, в знак благодарности, споют вам радостные песни.

Игра на прогулке. «Попади в ведро»

На небольшой снежный вал ставят ведро. Дети выстраиваются на расстоянии 1,5-2 м от Ведра и по сигналу водящего бросают снежки, стараясь, чтобы они попали внутрь ведра. Каждому дается по 3 попытки, побеждают те, у кого больше попаданий.

«Домашние животные зимой»

Цель прогулки

Знакомить с окружающим миром, жизнью домашних животных зимой. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять словарный запас детей, вводить в речь прилагательные

Ход беседы

Какая сегодня погода? (Ясная, пасмурная.) Попробуйте определить, есть ли сегодня ветер Если есть, то он какой? (Слабый, умеренный, сильный.) Про ветер вам подсказали деревья: флажки. А кто еще может людей предупредить об изменениях погоды? (Дети могут назвав синоптиков, термометр за окном, могут назвать кошку или собаку.)

Верно, нам могут помочь наши друзья, домашние животные. В народе есть верные примет поведения кошки:

Кошка в печурку — стужа во двор.

Кошка пол, стену или мебель дерет — к непогоде.

Кошка мордочку прячет— к морозу либо к ненастью.

Кошка клубком — на мороз.

Кошка моется, лижет лапу — к вёдру (к хорошей погоде).

Кошка крепко спит — к теплу.

Кошка лежит брюхом вверх — к теплу.

Собака тоже очень чутко реагирует на перемены. В народе подмечено:

Собака прячет нос — к лютым холодам.

Каких еще домашних животных города (села) вы можете назвать?

Зимой домашние животные нуждаются в особой заботе. Если животные живут рядом в приусадебных постройках, люди заранее, в теплое время года, утепляют эти помещения.

Игра на прогулке. «Не только метко, но и сильно»

Если на шесте укрепить круглую мишень, которая могла бы поворачиваться, то можно по состязаться и в силе бросков. Кому понадобится меньше снежков, чтобы заставить мишень повернуться боком? (Получаешь 1 балл). Или даже обратной стороной (2 балла).

«Сосульки»

Цель прогулки

Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе, помочь детям понять, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Провести разъяснительную работу по охране здоровья: объяснить детям, что лед нельзя брать в рот, тем боле лизать, сосать льдинки. Развивать речь, мышление.

Предварительная работа

Налить в емкость подкрашенную воду и вынести ее на улицу.

Ход беседы

Почему все люди сегодня и вчера так тепло одеты? Кто может перечислить предметы одежды. {Ответы детей сводятся к тому, что люди одеты так-то и так-то, потому что на дворе зима. Ребята, я предлагаю вам внимательно рассмотреть подкрашенную гуашью воду, которую вынесли на улицу утром. Что произошло с водой? (Замерзла.)

Как еще можно иначе сказать? (Застыла, затвердела, превратилась в лед.)

А как она выглядела утром? (Она была жидкая, ласкала руки, лилась из лейки, брызгались  и т. п.) А что вы можете сказать про лед? Он жидкий? (Твердый.) Обласкает руки? (Ото льда рукам больно.) Как выглядит лед, если на него попадают солнечные лучи? (Он прозрачный
А наш лед посмотрите, какого он цвета? (Красный, фиолетовый и т. п., в зависимости от краски.) Сквозь него проходят солнечные лучи? (Очень плохо.)

Можно ли брать в рот лед? (Ни в коем случае.)

Дети самостоятельно делают выводы, исходя из собственного опыта.

Нельзя лед брать в рот, лизать и сосать льдинки, это вредно и опасно для здоровья человек; 

Игра на прогулке. «Кто кого перетянет»

Детей сажают на санки лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра. В руках у них веревка. По сигналу ведущего соперники тянут веревку к себе. Кому удается притянуть соперника к свой санкам -  тот и выиграл.

 «Зима на нашей улице»

Цель прогулки

Учить отвечать на вопросы взрослого, строя при этом логически завершенные предложена. Развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать. Воспитывать желание своими руками поддерживать чистоту вокруг.

Материалы

Лопатки для снега.

Ход беседы

Что лежит у нас под ногами? Что произойдет, если снега выпадет много? А если снега будет очень много? (Ответы детей.) Да, трудно будет ходить людям и животным. Не смогут ездить  машины. Могут сломаться ветки деревьев и оборваться электропровода. И чтобы этого не произошло, люди все время следят, чтобы снега было не слишком много. Его постоянно убирают маленьких дорожек и больших дорог.

Кто убирает снег у нас в детском саду? А как зовут нашего дворника? Давайте скажем ем; «Большое спасибо!» за чистые дорожки, за снежную горку. Посмотрите, какая у дворника большая лопата. Ей убирают снег. А вот это — скребок. Он еще шире лопаты. Лопатой снег поднимают и отбрасывают, а с помощью скребка снег отодвигают. А откуда зимой на дорожках сне появляется? (Из тучек.) А песок? Нет, не из тучек. Песок рассыпают дворники. А на большие дороги его разбрасывают из машин. И тогда гололед нам не страшен!

Игра на прогулке. «Не пропусти мяч!»

Играющие становятся по кругу на расстоянии трех шагов друг от друга и держат в руке по клюшке или лопатке. Внутри круга находится водящий с клюшкой и маленьким мячом. Он старается прокатить мячик в промежуток между стоящими в кругу.

Стоящие в кругу должны отбивать мяч. Если водящему удается прогнать мяч между стоящими за круг, то выходит из игры тот, у кого мяч прокатится с правой стороны, а водящим выбирается другой ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Зимние игры на прогулке"

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, меткости, координации движений, общей моторики....

Картотека "Зимние прогулки"

Организация зимней прогулки с детьми раннего возраста. Картотека зимних прогулок с детьми раннего возраста....

Картотека "Зимние игры на прогулке"

Картотека "Зимние игры на прогулке"...

Картотека игр на зимней прогулке в ДОУ

Картотека игр и упражнений на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста при организации прогулки в зимний период....

Картотека: "Зимние прогулки в детском саду!"

Прогулка №1 «Наблюдение за свежевыпавшим снегом»Цели:— формировать представление о зиме;— вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.Ход н...

Картотека "Зимние прогулки"

Зима-опасное время года...